Содержание образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:23, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Работа содержит 1 файл

содержание образования.docx

— 31.20 Кб (Скачать)

1. Введение. 

В настоящее время  в России идет становление новой  системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное  пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в  педагогической теории и практике учебно-воспитательного  процесса. 

Происходит смена  образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, право, отношения, поведение, иной педагогический менталитет. 

Содержание образования  обогащается новыми процессуальными  умениями, развитием способностей оперированием  информацией, творческим решением проблем  науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных  программ. 

Традиционные способы  информации – устная и письменная речь, средства массовой информации уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. 

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводиться духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека ХХI-го века. Кроме всего прочего необходимо увеличивать роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. 

К сожалению, на сегодняшний  день приходиться констатировать разрыв между требованиями высшей школы  и знаниями, получаемыми в средней  школе. Для решения столь насущной проблемы необходима консолидация школы  и Вуза, совместные разработки и  реализации образовательных программ, выявление качества уровня содержания образования и, если есть необходимость, его коррекция. Только в этом случае, можно получить абитуриента, полностью  соответствующего требованиям высшей школы. 

В российском образовании  провозглашен сегодня принцип вариативности, который даёт педагогическим коллективам  образовательных учебных заведений  выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая  авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной  дидактики в повышении эффективности  образовательных структур; научная  разработка и практическое обоснование  новых идей и технологий. 

Каждая школа стремиться быть не похожей на другую и поэтому  создаёт свою образовательную программу  и свой учебный план. Идет активный процесс обновления содержания, организации  форм и методов образования.  

Порой это приводит к тому, что образовательная программа  носит подчас не целостный характер, а является набором новомодных, не всегда нужных предметов, преподавание, которых ведётся не всегда на должном  уровне, оставляя на традиционные предметы меньшее количество часов. Поэтому  правильно составленная широким  кругом специалистов образовательная  программа является шагом к «процессу  воспитания и обучения в интересах  человека, общества и государства, сопровождающемуся  констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных  цензов). Под получением образования  обучающимся понимается достижение и подтверждение им определённого  образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом». (Закон  РФ «Об образовании» от 12.07.1995 г.). 

В связи с этим должна усилиться роль школы в  привитии вкуса к образованию, в  том, чтобы научить получать удовольствие от учёбы, научиться учиться, развивать  любознательность. Для достижения такой  цели ничего не может заменить официальную  систему образования, в рамках которой  каждый приобщается к многообразным  формам обучения различным дисциплинам. 

Главная задача, которую  предстоит решать образованию в  ближайшее время, - научить жить вместе, развивая знания о других, их истории, культуре, традициях, мышлении. Такая  растущая взаимосвязь приведёт к  осуществлению совместных проектов, разумному и мирному решению  неизбежных конфликтов. Такое образование  будет носить творческий характер и  станет основой нового мышления. На сегодняшний день тремя самыми важными  столпами образования являются: «научиться приобретать знания; научиться работать; научиться жить». 

При обсуждении причинных  связей, существующих в области образования, нужно принимать во внимание ещё  один фактор, характеризующий особую сложность этого вопроса. Нет  никакого сомнения в том, что существует связь между образовательным  уровнем преподавателя и достигнутыми результатами его учеников; более  того, это самый лёгкий, упрощённый и одновременно опасный способ определения  соответствия преподавателя занимаемой должности. Осознание того, что преподаватели  и учебные заведения являются всего лишь элементом, и, вероятно, не самым определяющим среди множества  других, от которых зависят учебные  достижения школьника, и что этот элемент, конечно оказывает меньший  эффект на школьные достижения, чем  семейное окружение или задатки  личности ученика. Всё это ставит массу вопросов об уместности и законности оценки результативности деятельности преподавателей. 

Что касается среднего образования, то оно является дополнительным фактором, ещё более усложняющим  ситуацию. Действительно, в противовес тому, что происходит в системе  начального образования (а иногда также  на первом цикле среднего образования), в среднем образовании ученики  имеют дело с преподавателем-предметником, который преподаёт в различных  классах. В течение ряда лет часто  меняются преподаватели одного и  того же предмета. Таким образом, отношения, которые могут складываться между  преподавателем и его учениками, носят эфемерный и поверхностный  характер. Эта прерывистая организация  среднего образования является врагом всякого повышения ответственности  преподавателя, и вследствие этого  трудно установить связь между деятельностью  преподавателя и учебным результатом  его учеников. 

Поэтому необходима беспристрастная оценка деятельности преподавательского состава. Сама оценка деятельности педагога всегда вызывала в администрации и в самом  учительском корпусе весьма противоречивые мнения. Хотя практика оценки деятельности учителя имеет длинную историю, она, как правило, осуществляется на уровне руководителей учебных заведений  и инспекторов в системе образования, нося в отдельных случаях исключительно  формальный характер. 

Следует отметить, что  оценка деятельности учителя является делом чрезвычайно тонким, не всегда способным носить объективный характер. Нельзя не учитывать тот факт, что  в этой сфере существуют фундаментальные  противоречивые тенденции: с одной  стороны, существует требование постоянно  повышать качество образования школы; автономия учебных заведений  и преподавательского корпуса в  сфере определения программ обучения постоянно расширяется; с другой стороны, автономия учебных заведений  и преподавателей может вступать в противоречие с систематическим  процессом оценки результатов их деятельности, и особенно – с  её важной внешней стороны. Таким  образом, оценка деятельности корпуса  преподавателей, всё- таки не должна являться внешним процессом, а скорее только внутренней инициативой руководителей  учебных заведений, не формально  подходящих к данному вопросу, а  стремящихся выявить реальную картину  школы, она должна носить беспристрастный  характер.

Содержание образования  — один из компонентов учебно-воспитательного  процесса. Под содержанием образования  часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования  включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек — это человек знающий, развитый и воспитанный. Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что развивать  и воспитывать? История школы  и педагогики показывает, что при  решении этих вопросов допускалось  и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и развития. Так, большинство  современных школ направляют свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как  можно больше предметов, а это  увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз вводят содержание образования  пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части учащихся. Часто за счет углубления различных предметов предполагается подготовить “исследователя-энциклопедиста”, “широкообразованного естественника”, “гуманитария-краеведа”. Поэтому содержание образования то отстает от современного состояния науки, то оказывается перегруженным, то искажает характер формирования школьника. 

Все это требует  обстоятельной разработки научно-педагогических основ содержания образования. В  истории педагогики наиболее известны теории формального и материального  образования? 

Сторонники теории формального образования (17-20 вв — Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних — латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое “классическое” образование. 

Сторонники теории материального образования (18-20 вв. Спенсер, Гексли и др.) считали, что  источником знаний является опыт, поэтому  необходима подготовка людей, обладающих основательной естественнонаучной и практической подготовкой. Критерием  отбора содержания образования служит степень его утилитарной пригодности  для жизни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так называемое “реальное” образование. 

В связи с этим существовали и существуют классические и реальные гимназии, лицеи, школы  и училища. Это говорит о том, что принципы этих теорий до сих  пор находят свое применение. И  в то же время эти теории постоянно  подвергаются критике за свою односторонность (К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов, Ю.К.Бабанский, И.Ф.Харламов). Односторонность названных подходов заключается в том, что ими абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть доминирующей целью школы: целью является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития. Школа должна не только обогащать знаниями, но и развивать индивидуальные способности детей. 

Широкое распространение  в зарубежной педагогике, особенно американской, получили прагматические (pragma — действие, практика) идеи по вопросам содержания образования (Джон Дьюи, У.Килпатрик): необходимо положить в основу школьного образования развитие практического опыта детей, вооружить их прикладными умениями и навыками в различных видах деятельности. Эта концепция не получила поддержки, так как несмотря на явную привлекательность ее для развития самостоятельности детей, она не способствует должному уровню научного образования. 

В педагогике существует принцип: связи школы с жизнью общества. Но должен быть принцип связи  школы с жизнью ребенка. Абсолютизация  первого принципа привела к так  называемому социоцентрическому — ущербному виду мышления (во главу угла ставятся только интересы государства, общества). Критерии отбора содержания образования должны включать не только потребности общества, но и потребности индивида. Содержание образования рассматривается как педагогическая модель обращенного к школе социального заказа. Но необходимо учитывать и потребности человека в образовании для его существования. Нужно учитывать обе позиции. Рассмотрим их. 

Во-первых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования  призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального  опыта старших поколений, содержания социальной культуры для дальнейшего  развития усвоенного опыта. Установлена (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) неправомерность ограничения социального опыта суммой знаний, подлежащих усвоению. Этот опыт включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования: 

• знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; 

• опыт осуществления  известных способов деятельности; 

• опыт творческой, поисковой деятельности по решению  новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных  знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных; 

• опыт ценностного  отношения к объектам или средствам  деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему  миру. 

Во-вторых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования  призвано обеспечить индивидуальный способ существования человека: способствовать развитию у него всех основных сфер и должно включать: 

• систему педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальной и других сфер; 

• систему педагогических средств, способствующих адаптации  молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с обществом, то есть способствующих процессу социализации личности. 

Каждый учебный  предмет должен вносить свой вклад  в овладение всеми названными элементами. 

Формирование содержания общего среднего образования в соответствии с высказанными выше теоретическими соображениями должно удовлетворять  следующим требованиям: 

• соответствие социальному  заказу общества; 

• соответствие потребностям учащихся; 

• соответствие критериям  отбора содержания образования (научная  и практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеющемуся времени, соответствие содержания имеющейся  учебно-методической и материальной базе). 

В соответствии с  “Законом Российской Федерации об образовании” (статья 7) в нашей стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является федеральным  нормативным документом, определяющим в обязательном порядке: 

Информация о работе Содержание образования