Содержание образования в школе VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – педагогический процесс в школе VIII вида.
Цель исследования – выявление специфики содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Предмет исследования – содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Содержание

Введение........................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы содержания образования
в школе VIII вида
1.1. Понятие и сущность содержания образования............................. 6
1.2. Особенности содержания образования в школе VIII вида......... 14
Выводы............................................................................................................. 21
Глава II. Экспериментальное исследование содержания образования в школе VIII вида
2.1. Анализ современного состояния проблемы в практике работы
школы VIII вида............................................................................ 23
2.2. Содержание программ специальной (коррекционной) обще-
образовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы....... 32
Выводы............................................................................................................ 55
Заключение..................................................................................................... 57
Список изученной литературы................................................................... 59
Приложение 1................................................................................................. 61
Приложение 2................................................................................................. 62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 114.31 Кб (Скачать)
  • создание нормативно-правовой документации по организации и содержанию учебного и реабилитационного процессов;
  • материально-техническое обеспечения;
  • специального методического и реабилитационного обеспечения;
  • разработку механизмов лицензирования и сертификации государственного стандарта профессиональной реабилитации инвалидов;
  • подготовку педагогических кадров для работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, и повышение их квалификации [3: 13].

   Все вышеуказанное не исчерпывает круг вопросов, касающихся специального образования (содержание образования в частности) в России. Для решения проблем необходимы совместные усилия различных ведомств и министерств [3: 14]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Содержание программ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы

   Согласно  учебному плану в содержание образования  учащихся школы VIII вида входят следующие общеобразовательные предметы: русский (родной) язык, математика, природоведение, естествознание, география, история и обществоведение, этика и психология семейной жизни, изобразительное искусство, пение и музыка, физическая культура. Большое внимание уделяется трудовой подготовке.

   Помимо  общеобразовательных предметов  и трудового обучения в учебный план входят и специальные коррекционные занятия: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, социально-бытовая ориентировка, ритмика.

   Вне сетки учебных часов предусмотрено  проведение индивидуальных коррекционных  и логопедических занятий. Важным условием обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта является включение в образовательный процесс пропедевтического периода. В ходе его проведения учащихся готовят к усвоению программы по определенному учебному предмету, происходит развитие всех сторон познавательной деятельности детей.

   Русский (родной) язык. От усвоения этого ведущего учебного предмета во многом зависит успешность всего школьного обучения. На младших годах обучения учащиеся овладевают звуковым анализом, первоначальными навыками чтения и письма, усваивают буквы, учатся слоговому чтению. Они читают отдельные слова и предложения. Большое внимание уделяется работе по развитию связной устной речи детей, совершенствованию техники чтения, формированию умения у детей самостоятельно разбираться в содержании прочитанного [1: 134-135].

   Математика. В этом курсе изучаются арифметика и элементы наглядной геометрии. Учащиеся должны не только овладеть определенным объемом математических знаний, но и уметь использовать их в процессе трудового обучения, во время занятий по социально-бытовой ориентировке, изучения других предметов, а также в быту. Они знакомятся с величиной предметов, пространственными и временными представлениями, с действиями сложения и вычитания, простейшими геометрическими фигурами, с их свойствами. Учащиеся считают предметы, называют и записывают числа в пределах, требуемых программой. Они учатся считать двойками и пятерками, десятками в пределах ста. Учащиеся решают простейшие задачи, к более сложным переходят на средних годах обучения.

   Природоведение. Ученики получают знания, подготавливающие их к дальнейшему усвоению естествоведческих, географических и исторических сведений, помогающих элементарному пониманию причинно-следственных

связей  и отношений.

   Естествознание. Дети узнают об основных элементах живой и неживой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых, почве, о строение и жизни растений, животных и человека. У учащихся формируется понимание и отношение к природным явлениям.

   География. Учащиеся учатся ориентироваться на местности, получают представления о климате. Получают элементарные знания по экономической географии нашей страны. Особое внимание уделяется формированию у школьников представлений о разнообразии занятий населения, связанных с природными условиями, об охране окружающей среды.

   История и обществоведение. Изучение основных этапов истории, прав и обязанностей граждан направлено на формирование нравственных и правовых норм жизни в обществе [1: 135-137].

   Этика и психология семейной жизни. Эти вопросы рассматриваются во время послешкольного обучения учащихся с нарушением интеллекта.

   Изобразительное искусство. Программа по данному предмету состоит из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.

   На  уроках декоративного рисования  с помощью педагога учащиеся составляют простейшие узоры в полосе, квадрате и т.д., учатся различать слова, составлять их сочетания, рисовать несложные орнаменты из геометрических элементов и растительных форм.

   В ходе рисования с натуры дети учатся изображать хорошо знакомые предметы, передавать цвет предметов.

   В уроки рисования на темы входит изображение  явлений окружающей жизни и иллюстрирование  сказок.

   Занятия изобразительным искусством, способствуя  совершенствованию познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся, имеют большое  коррекционно-развивающее значение.

   Пение и музыка. Основой уроков музыки является хоровое пение. В содержание каждого урока входит слушание музыки. Учащиеся слушают музыку различного характера, стараются уловить выраженное в ней настроение и с помощью педагога объяснить услышанное.

   Занятия по данному предмету содействуют  формированию музыкальных способностей детей, развитию их эмоциональной сферы  и составляют неотъемлемую часть их эстетического воспитания.

   Физическая  культура. В основу программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся.

   Трудовая  подготовка. На младших годах обучения учащиеся занимаются ручным трудом: их учат работе с пластилином, бумагой, природным материалом и т.д. [1: 137-138].

   В учебной работе с учащимися большое  место отводится специальным  коррекционным занятиям с младшими школьниками.

   Развитие  устной речи на основе изучения предметов  и явлений окружающей действительности. С помощью этого предмета целенаправленно

корригируется общее и речевое развитие детей. У учащихся формируются элементарные представления об окружающем мире, необходимые для дальнейшего  обучения, развивается наглядно-образное мышление.

   Социально-бытовая  ориентировка. На этих занятиях формируются знания и умения, способствующие социальной адаптации, повышению уровня общего развития, что позволит им посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами жизни.

   Ритмика. В содержание коррекционных занятий по ритмике входят музыкально-ритмические упражнения: игры, танцы, хороводы. Благодаря этим занятиям у учащихся совершенствуется координация движений, дети становятся более ловкими, развивается их пространственная ориентировка, обогащается эмоциональная сфера [1: 141-142].

   Таким образом, основными задачами содержания образования школы VIII вида являются:

  • коррекция дефектов развития  ребенка с нарушением интеллекта в

процессе обучения его общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудового обучения и разностороннего воспитательного воздействия на  ход развития учащихся;

  • подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности

по одной  из массовых рабочих профессий в  условиях современного   

производства;

  • лечебно-оздоровительная работа, направленная на укрепление и

исправление общего физического состояния школьников.

   В качестве более конкретного анализа  программ школы VIII вида рассмотрим программы по русскому языку 1-4 классы, 5-9 классы.

   Специфические задачи обучения русскому языку в  школе VIII вида конкретные и имеют коррекционную направленность. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития.

   Задачи  обучения русскому языку  в 1-4 классе школы VIII вида:

  • научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
  • выработать элементарные навыки грамотного письма;
  • повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • формировать нравственные качества [15: 33].

   Русский язык в младших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида включает следующие разделы и соответствующие программы:

  1. обучение грамоте (1 класс);
  2. чтение (2-4 класс);
  3. письмо (2-4 классы);
  4. развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (1-4 классы).

    Обучение  грамоте (1 класс):

  1. Добукварный период. Основные его задачи:
  • подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
  • привить интерес к обучению;
    • выявить особенности общего и речевого развития ребенка;

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков  по развитию слухового и зрительного  восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелкой моторики рук. 

   Обучающиеся должны уметь:

    • делить предложения на слова;
    • двусложные слова на слоги;
    • владеть графическими навыками.
  1. Букварный период:
  • обучение чтению: формирование звуко-буквенного анализа

и синтеза  как основы овладения чтением:

  • обучение письму: правильное начертание букв и соединение их в слоги, слова.

   Основные  требования к знаниям  и умениям учащихся к концу 1 класса:

  1. различать звуки на слух и в произношении;
  2. анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
  3. плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
  4. писать строчные и прописные буквы;
  5. отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрации к тексту.

   Чтение  и развитие речи (2-4 классы). Основные задачи:

  • научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное;
  • формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

   Основные  требования к умениям  и знаниям обучающихся к концу второго года обучения:

  1. читать по слогам короткие тексты;
  2. слушать небольшую сказку, рассказ;
  3. по вопросам учителя и по иллюстрации рассказывать о чем читали или слушали;
  4. знать 3 - 5 коротких стихотворений.

   Основные  требования к умениям  и знаниям обучающихся к концу третьего года обучения:

Информация о работе Содержание образования в школе VIII вида