Содержание образования в школе VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – педагогический процесс в школе VIII вида.
Цель исследования – выявление специфики содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Предмет исследования – содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Содержание

Введение........................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы содержания образования
в школе VIII вида
1.1. Понятие и сущность содержания образования............................. 6
1.2. Особенности содержания образования в школе VIII вида......... 14
Выводы............................................................................................................. 21
Глава II. Экспериментальное исследование содержания образования в школе VIII вида
2.1. Анализ современного состояния проблемы в практике работы
школы VIII вида............................................................................ 23
2.2. Содержание программ специальной (коррекционной) обще-
образовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы....... 32
Выводы............................................................................................................ 55
Заключение..................................................................................................... 57
Список изученной литературы................................................................... 59
Приложение 1................................................................................................. 61
Приложение 2................................................................................................. 62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 114.31 Кб (Скачать)
  1. осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
  2. трудные по смыслу и слоговой структуре слова читать по слогам;
  3. отвечать на вопросы по прочитанному;
  4. пересказывать содержание прочитанного;
  5. высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
  6. знать наизусть 5 - 8 стихотворений.

    Грамматика, правописание и развитие речи (2-4 классы).

   Основные  требования к умениям  и знаниям обучающихся к концу второго года обучения:

  1. должны уметь анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
  2. списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
  3. писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
  4. писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
  5. составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

   Основные  требования к умениям  и знаниям обучающихся к концу третьего года обучения:

  1. должны уметь составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  2. анализировать слова по звуковому составу;
  3. различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
  4. определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
  5. списывать текст целыми словами;
  6. писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы;
  7. должны знать алфавит.

   Основные  требования к умениям  и знаниям обучающихся к концу четвертого года обучения:

  1. должны уметь составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
  2. анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
  3. списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  4. писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов);
  5. должны знать алфавит;
  6. расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

   Развитие  устной речи на основе изучения предметов  и явлений окружающей действительности (1-4 классы).

   Основные  требования к знаниям  и умениям учащихся к концу 1 класса:

  1. должны уметь называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
  2. участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
  3. составлять простые нераспространенные предложения;
  4. распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов;
  5. должны знать названия изучаемых предметов, части предметов.

   Основные  требования к умениям  и знаниям обучающихся к концу второго года обучения:

  1. должны уметь называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
  2. участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
  3. составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия;
  4. должны знать названия и свойства изученных предметов и их частей;
  5. обобщающие названия изученных групп предметов.

   Основные  требования к умениям  и знаниям обучающихся к концу третьего года обучения:

  1. должны уметь называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
  2. участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
  3. связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
  4. ухаживать за одеждой и обувью;
  5. поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
  6. соблюдать правила личной гигиены;
  7. соблюдать правила уличного движения;
  8. должны знать названия и свойства изученных предметов;
  9. выученные правила дорожного движения.

   Основные  требования к умениям  и знаниям обучающихся к концу четвертого года обучения:

  1. должны уметь называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
  2. активно участвовать в беседе;
  3. связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
  4. выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
  5. соблюдать правила личной гигиены;
  6. соблюдать правила дорожного движения;
  7. должны знать названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
  8. правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы. [15: 37-70].

   Программа же по русскому языку в старших  классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Во взаимообусловленном  решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. [16: 4]. 

   Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

   В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются два раздела:

   1. Грамматика, правописание, развитие речи.

   2. Чтение и развитие речи.

   Названные разделы включают учебные темы, а  также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу каждого  года обучения.      

Требования к  контролю и оценке знаний определены двумя уровнями — в зависимости от учебных возможностей школьников. 1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, 2-й — предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.

   1. Грамматика, правописание, развитие речи.

Основные  требования к умениям  учащихся к концу 5 класса:       

1-й уровень

  1. списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
  2. писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);
  3. участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
  4. коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
  5. подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
  6. различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
  7. находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
  8. пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
 

      2-й уровень

  1. списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
  2. писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
  3. участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
  4. подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
  5. проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
  6. учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

Основные  требования к умениям  учащихся к концу 6 класса:       

1-й уровень  

  1. списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
  2. писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60  слов);
  3. делить текст на предложения;
  4. выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
  5. самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);
  6. подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);
  7. доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
  8. находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
  9. пользоваться школьным орфографическим словарем.
  

      2-й уровень

  1. списывать текст целыми словами;
  2. писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
  3. участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
  4. исправлять текст с помощью учителя;
  5. подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
  6. различать части речи по вопросам с помощью учителя;
  7. пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.

Основные  требования к умениям  учащихся к концу 7 класса:

       1-й уровень

  1. писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65—70 слов);
  2. писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов);
  3. подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
  4. образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
  5. определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
  6. находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя);
  7. пользоваться школьным орфографическим словарем.
   

      2-й уровень

  1. писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
  2. исправлять текст;
  3. подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
  4. различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении;
  5. решать орфографические задачи, опираясь па таблицу, или с помощью учителя.

Основные  требования к умениям  учащихся к концу 8 класса:      

1-й уровень

  1. писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70—80  слов);
  2. писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 80 слов);
  3. находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя;
  4. использовать в устной речи сложноподчиненные предложения при ответе на вопрос;
  5. определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
  6. подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
  7. находить и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);
  8. пользоваться школьным орфографическим словарем.

Информация о работе Содержание образования в школе VIII вида