Содержание образования в школе VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – педагогический процесс в школе VIII вида.
Цель исследования – выявление специфики содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Предмет исследования – содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Содержание

Введение........................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы содержания образования
в школе VIII вида
1.1. Понятие и сущность содержания образования............................. 6
1.2. Особенности содержания образования в школе VIII вида......... 14
Выводы............................................................................................................. 21
Глава II. Экспериментальное исследование содержания образования в школе VIII вида
2.1. Анализ современного состояния проблемы в практике работы
школы VIII вида............................................................................ 23
2.2. Содержание программ специальной (коррекционной) обще-
образовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы....... 32
Выводы............................................................................................................ 55
Заключение..................................................................................................... 57
Список изученной литературы................................................................... 59
Приложение 1................................................................................................. 61
Приложение 2................................................................................................. 62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 114.31 Кб (Скачать)
  

      2-й уровень

  1. писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;
  2. принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;
  3. исправлять текст;
  4. составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
  5. решать орфографические задачи с помощью учителя.

Основные  требования к умениям  учащихся к концу 9 класса:      

1-й уровень

  1. писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75—80  слов);
  2. составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
  3. писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов);
  4. составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт;
  5. подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова;
  6. определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
  7. находить и решать орфографические задачи;
  8. оформлять все виды деловых бумаг;
  9. пользоваться школьным орфографическим словарем.
   

      2-й уровень

  1. писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;
  2. принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
  3. составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40—45 слов);
  4. составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя);
  5. решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя);
  6. пользоваться школьным орфографическим словарем.
  7. Чтение и развитие речи.

Основные  требования к умениям  учащихся к концу 5 класса:       

1-й уровень

  1. правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях — по слогам;
  2. читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;
  3. отвечать на вопросы учителя;
  4. пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты — самостоятельно;
  5. выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
  6. выучить наизусть 8—10 стихотворений;
  7. читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.
  

      2-й уровень

  1. правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;
  2. находить, читая про себя, отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;
  3. отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с  помощью учителя);
  4. заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);
  5. принимать участие в уроках внеклассного чтения.

Основные  требования к умениям  учащихся к концу 6 класса:       

1-й уровень

  1. читать вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях — целым словом;
  2. читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
  3. делить текст на части под руководством учителя;
  4. пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;
  5. определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;
  6. выделять незнакомые слова в тексте (с помощью учителя);
  7. выучить наизусть 8—10 стихотворений;
  8. читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.
   

      2-й уровень

  1. читать вслух правильно, целым словом, трудные слова — по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
  2. читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;
  3. отвечать на вопросы учителя;
  4. пересказывать несложные по содержанию фрагменты текста;
  5. оценивать поступки героев (с помощью учителя);
  6. заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);
  7. участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.

Основные  требования к умениям  учащихся к концу 7 класса:       

1-й уровень

  1. читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях — целым словом);
  2. читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию тексты;
  3. выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
  4. формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);
  5. делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
  6. характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;
  7. выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);
  8. соотносить читаемые произведения с определенным жанром (с помощью учителя);
  9. выучить наизусть не менее 10 стихотворений;
  10. читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в ее обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя.
 

      2-й уровень

  1. читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;
  2. читать про себя проанализированные ранее тексты;
  3. отвечать на вопросы учителя;
  4. пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображенным событиям;
  5. высказывать свое отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;
  6. выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
  7. учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
  8. участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

Основные  требования к умениям  учащихся к концу 8 класса:

1-й уровень

  1. читать вслух правильно, бегло, выразительно;
  2. читать про себя доступные по содержанию тексты;
  3. выделять тему и определять идею произведения (последнее задание — с помощью учителя);
  4. определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (с помощью учителя);
  5. самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;
  6. отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;
  7. пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;
  8. ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;
  9. выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);
  10. заучить наизусть 10 стихотворений;
  11. читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.
 

      2-й уровень

  1. читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;
  2. читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;
  3. пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;
  4. выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;
  5. выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
  6. находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
  7. учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
  8. участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

Основные  требования к умениям  учащихся к концу 9 класса:

1-й уровень

  1. читать вслух правильно, бегло, выразительно;
  2. читать про себя доступные по содержанию тексты;
  3. выделять идею произведения (с помощью учителя);
  4. называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из произведения;
  5. самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их;
  6. ставить вопросы к тексту и задавать их классу;
  7. выделять незнакомые слова, опираясь на контекст (с помощью учителя);
  8. использовать образные средства языка в составлении характеристики героев, описании событий и пересказе;
  9. выучить наизусть 10 стихотворений;
  10. читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.
 

      2-й уровень

  1. уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;
  2. участвовать в анализе произведения;
  3. выбирать из данных заглавия к выделенным частям;
  4. пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;
  5. высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц и событиям;
  6. учить стихотворения наизусть;
  7. участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту.                                                                                                  

   Таким образом, можно сделать следующие  выводы: содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида имеет коррекционно-развивающую направленность обучения. В процессе обучения уделяется большое внимание исправлению имеющихся дефектов развития с опорой на сохранные стороны личности ребенка. Это имеет отражение в программе школы, поэтому в нее включены кроме общеобразовательных предметов такие, как: ручной труд, профессионально-трудовая подготовка, логопедические занятия и т.д. В программах школ VIII вида на обучение детей данным предметам выделяется большее количество времени, что связано со спецификой детей данной школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ

   1. Содержанию образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида в настоящее время уделяется все большее внимание. Это связано с тем, что увеличилось количество детей, нуждающихся в особых формах воспитания и обучения, также требуют пересмотра существующие программы обучения.

   Гуманистические и демократические тенденции  в развитии специального образования в нашей стране нашли выражение в совершенствовании помощи детям с проблемами развития. Был принят ряд нормативно-правовых документов, определяющих основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья.

   2. В настоящее время отмечается  тенденция снижения устройства  на работу выпускников школы VIII вида, поэтому наблюдается введение новых специальностей в школу VIII вида: строительные, сферы обслуживания населения.

   3. В целях улучшения условий обучения детей с нарушением интеллекта, а также качества образования разрабатываются экспериментальные программы и учебные планы для обучения данной категории детей.

   С этой точки зрения интересна концепция  развития образовательной и реабилитационной помощи лицам с нарушением интеллекта, заявленная лабораторией ИКП РАО.

   Примерный базисный план и программы, предлагаемые лабораторией ИКП РАО для коррекционных  образовательных учреждений VIII вида ставят основной задачей развитие школьников с нарушением интеллекта, при этом имеется ввиду как интеллектуальный, так и социальный его компонент.

   В предлагаемых программах сделана попытка  преодолеть излишнюю теоретизированность процесса изучения предметов общеобразовательного цикла.

   В программах предусмотрены разноуровневые требования к усвоению изучаемого материала: I уровень - базовый, II - минимально необходимый. Это дает учителю возможность практически осуществить дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушением интеллекта.

   Таким образом, предлагаемые лабораторией ИКП  РАО структура и содержание образования более полно обеспечивают учащихся знаниями, выполняющими развивающую функцию, способствуют коррекции личности на основе учета типологических и индивидуальных особенностей детей.

   Однако  на сегодняшний день остро стоят  следующие вопросы:

    • материально-техническое обеспечение;

Информация о работе Содержание образования в школе VIII вида