Референдум: понятие, виды, содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 06:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия референдума, его видов и порядка проведения референдумов, представление того, как отображен институт референдума в современном Российском законодательстве, также приведены примеры проведения референдумов в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……. 3
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ..5
1.1 Понятие референдума………….....……….………………................... 5
1.2 Классификация и виды референдумов………………………..………..7
1.3 Порядок проведения референдумов……………………………………10
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ……………………………………………………………………………..13
2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума…………………………………………………………………………13
2.2 Федеральное законодательство о референдуме………………………..15
3 ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИИ И ИХ РОЛЬ…………….20
3.1 Практика проведения референдумов в России…………………………20
3.2 Роль и значение референдумов………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……......25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………. .. ….. 27

Работа содержит 1 файл

Референдум поняти виды содержание.docx

— 60.64 Кб (Скачать)

Дальневосточный федеральный  университет

Юридическая школа

Кафедра конституционного и административного права

 

 

 

 

 

РЕФЕРЕНДУМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ

Курсовая работа

 

 

по конституционному праву

Выполнила студентка 3 курса

Карякиной Я. А.

 

 

Научный руководитель

 

 

 

 

 

Владивосток

2012

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……. 3

1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ..5

1.1 Понятие референдума………….....……….………………................... 5

1.2 Классификация и виды референдумов………………………..………..7

1.3 Порядок проведения  референдумов……………………………………10

2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ……………………………………………………………………………..13

2.1  Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума…………………………………………………………………………13

2.2 Федеральное законодательство о референдуме………………………..15

3 ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕДУМОВ  В РОССИИ И ИХ РОЛЬ…………….20

3.1 Практика проведения  референдумов в России…………………………20

3.2 Роль и значение референдумов………………………………………….23

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……......25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  ………………. .. ….. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Становление  современной российской государственности  - крайне сложная и противоречивая  сфера, где происходят глубокие  и быстрые перемены: отказ от  старых стереотипов и поиск  новых форм, переосмысление исторического  опыта и критика классических  авторитетов. Несомненно, большое  значение в процессе демократизации  государства, в процессе развитии  конституционализма занимает институт  непосредственного участия народа  в управлении государством в  форме выборов и референдумов.

  Статья 32 Конституции  Российской Федерации закрепляет  право, традиционно считающееся  основным, определяющим саму природу  политических прав и свобод  граждан - конституционного права  граждан на участие в управлении  делами государства. Право граждан  на участие в управлении делами  государства выходит далеко за  рамки обычного субъективного  права, соприкасаясь с другими  политическими правами и свободами  граждан: избирательными, правом  на участие в референдуме и  многими другими.

Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой  формой непосредственного участия  населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем. В ряде стран у референдумов богатая история. Принято считать, что первый достоверно известный референдум был проведен в 1439 году в швейцарском кантоне Берн по финансовому положению этой средневековой республики1. За время существования института референдума в Европе на национальном уровне проведено более 100 народных голосований.

Для России, которая стремится интегрироваться  в мировое сообщество, определение  в своем законодательстве понятия  референдума стало важным шагом, ведь еще после I Мировой войны институт референдума вошел в конституции ряда европейских государств. После II Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах. Заметно возросла интенсивность использования данного института особенно в 60-80 г.г. В настоящее время референдум предусмотрен Конституциями более 20 государств. Еще в 13 он проводился, не будучи закрепленным в Основном Законе этих стран.

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия референдума, его видов и порядка проведения референдумов, представление того, как отображен институт референдума  в современном Российском законодательстве, также приведены примеры проведения референдумов в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ  И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ

1.1 Понятие референдума

Референдум - это голосование граждан  по наиболее важным вопросам (государственного или местного значения), которое  проводится тайно на основе принципов  всеобщего равного и прямого  волеизъявления. Референдум, наряду с  выборами в органы государственной  власти и местного самоуправления, является важнейшей формой прямой демократии.

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан  Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом и голосует лично. Участие в референдуме Российской Федерации является свободным. В ходе референдума Российской Федерации никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Основными признаками референдума  являются:

1 ) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;

2) референдум - это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;

3) законопроекты, принятые  на референдуме, как правило,  могут изменяться (отменяться) только  путем принятия нового решения на референдум;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума2.

Конституция Российской Федерации - основной источник законодательства о референдуме, как одной из подотраслей российского  конституционного права.

    В мировой политической  и государственно-правовой теории  и практике референдум трактуется  не всегда одинаково.  Он нередко  отождествляется с всенародным  опросом и плебисцитом и рассматривается  как утверждение того или иного  государственного решения путем  народного голосования, придающего  ему окончательный и обязательный  характер. Различия между референдумом  и плебисцитом: в ходе  референдума  избирательный корпус высказывается  по поводу какого-либо законопроекта,  поправок к конституции, решающих  шагов во внутренней и внешней  политике. В ходе плебисцита (от  лат. «plebs» –простой народ, «scitum» -решение, постановление.) избирательный корпус голосует за доверие к личности. Различия между референдумом и «всеобщими выборами»: если в ходе выборов избираются выборщики или кандидаты, то в ходе референдума избиратель отвечает «да» или «нет» на поставленный вопрос. Если выборы непосредственно связаны с представительной демократией, то референдум – институт прямой, непосредственной демократии.  Выборы и референдумы объединяет ряд общих институтов и процедур (таких, как составление списков избирателей, участников референдума, сходный порядок голосования и т.д.), а также общий организационный механизм их проведения, основу которого составляет система коллегиальных органов: избирательных комиссий - комиссий референдума.        

 В настоящее время  конституции многих государств  предусматривают возможность или  обязательность в ряде случаев  проведения референдумов. Инициатива  проведения референдума предоставляется  главе государства, правительству, общественным организациям. На общенациональный референдум могут выноситься важнейшие вопросы политической жизни страны — принятие конституции и поправок к ней, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена каких-либо действующих законов, вступление страны в международную организацию, присоединение к межгосударственному соглашению. Латинское слово referendum означает «то, что должно быть сообщено». 

Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Референдумы  применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших  случаях (например, принятие конституции  или внесение в неё поправок), что специально предусмотрено в  соответствующих конституциях. Другим наиболее распространённым поводом  поведения референдума является желание государственной власти получить одобрение, какого – то своего акта, когда она не решается брать  на себя ответственность.

 

1.2 Классификация и виды  референдумов

 

Референдум - голосование граждан, имеющих активное избирательное право, по вопросам, которые в установленном законом порядке вынесены на референдум в целях получения от участников референдума чётко выраженного однозначного ответа типа «да» или «нет», «за» или «против», - определяется в российском законодательстве применительно к видам референдума в Российской Федерации. Их три:

  • референдум Российской Федерации (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента3),
  • референдум субъекта Российской федерации (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом),
  • местный референдум(он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

По предмету референдумы делятся на:

    • конституционные (голосование по новой конституции или поправкам к ней);
    • законодательные (по любому законопроекту, предложенному к ратификации в установленном порядке);
    • по международным вопросам (проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории4);
    • по административным вопросам (проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений,  прокладка дорог и т. п.)).

Российское законодательство допускает  проведение всех приведенных видов  референдума.

По характеру юридической силы решения,  принятого на референдуме, различают:

1) консультативный (дозаконодательный);

2) императивный (послезаконодательный).

 

 Консультативный    референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы. Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем. Законодательство Российской Федерации предусматривает проведение только императивного референдума5.

Референдумы в зависимости от условий, необходимых для  их проведения, делятся на обязательные и факультативные. 

Факультативные референдумы проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов. Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом. Например, ч. 2-4 ст. 89 Конституции Швейцарской конференции 1874 г. разрешает выносить на референдум федеральные законы и постановления общего значения. Значит, предметом референдума может стать практически любой вопрос, отнесенный к федеральной конституции. В некоторых странах устанавливаются ограничения, например, ст. 75, ч. 2 Конституции Италии устанавливает, что на референдум не выносятся законы: о налогах, о бюджете, об амнистии и помиловании, об уполномочии на ратификацию международных договоров. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума, но предоставляет право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в своих правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.

Обязательный референдум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого-либо государственного решения. Например, в Японии поправки к Конституции могут быть приняты только на референдуме. В большинстве случаев местные референдумы факультативны, предметом обязательного референдума являются изменения территориального устройства, иногда финансовые проблемы.

 

1.3 Порядок проведения референдумов

На референдум, как правило, выносится  вопрос (реже — несколько вопросов), предполагающий положительный («да») или отрицательный («нет») ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений (такой способ практикуется, в частности, в Швейцарии). В этом случае избиратель сможет выбрать одно из решений или дать положительный ответ на несколько вариантов, решение же будет определяться большинством голосов: им считается вариант, набравший наибольшее число положительных ответов. Все остальные варианты, даже если они соберут значительное число голосов, считаются отвергнутыми. 
Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется формулой референдума. Законодательство устанавливает пределы допустимого использования института референдума. На голосование избирателей не могут выноситься вопросы чрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальных знаний, а также такие, ответ на которые известен заранее (например, о снижении налогов, повышении заработной платы и т.д.). Не могут выноситься на референдум вопросы бюджета, амнистии, кадровые вопросы, вопросы о мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения. Также, нужно отметить, что вопрос (или ряд вопросов) вынесенный на референдум должен быть четко сформулирован, не должен содержать двоякого значения, так как у населения могут возникнуть проблемы при голосовании, следовательно, решение, принятое на референдуме может иметь неудовлетворительный характер. Референдум не может проводиться в условиях чрезвычайного, военного, осадного положения. Нередко конституции и законы запрещают повторное проведение референдума, если принятое решение отрицательное, например, в Италии, повторный референдум, не ранее, чем через 5 лет, в Венгрии 2 года, если это проект Конституции, то через год6.

Информация о работе Референдум: понятие, виды, содержание