Содержание образования в школе VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – педагогический процесс в школе VIII вида.
Цель исследования – выявление специфики содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Предмет исследования – содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Содержание

Введение........................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы содержания образования
в школе VIII вида
1.1. Понятие и сущность содержания образования............................. 6
1.2. Особенности содержания образования в школе VIII вида......... 14
Выводы............................................................................................................. 21
Глава II. Экспериментальное исследование содержания образования в школе VIII вида
2.1. Анализ современного состояния проблемы в практике работы
школы VIII вида............................................................................ 23
2.2. Содержание программ специальной (коррекционной) обще-
образовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы....... 32
Выводы............................................................................................................ 55
Заключение..................................................................................................... 57
Список изученной литературы................................................................... 59
Приложение 1................................................................................................. 61
Приложение 2................................................................................................. 62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 114.31 Кб (Скачать)

     Таким образом, содержание образования с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой - оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым средством удовлетворения личностных потребностей индивида в обучении, средством развития личности и формирования ее базовой культуры [13: 235].

   Основанием  для отбора содержания школьного  образования служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах.

Вся номенклатура принципов полностью отражается в трех основных принципах, предложенных В.В. Краевским и дополненных коллективом авторов учебного пособия «Педагогика» под ред. П.И. Пидкасистого:

  • принцип соответствия содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося демократического общества;
  • принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения, который предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех предметах учебного плана;
  • принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармоничность компонентов образования [4: 266].

Из указанных  принципов следуют критерии отбора содержания, которые четко сформулировал  Ю.К. Бабанский:

  • Критерий целостного отражения основных компонентов социального опыта, перспектив его развития, задач всестороннего развития личности. В соответствии с этим критерием в содержание образования должны войти: знания о природе, обществе, технике, культуру, человеке, овладение способами деятельности по образцам; усвоение опыта творческой деятельности и формирование эмоционально-ценностных отношений, имеющих решающее значение для перехода знаний в убеждения.
  • Критерий выделения главного и существенного в содержании образования, высокой значимости изучаемого, т.е. отбора наиболее универсальных и значимых элементов.
  • Критерий соответствия возрастным возможностям учеников.
  • Критерий соответствия выделенному на изучение данного предмета времени.
  • Критерий учета отечественного и международного опыта формирования содержания учебных программ.
  • Критерий соответствия содержания ресурсному и методическому оснащению школы с учетом реальных перспектив ее развития [4: 266-267].

   Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Во-вторых, связано с требованием учета тенденций развития содержания образования в международной образовательной практике.

   В государственном стандарте общего образования выделяют три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный [12: 147].

   Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в системе мировой культуры.

   Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

   Школьный  компонент содержания образования отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

   Федеральный и национально-региональный компонент  стандарта образования включают:

  • описание содержания образования на каждый из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объёме необходимой общеобразовательной подготовки;
  • требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объёма содержания;
  • максимально допустимый объём учебной нагрузки школьников по годам обучения [12: 147-148].

   Принято выделять три основных уровня формирования содержания образования: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала.

   На  уровне общего теоретического представления  государственный стандарт содержания образования находит отражение  в учебном плане школы.

Выделяется  несколько типов учебных планов:

  1. Базисный учебный план - это основной государственный нормативный документ. Он служит для разработки типовых и рабочих учебных планов. (См.: ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
  2. Типовые учебные планы. Они носят рекомендательный характер.
  3. Учебный план общеобразовательной школы. Он составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. В учебных планах выделяется федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

   Федеральный компонент обеспечивает единство школьного  образования в стране и включает в себя в полном объёме такие образовательные  области, как «Математика» и «информатика», и частично такие области, как «Окружающий мир», «Искусство».

   Национально-региональный компонент обеспечивает потребности и интересы в области образования народов нашей страны включает в себя в полном объёме такие образовательные области, как «Родной язык и литература», «Второй язык».

   Школьный  компонент. В нем находят отражение  интересы конкретного образовательного учреждения с учётом федерального и  национально-регионального компонентов [12: 148-149].

   Содержание  образования получает свою конкретизацию  в учебных предметах или учебных  курсах (дисциплинах).

   Учебный предмет - это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их познавательными возрастными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства [12: 150].

   Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. В программе обусловлена структура расположения материала по годам обучения и внутри каждого школьного плана. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащихся является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента. Первый - объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи. Второй - собственно содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий - некоторые методические указания, касающиеся оценки знаний, умений и навыков [12: 150-152].

   Теория  и практика разработки учебных программ знает два способа их построения: линейный и концентрический. В последнее время интенсивно обосновывается, в частности, Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ построения школьных программ.

   Сущность  линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев – ступеней

учебной работы, как правило, только один раз. Причем, новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

   Концентрический способ построения учебных программ допускает один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

   Спиральный способ построения школьных программ. Благодаря нему удается сочетать последовательность и цикличность изучения материала. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг, связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа. Кроме того, в отличие от линейной структуры обучение, обладающее спиральной структурой, не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем [13: 252-253].

   Конкретизация содержания учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Они выступают основным источником знаний и организации самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала.

   Таким образом, содержание образования общеобразовательной  школы имеет сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов и имеет вариативный, меняющийся со временем характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Особенности содержания образования  в школе VIII вида

   Специальные (коррекционные) общеобразовательные  школы для детей с нарушением интеллекта являются одним из звеньев  общей системы образования, что отражено в соответствующих законодательных актах и нормативных документах. Социальное и правовое положение лиц с недостатками в развитии, в том числе и детей с нарушением интеллекта определяется законом, который устанавливает для них равные гражданские права со всеми членами общества, в том числе и право на образование.

   Школьники с нарушением интеллекта должны получить тот уровень общеобразовательных  и трудовых знаний и умений, который  требуется для их социальной адаптации. Содержание, как и в массовой школе, должно охватывать различные виды знаний. В программах, учебниках, в самом учебном процессе должно быть предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, а также фактов повседневной действительности. Что касается таких видов знаний, как основные законы науки, теории, то они могут иметь место в самом элементарном и ограниченном виде при изучении конкретных учебных предметов [1: 127].

   Как в общей дидактике, так и в  коррекционной содержание общего и  специального образования является важным условием учебно - воспитательного процесса, так как он отражает основные подходы в конкретной системе обучения, в обществе в целом, являясь инструментом реализации деятельности учителя и потребностей индивидуума [7: 49].

   Основными источниками содержания школьного  образования являются: цели и задачи обучения; принципы, методы, формы воздействия на учащегося и процесс обучения в целом.

   Дети  с нарушением интеллекта не способны сразу включится в учебно-познавательную деятельность. Причин несколько:

  • качественное своеобразие структуры дефекта, его количественных проявлений у разных детей;
  • первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений;
  • низкий уровень развития всех психических процессов (памяти, речи, мышления, восприятия, воли, интереса);
  • гораздо меньше возможности принимать, осмысливать, перерабатывать полученную информацию;
  • особенности воздействия социальной среды на личность подростка с нарушением интеллекта.

   В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с нарушением интеллекта  должен нести коррекционную направленность [7: 49-50].

   Существует  несколько требований, которым должно отвечать содержание образования в школе VIII вида:

  1. Завершенность образования. Этот принцип вытекает из того положения, что коррекционная школа не обеспечивает цензового образования. Следовательно, она не ставит своей целью обеспечить преемственность содержания обучения с другими звеньями системы народного образования. Так как эта школа является единственным учебным заведением для  большинства ее учащихся, она должна отобрать из всей совокупности знаний, умений и навыков, которые преподаются в общеобразовательной школе, тот минимум, который необходим для всестороннего развития личности учащихся,  для коррекции недостатков их интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельности и для их подготовки к общественно полезной трудовой жизни в условиях обычной социальной среды, а также открыть возможность для самообразования и совершенствования профессионально-трудовой квалификации.

Информация о работе Содержание образования в школе VIII вида