Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа
Объект исследования – педагогический процесс в школе VIII вида.
Цель исследования – выявление специфики содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Предмет исследования – содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Введение........................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы содержания образования
в школе VIII вида
1.1. Понятие и сущность содержания образования............................. 6
1.2. Особенности содержания образования в школе VIII вида......... 14
Выводы............................................................................................................. 21
Глава II. Экспериментальное исследование содержания образования в школе VIII вида
2.1. Анализ современного состояния проблемы в практике работы
школы VIII вида............................................................................ 23
2.2. Содержание программ специальной (коррекционной) обще-
образовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы....... 32
Выводы............................................................................................................ 55
Заключение..................................................................................................... 57
Список изученной литературы................................................................... 59
Приложение 1................................................................................................. 61
Приложение 2................................................................................................. 62
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Смоленский государственный университет» (СмолГУ)
Кафедра
специальной педагогики
Содержание образования в школе VIII вида
Курсовая
работа
студентки 3 курса
факультета начального и
специального образования
очного отделения
Карпенковой
Ксении Николаевны
Научный руководитель:
канд.
пед. н., доц. Иванова Н.В.
Смоленск
2011
Оглавление
стр.
Введение......................
Глава I. Теоретические основы проблемы содержания образования
в школе VIII вида
Выводы........................
Глава II. Экспериментальное исследование содержания образования в школе VIII вида
школы VIII вида..........................
образовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы....... 32
Выводы........................
Заключение....................
Список
изученной литературы..........
Приложение 1.............................
Приложение 2.............................
Введение
Актуальность проблемы. В настоящее время проблема содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида стала особо актуальной, потому что как показывают статистические данные, в нашей стране стало рождаться намного больше детей с различной степенью тяжести умственной отсталости. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции, соответственно в России появилось больше специальных заведений - специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Содержание образования в таких учреждениях предусматривает программы обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Программы предусматривают развитие и коррекцию всех психических функций детей, расширение круга представлений и понятий, развитие речи, привития элементарных санитарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания, навыков личной и коллективной организованности, физическую закалку организма и многое другое.
Первые программы обучения и воспитания детей с тяжелыми формами умственной отсталости были разработаны отечественными специалистами (А.В. Бабушкина, А.Р. Милляр, Н.В. Почасов, Я.Г. Юдилевич, Н.Г. Полосатова и др.) уже в 60-70-е годы. Они отмечали, что такие дети нуждаются в специальном обучении и воспитании, более легком, чем в школах для детей с нормальным интеллектом.
В настоящее время содержанию образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида уделяется все большее внимание, так как правильно построенная система обучения детей с нарушением интеллекта, может существенно повысить их интеллектуальные возможности и помочь им полноценно функционировать в обществе.
Актуальность проблемы и ее практическая значимость обусловили выбор объекта, предмета и гипотезы исследования.
Объект исследования – педагогический процесс в школе VIII вида.
Предмет исследования – содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Анализ состояния вопроса в теории и практики позволил сформулировать гипотезу исследования.
Гипотеза исследования - содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида учитывает:
Цель исследования – выявление специфики содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
В соответствии с гипотезой и целью исследования определены основные задачи:
Важнейшие источники исследования:
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включила следующие методы исследования:
Практическая значимость исследования:
Апробация результатов исследования: основные положения и результаты работы докладывались на практических занятиях по предметам «Клиника интеллектуальных нарушений» и «Специальная психология».
Положения, выносимые на защиту. Содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида учитывает:
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка изученной литературы (18 источников), приложения.
Объем
– 63 страницы.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ VIII ВИДА
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования [12: 139].
В дидактике существуют различные трактовки понятия «Содержание образования».
Так, Ю.К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду» [11: 366].
Содержание образования — совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, а также определённый уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы [2: 266].
В этих определениях в
На основе анализа социального опыта И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделяют 4 типа элементов содержания образования:
Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Воспитанность предполагает знание о той деятельности, к которой устанавливается то или иное отношение. Предусматривает овладение поведенческими навыками и умениями. Усвоение этих элементов социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в систему, но и быть в состоянии изменять ее. Поэтому школьное образование, во-первых, готовит к жизни, какой она есть, к существующему порядку вещей, но готовит таким образом, что, во-вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования.
Информация о работе Содержание образования в школе VIII вида