2-й уровень
- писать под
диктовку текст с изученными орфограммами
с предварительным разбором;
- принимать
участие в составлении плана, отборе речевого
материала для создания текста;
- исправлять
текст;
- составлять
предложения, опираясь на картину, собственный
опыт;
- решать орфографические
задачи с помощью учителя.
Основные
требования к умениям
учащихся к концу 9
класса:
1-й уровень
- писать под
диктовку текст с изученными орфограммами
(75—80 слов);
- составлять
план к текстам описательно-повествовательного
характера с четко выраженными структурными
частями;
- писать изложение
или сочинение после предварительного
анализа (до 80 слов);
- составлять
простые и сложные предложения с опорой
на картинку, схему, предложенную ситуацию,
на собственный трудовой опыт;
- подбирать
однокоренные слова и следить за единообразным
написанием орфограмм в различных частях
слова;
- определять
части речи, используя сложные предложения
для доказательства;
- находить
и решать орфографические задачи;
- оформлять
все виды деловых бумаг;
- пользоваться
школьным орфографическим словарем.
2-й уровень
- писать под
диктовку текст с изученными орфограммами
после предварительного разбора;
- принимать
участие в составлении плана и отборе
речевого материала для создания текста;
- составлять
короткие тексты по плану, опорным словам
по картинке или без нее (40—45 слов);
- составлять
простые и сложные предложения, опираясь
на схему, картинку, собственный опыт (с
помощью учителя);
- решать орфографические
задачи, опираясь на схему (с помощью учителя);
- пользоваться
школьным орфографическим словарем.
- Чтение
и развитие речи.
Основные
требования к умениям
учащихся к концу 5
класса:
1-й уровень
- правильно
читать доступный текст вслух целыми словами,
в трудных случаях — по слогам;
- читать про
себя, выполняя аналитические задания
к тексту;
- отвечать
на вопросы учителя;
- пересказывать
текст по плану с помощью учителя, используя
опорные слова, а несложные по содержанию
тексты — самостоятельно;
- выражать
свое отношение к поступкам героев и событиям;
- выучить наизусть
8—10 стихотворений;
- читать внеклассную
литературу под наблюдением учителя и
воспитателя.
2-й уровень
- правильно
читать вслух доступный текст целыми словами
и по слогам;
- находить,
читая про себя, отрывки проанализированного
текста, связанные с определенными событиями;
- отвечать
на вопросы по предметному содержанию
текста (с помощью учителя);
- заучивать
стихотворения наизусть (объем текста
с учетом учебных возможностей учащегося);
- принимать
участие в уроках внеклассного чтения.
Основные
требования к умениям
учащихся к концу 6
класса:
1-й уровень
- читать вслух
доступные тексты осознанно, правильно,
выразительно, с переходом на беглое чтение
(словосочетаниями), в трудных случаях —
целым словом;
- читать про
себя, выполняя различные задания к проанализированному
тексту;
- делить текст
на части под руководством учителя;
- пересказывать
текст (полностью или частично) по плану,
используя опорные слова;
- определять
мотивы поступков героев, выражать свое
отношение к ним;
- выделять
незнакомые слова в тексте (с помощью учителя);
- выучить наизусть
8—10 стихотворений;
- читать внеклассную
литературу под контролем учителя или
воспитателя.
2-й уровень
- читать вслух
правильно, целым словом, трудные слова —
по слогам, соблюдая синтаксические паузы,
интонацию конца предложения в зависимости
от знаков препинания;
- читать про
себя проанализированный заранее текст,
выполняя несложные задания учителя;
- отвечать
на вопросы учителя;
- пересказывать
несложные по содержанию фрагменты текста;
- оценивать
поступки героев (с помощью учителя);
- заучивать
стихотворения наизусть (объем текста
с учетом индивидуальных особенностей
учащихся);
- участвовать
в уроках внеклассного чтения, выполняя
посильные задания по прочитанным текстам.
Основные
требования к умениям
учащихся к концу 7
класса:
1-й уровень
- читать вслух
правильно, выразительно, бегло (словосочетанием,
в трудных случаях — целым словом);
- читать про
себя с предварительным заданием легкие
по содержанию тексты;
- выделять
тему и идею произведения с помощью учителя;
- формулировать
вопросы к тексту (с помощью учителя);
- делить текст
на части или озаглавливать данные части
под руководством учителя, в простейших
случаях — самостоятельно;
- характеризовать
главных действующих лиц (с помощью учителя),
давать оценку их поступкам;
- выделять
незнакомые слова в тексте, правильно
их объяснять (с помощью учителя);
- соотносить
читаемые произведения с определенным
жанром (с помощью учителя);
- выучить наизусть
не менее 10 стихотворений;
- читать внеклассную
литературу под контролем учителя, участвовать
в ее обсуждении. Составлять отзывы под
руководством учителя.
2-й уровень
- читать вслух
правильно, выразительно доступные тексты
целым словом;
- читать про
себя проанализированные ранее тексты;
- отвечать
на вопросы учителя;
- пересказывать
близко к тексту отдельные части произведения,
доступные учащимся по изображенным событиям;
- высказывать
свое отношение к поступкам героев в доступной
учащимся форме;
- выделять
в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
- учить стихотворения
наизусть (объем текста с учетом особенностей
учеников);
- участвовать
в уроках внеклассного чтения, выполняя
доступные задания по прочитанному тексту.
Основные
требования к умениям
учащихся к концу 8
класса:
1-й уровень
- читать вслух
правильно, бегло, выразительно;
- читать про
себя доступные по содержанию тексты;
- выделять
тему и определять идею произведения (последнее
задание — с помощью учителя);
- определять
черты характера главных героев и выражать
свое отношение к ним (с помощью учителя);
- самостоятельно
делить текст на части по данному плану
или составлять план к выделенным частям
текста;
- отбирать
(коллективно) опорные слова для пересказа,
обращая внимание на лексику, характеризующую
эмоциональное состояние действующих
лиц, природы, образные выражения, и употреблять
их в пересказе;
- пересказывать
прочитанный текст с ориентацией на план
и опорные слова;
- ставить вопросы
к тексту, задавать их одноклассникам;
- выделять
незнакомые слова и давать им объяснения
(с помощью учителя);
- заучить
наизусть 10 стихотворений;
- читать внеклассную
литературу, в том числе отдельные статьи
из периодической печати, и принимать
участие в их обсуждении.
2-й уровень
- читать вслух
правильно, выразительно, целыми словами;
- читать про
себя проанализированные тексты, читать
короткие, доступные тексты самостоятельно;
- пересказывать
отдельные части произведения, доступные
по изображаемым событиям;
- выделять
тему произведения, участвовать в обсуждении
идеи;
- выражать
свое отношение к поступкам героев и событиям
(с помощью учителя);
- находить
в тексте незнакомые слова, учиться объяснять
их, опираясь на текст (с помощью учителя);
- учить стихотворения
наизусть (объем текста с учетом особенностей
учеников);
- участвовать
в уроках внеклассного чтения, выполняя
доступные задания по прочитанному тексту.
Основные
требования к умениям
учащихся к концу 9
класса:
1-й уровень
- читать вслух
правильно, бегло, выразительно;
- читать про
себя доступные по содержанию тексты;
- выделять
идею произведения (с помощью учителя);
- называть
главные черты характера героев, подтверждать
их фактами из произведения;
- самостоятельно
делить простой по содержанию текст на
части и озаглавливать их;
- ставить вопросы
к тексту и задавать их классу;
- выделять
незнакомые слова, опираясь на контекст
(с помощью учителя);
- использовать
образные средства языка в составлении
характеристики героев, описании событий
и пересказе;
- выучить наизусть
10 стихотворений;
- читать внеклассную
литературу, в том числе отдельные статьи
из периодической печати, и принимать
участие в их обсуждении.
2-й уровень
- уметь читать
вслух и про себя доступные по содержанию
тексты, правильно отвечать на вопросы;
- участвовать
в анализе произведения;
- выбирать
из данных заглавия к выделенным частям;
- пересказывать
доступный текст и отдельные его части
по плану;
- высказывать
свое отношение к поступкам действующих
лиц и событиям;
- учить стихотворения
наизусть;
- участвовать
в уроках внеклассного чтения, выполняя
посильные задания по прочитанному тексту.
Таким
образом, можно сделать следующие
выводы: содержание образования в специальной
(коррекционной) общеобразовательной
школе VIII вида имеет коррекционно-развивающую
направленность обучения. В процессе обучения
уделяется большое внимание исправлению
имеющихся дефектов развития с опорой
на сохранные стороны личности ребенка.
Это имеет отражение в программе школы,
поэтому в нее включены кроме общеобразовательных
предметов такие, как: ручной труд, профессионально-трудовая
подготовка, логопедические занятия и
т.д. В программах школ VIII вида на обучение
детей данным предметам выделяется большее
количество времени, что связано со спецификой
детей данной школы.
ВЫВОДЫ
1.
Содержанию образования в специальной
(коррекционной) общеобразовательной
школе VIII вида в настоящее время уделяется
все большее внимание. Это связано с тем,
что увеличилось количество детей, нуждающихся
в особых формах воспитания и обучения,
также требуют пересмотра существующие
программы обучения.
Гуманистические
и демократические тенденции
в развитии специального образования
в нашей стране нашли выражение в совершенствовании
помощи детям с проблемами развития. Был
принят ряд нормативно-правовых документов,
определяющих основные права лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
2.
В настоящее время отмечается
тенденция снижения устройства
на работу выпускников школы VIII вида,
поэтому наблюдается введение новых специальностей
в школу VIII вида: строительные, сферы обслуживания
населения.
3.
В целях улучшения условий обучения детей
с нарушением интеллекта, а также качества
образования разрабатываются экспериментальные
программы и учебные планы для обучения
данной категории детей.
С
этой точки зрения интересна концепция
развития образовательной и реабилитационной
помощи лицам с нарушением интеллекта,
заявленная лабораторией ИКП РАО.
Примерный
базисный план и программы, предлагаемые
лабораторией ИКП РАО для коррекционных
образовательных учреждений VIII вида
ставят основной задачей развитие школьников
с нарушением интеллекта, при этом имеется
ввиду как интеллектуальный, так и социальный
его компонент.
В
предлагаемых программах сделана попытка
преодолеть излишнюю теоретизированность
процесса изучения предметов общеобразовательного
цикла.
В
программах предусмотрены разноуровневые
требования к усвоению изучаемого материала:
I уровень - базовый, II - минимально необходимый.
Это дает учителю возможность практически
осуществить дифференцированный подход
к обучению ребенка с нарушением интеллекта.
Таким
образом, предлагаемые лабораторией ИКП
РАО структура и содержание образования
более полно обеспечивают учащихся знаниями,
выполняющими развивающую функцию, способствуют
коррекции личности на основе учета типологических
и индивидуальных особенностей детей.
Однако
на сегодняшний день остро стоят
следующие вопросы:
- материально-техническое
обеспечение;