Содержание образования в школе VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – педагогический процесс в школе VIII вида.
Цель исследования – выявление специфики содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Предмет исследования – содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Содержание

Введение........................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы содержания образования
в школе VIII вида
1.1. Понятие и сущность содержания образования............................. 6
1.2. Особенности содержания образования в школе VIII вида......... 14
Выводы............................................................................................................. 21
Глава II. Экспериментальное исследование содержания образования в школе VIII вида
2.1. Анализ современного состояния проблемы в практике работы
школы VIII вида............................................................................ 23
2.2. Содержание программ специальной (коррекционной) обще-
образовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы....... 32
Выводы............................................................................................................ 55
Заключение..................................................................................................... 57
Список изученной литературы................................................................... 59
Приложение 1................................................................................................. 61
Приложение 2................................................................................................. 62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 114.31 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Смоленский государственный университет» (СмолГУ)

Кафедра специальной педагогики 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  образования в  школе VIII вида

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 

                студентки 3 курса

                факультета  начального и

                специального  образования

                очного  отделения

                Карпенковой Ксении Николаевны 

                Научный руководитель:

                канд. пед. н., доц. Иванова Н.В. 
                 

Смоленск

2011

Оглавление

                 стр. 

Введение...........................................................................................................     3

Глава I.  Теоретические основы проблемы содержания образования           

      в школе VIII вида

    1. Понятие и сущность содержания образования.............................     6
    2. Особенности содержания образования в школе VIII вида.........    14

Выводы.............................................................................................................    21

      Глава II.  Экспериментальное исследование содержания образования в школе VIII вида

    1. Анализ современного состояния проблемы в практике работы

      школы VIII вида............................................................................    23

    1. Содержание программ специальной (коррекционной) обще-

        образовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы.......   32

Выводы............................................................................................................     55

Заключение.....................................................................................................    57

Список  изученной литературы...................................................................    59

Приложение 1.................................................................................................    61

Приложение 2.................................................................................................    62 
 

                                             
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Актуальность  проблемы. В настоящее время проблема содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида стала особо актуальной, потому что как показывают статистические данные, в нашей стране стало рождаться намного больше детей с различной степенью тяжести умственной отсталости. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции, соответственно в России появилось больше специальных заведений - специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Содержание образования в таких учреждениях предусматривает программы обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Программы предусматривают развитие и коррекцию всех психических функций детей, расширение круга представлений и понятий, развитие речи, привития элементарных санитарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания, навыков личной и коллективной организованности, физическую закалку организма и многое другое.

   Первые  программы обучения и воспитания детей с тяжелыми формами умственной отсталости были разработаны отечественными специалистами (А.В. Бабушкина, А.Р. Милляр, Н.В. Почасов, Я.Г. Юдилевич, Н.Г. Полосатова и др.) уже в 60-70-е годы. Они отмечали, что такие дети нуждаются в специальном обучении и воспитании, более легком, чем в школах для детей с нормальным интеллектом.

   В настоящее время содержанию образования  в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида уделяется все большее внимание, так как правильно построенная система обучения детей с нарушением интеллекта, может существенно повысить их интеллектуальные возможности и помочь им полноценно функционировать в обществе.

   Актуальность  проблемы и ее практическая значимость обусловили выбор объекта, предмета и гипотезы исследования.

   Объект  исследования – педагогический процесс в школе VIII вида.

   Предмет исследования – содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

   Анализ  состояния вопроса в теории и  практики позволил сформулировать гипотезу исследования.

   Гипотеза  исследования - содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида учитывает:

  • индивидуальные особенности детей с нарушением интеллекта;
  • особенности их познавательной деятельности;
  • особенности их эмоционально - волевой сферы;
  • личностные особенности детей.

   Цель  исследования – выявление специфики содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

   В соответствии с гипотезой и целью  исследования определены основные задачи:

  • изучить состояние проблемы в теории и практике коррекционного обучения;
  • выявить особенности содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида;
  • изучить программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы.

   Важнейшие источники исследования:

  • базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ и базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида;
  • программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы;
  • учебные пособия для студентов ВУЗов по общей и специальной педагогике.
  • периодические издания: журнал «Вестник образования» и журнал «Коррекционная педагогика».

     Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включила следующие методы исследования:

  • изучение состояния проблемы содержания образования в школе VIII вида;
  • метод деконструкции и апперципирования;
  • различные виды анализа: сравнительный, контент-анализ, обобщение данных по проблеме исследования и выработка гипотезы;
  • изучение программ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы и их соотнесение с гипотезой исследования.

   Практическая  значимость исследования:

  • теоретические и практические результаты могут быть использованы на практических и семинарских занятиях.

   Апробация результатов исследования: основные положения и результаты работы докладывались на практических занятиях по предметам «Клиника интеллектуальных нарушений» и «Специальная психология».

   Положения, выносимые на защиту. Содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида учитывает:

  • индивидуальные особенности детей с нарушением интеллекта;
  • особенности их познавательной деятельности;
  • особенности их эмоционально - волевой сферы;
  • личностные особенности детей.

   Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка изученной литературы (18 источников), приложения.

Объем – 63 страницы. 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ VIII ВИДА

    1. Понятие и сущность содержания образования

     Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования [12: 139].

     В дидактике существуют различные трактовки понятия «Содержание образования».

     Так, Ю.К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание   образования  —  это  система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду» [11: 366].

     Содержание образования — совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, а также определённый уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы [2: 266].

     В этих определениях в содержании  образования включаются все элементы социального опыта, накопленного человечеством.

   На  основе анализа  социального   опыта  И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделяют 4 типа элементов  содержания   образования:

  • знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
  • опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей, обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа;
  • опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему развитию культуры. Разумеется, самостоятельность и инициативность, как показатели сформированности у человека умений творчески работать, складываются у каждого ребенка сугубо индивидуально, но программировать их надо уже в содержании образования;
  • опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим людям в совокупности потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов, включенных в ее систему ценностей. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера, это сплав знаний, убеждений и практических действий. Усвоение школьником перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, "перенос" социального в индивидуальное на основе особым образом организованной деятельности учащихся.

   Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Воспитанность предполагает знание о той деятельности, к которой устанавливается то или иное отношение. Предусматривает овладение поведенческими навыками и умениями. Усвоение этих элементов социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в систему, но и быть в состоянии изменять ее. Поэтому школьное образование, во-первых, готовит к жизни, какой она есть, к существующему порядку вещей, но готовит таким образом, что, во-вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования.

Информация о работе Содержание образования в школе VIII вида