Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 06:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия референдума, его видов и порядка проведения референдумов, представление того, как отображен институт референдума в современном Российском законодательстве, также приведены примеры проведения референдумов в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……. 3
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ..5
1.1 Понятие референдума………….....……….………………................... 5
1.2 Классификация и виды референдумов………………………..………..7
1.3 Порядок проведения референдумов……………………………………10
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ……………………………………………………………………………..13
2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума…………………………………………………………………………13
2.2 Федеральное законодательство о референдуме………………………..15
3 ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИИ И ИХ РОЛЬ…………….20
3.1 Практика проведения референдумов в России…………………………20
3.2 Роль и значение референдумов………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……......25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………. .. ….. 27
Дальневосточный федеральный университет
Юридическая школа
Кафедра конституционного и административного права
РЕФЕРЕНДУМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ
Курсовая работа
по конституционному праву
Выполнила студентка 3 курса
Карякиной Я. А.
Научный руководитель
Владивосток
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ..5
1.1 Понятие референдума………….....……
1.2 Классификация и виды референдумов………………………..………..7
1.3 Порядок проведения референдумов……………………………………10
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА
РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ………………………………………………………………
2.1 Конституция РФ – как основной
источник закрепления института референдума…………………………………………………
2.2 Федеральное законодательство о референдуме………………………..15
3 ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕДУМОВ В РОССИИ И ИХ РОЛЬ…………….20
3.1 Практика проведения
референдумов в России………………………
3.2 Роль и значение референдумов……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………. .. ….. 27
Введение
Становление
современной российской
Статья 32 Конституции
Российской Федерации
Референдум, как форма непосредственной
демократии является далеко не новой
формой непосредственного участия
населения в решении глобальных
социально-экономических и
Для России, которая стремится
Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия референдума, его видов и порядка проведения референдумов, представление того, как отображен институт референдума в современном Российском законодательстве, также приведены примеры проведения референдумов в Российской Федерации.
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ
1.1 Понятие референдума
Референдум - это голосование граждан по наиболее важным вопросам (государственного или местного значения), которое проводится тайно на основе принципов всеобщего равного и прямого волеизъявления. Референдум, наряду с выборами в органы государственной власти и местного самоуправления, является важнейшей формой прямой демократии.
Референдум Российской Федерации
- всенародное голосование
Основными признаками референдума являются:
1 ) референдум - это форма непосредственного
2) референдум - это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;
3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;
4) решение, принятое на
Конституция Российской Федерации - основной источник законодательства о референдуме, как одной из подотраслей российского конституционного права.
В мировой политической
и государственно-правовой
В настоящее время
конституции многих государств
предусматривают возможность
Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в неё поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другим наиболее распространённым поводом поведения референдума является желание государственной власти получить одобрение, какого – то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.
1.2 Классификация и виды референдумов
Референдум - голосование граждан, имеющих активное избирательное право, по вопросам, которые в установленном законом порядке вынесены на референдум в целях получения от участников референдума чётко выраженного однозначного ответа типа «да» или «нет», «за» или «против», - определяется в российском законодательстве применительно к видам референдума в Российской Федерации. Их три:
По предмету референдумы делятся на:
Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.
По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают:
1) консультативный (дозаконодательный);
2) императивный (послезаконодательный).
Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы. Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем. Законодательство Российской Федерации предусматривает проведение только императивного референдума5.
Референдумы в зависимости от условий, необходимых для их проведения, делятся на обязательные и факультативные.
Факультативные референдумы
Обязательный референдум провод
1.3 Порядок проведения референдумов
На референдум, как правило, выносится
вопрос (реже — несколько вопросов),
предполагающий положительный («да») или
отрицательный («нет») ответ избирателя.
Возможен и иной вариант, когда голосующему
предлагается выбор из нескольких возможных
решений (такой способ практикуется, в
частности, в Швейцарии). В этом случае
избиратель сможет выбрать одно из решений
или дать положительный ответ на несколько
вариантов, решение же будет определяться
большинством голосов: им считается вариант,
набравший наибольшее число положительных
ответов. Все остальные варианты, даже
если они соберут значительное число голосов,
считаются отвергнутыми.
Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность
предлагаемых вариантов называется формулой
референдума. Законодательство устанавливает
пределы допустимого использования института
референдума. На голосование избирателей
не могут выноситься вопросы чрезвычайного
или безотлагательного характера, требующие
специальных знаний, а также такие, ответ
на которые известен заранее (например,
о снижении налогов, повышении заработной
платы и т.д.). Не могут выноситься на референдум
вопросы бюджета, амнистии, кадровые вопросы,
вопросы о мерах по обеспечению общественного
порядка, здоровья и безопасности населения.
Также, нужно отметить, что вопрос (или
ряд вопросов) вынесенный на референдум
должен быть четко сформулирован, не должен
содержать двоякого значения, так как
у населения могут возникнуть проблемы
при голосовании, следовательно, решение,
принятое на референдуме может иметь неудовлетворительный
характер. Референдум не может проводиться в условиях
чрезвычайного, военного, осадного положения.
Нередко конституции и законы запрещают
повторное проведение референдума, если
принятое решение отрицательное, например,
в Италии, повторный референдум, не ранее,
чем через 5 лет, в Венгрии 2 года, если это
проект Конституции, то через год6.