- осознанно
и правильно читать текст вслух целыми
словами после работы над ним под руководством
учителя;
- трудные по
смыслу и слоговой структуре слова читать
по слогам;
- отвечать
на вопросы по прочитанному;
- пересказывать
содержание прочитанного;
- высказывать
свое отношение к поступку героя, событию;
- знать наизусть
5 - 8 стихотворений.
Грамматика,
правописание и развитие
речи (2-4 классы).
Основные
требования к умениям
и знаниям обучающихся
к концу второго года
обучения:
- должны уметь
анализировать слова по звуковому составу,
различать звуки гласные и согласные,
согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие
и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие
на слух, в произношении, написании;
- списывать
по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под
диктовку слова, написание которых не
расходится с произношением, простые по
структуре предложения, текст после предварительного
анализа;
- писать предложения
с заглавной буквы, в конце предложения
ставить точку;
- составлять
по заданию предложения, выделять предложения
из речи и текста.
Основные
требования к умениям
и знаниям обучающихся
к концу третьего года
обучения:
- должны уметь
составлять предложения, выделять предложения
из речи и текста, восстанавливать нарушенный
порядок слов в предложении;
- анализировать
слова по звуковому составу;
- различать
гласные и согласные, сходные согласные,
гласные ударные и безударные;
- определять
количество слогов в слове по количеству
гласных, делить слова на слоги, переносить
части слова при письме;
- списывать
текст целыми словами;
- писать под
диктовку текст (20—25 слов), включающий
изученные орфограммы;
- должны знать
алфавит.
Основные
требования к умениям
и знаниям обучающихся
к концу четвертого
года обучения:
- должны уметь
составлять и распространять предложения,
устанавливать связи между словами по
вопросам; ставить знаки препинания в
конце предложения;
- анализировать
слова по звуковому составу (выделять
и дифференцировать звуки, устанавливать
последовательность звуков в слове);
- списывать
рукописный и печатный текст целыми словами
и словосочетаниями;
- писать под
диктовку предложения и тексты (30—35 слов);
- должны знать
алфавит;
- расположение
слов в алфавитном порядке в словаре.
Развитие
устной речи на основе
изучения предметов
и явлений окружающей
действительности (1-4
классы).
Основные
требования к знаниям
и умениям учащихся
к концу 1 класса:
- должны уметь
называть предметы, характеризовать их
по основным свойствам (цвету, форме, размеру,
вкусу, запаху, материалу);
- участвовать
в беседе, полно отвечать на поставленные
вопросы, используя слова данного вопроса;
- составлять
простые нераспространенные предложения;
- распространять
предложения по вопросам, правильно употребляя
формы знакомых слов;
- должны знать
названия изучаемых предметов, части предметов.
Основные
требования к умениям
и знаниям обучающихся
к концу второго года
обучения:
- должны уметь
называть и характеризовать предметы,
сравнивать два предмета, делать элементарные
обобщения;
- участвовать
в беседе, полно и правильно отвечать на
поставленный вопрос;
- составлять
простые распространенные предложения,
правильно употребляя формы знакомых
слов; использовать предлоги и некоторые
наречия;
- должны знать
названия и свойства изученных предметов
и их частей;
- обобщающие
названия изученных групп предметов.
Основные
требования к умениям
и знаниям обучающихся
к концу третьего года
обучения:
- должны уметь
называть и характеризовать предметы
и явления, сравнивать и классифицировать,
устанавливать общие и отличительные
свойства;
- участвовать
в беседе, отвечать на вопросы, дополнять
высказывания товарищей;
- связно высказываться
по плану, употребляя простые распространенные
предложения, правильно используя формы
знакомых слов;
- ухаживать
за одеждой и обувью;
- поддерживать
порядок в классе, интернате, дома;
- соблюдать
правила личной гигиены;
- соблюдать
правила уличного движения;
- должны знать
названия и свойства изученных предметов;
- выученные
правила дорожного движения.
Основные
требования к умениям
и знаниям обучающихся
к концу четвертого
года обучения:
- должны уметь
называть и характеризовать предметы
и явления, сравнивать и классифицировать,
устанавливать элементарные зависимости;
- активно участвовать
в беседе;
- связно высказываться
на предложенную тему на основе проведенных
наблюдений;
- выполнять
практические работы по уходу за жилищем,
по посадке растений на пришкольном и
опытном участке, по уборке урожая;
- соблюдать
правила личной гигиены;
- соблюдать
правила дорожного движения;
- должны знать
названия и свойства изученных предметов,
групп предметов, явлений природы;
- правила дорожного
движения, все случаи правильного перехода
улицы. [15: 37-70].
Программа
же по русскому языку в старших
классах специальной (коррекционной)
школы имеет коммуникативную направленность.
В связи с этим на первый план выдвигаются
задачи развития речи учащихся как средства
общения и как способа коррекции их мыслительной
деятельности.
Во взаимообусловленном
решении этих задач строится содержательная
часть программы. Первостепенное внимание
уделяется таким синтаксическим
структурам, как предложение и текст, обеспечивающим
реализацию коммуникативной функции речи
и возможность развернуто выражать мысли,
точнее понимать высказывания других
людей. [16: 4].
Коммуникативно-речевая
направленность обучения делает более
продуктивным решение коррекционно-развивающих
задач, так как предполагает большую работу
над значением таких языковых единиц,
как слово, словосочетание, предложение,
текст, и над способами выражения смыслового
различия с помощью этих единиц.
В программе
по русскому языку для старших классов
структурно выделяются два раздела:
1. Грамматика,
правописание, развитие речи.
2. Чтение
и развитие речи.
Названные
разделы включают учебные темы, а
также перечень умений, которыми должны
овладеть учащиеся к концу каждого
года обучения.
Требования к
контролю и оценке знаний определены
двумя уровнями — в зависимости от учебных
возможностей школьников. 1-й уровень предполагает
овладение программным материалом по
указанному перечню требований, 2-й — предусматривает
уменьшенный объем обязательных умений.
1. Грамматика,
правописание, развитие
речи.
Основные
требования к умениям
учащихся к концу 5
класса:
1-й уровень
- списывать
текст целыми словами и словосочетаниями,
структурно сложные слова — по слогам;
- писать под
диктовку текст, включающий слова с изученными
орфограммами (40—45 слов);
- участвовать
в обсуждении темы текста, в выделении
основной мысли;
- коллективно
составлять текст и записывать его под
руководством учителя (до 50 слов);
- подбирать
однокоренные слова, разбирать слова по
составу с помощью учителя;
- различать
части речи (имя существительное, имя прилагательное,
глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
- находить
решение орфографической задачи (с помощью
учителя);
- пользоваться
школьным орфографическим словарем под
руководством учителя.
2-й уровень
- списывать
текст целыми словами, структурно сложные
слова — по слогам;
- писать под
диктовку текст с предварительным разбором
изученных орфограмм;
- участвовать
в обсуждении темы и идеи текста;
- подбирать
однокоренные слова с помощью учителя;
- проверять
безударные гласные, сомнительные согласные
на основе изменения формы слова (с помощью
учителя);
- учиться пользоваться
школьным орфографическим словарем под
руководством учителя.
Основные
требования к умениям
учащихся к концу 6 класса:
1-й уровень
- списывать
текст целыми словами и словосочетаниями;
- писать под
диктовку текст с изученными орфограммами
(55—60 слов);
- делить текст
на предложения;
- выделять
тему текста, участвовать в обсуждении
основной мысли;
- самостоятельно
воспроизводить текст, воспринятый частями
(свободный диктант) после предварительной
отработки каждой части (до 60 слов);
- подбирать
однокоренные слова, разбирать слова по
составу (простые случаи самостоятельно);
- доказывать
принадлежность слов к определенным частям
речи, ориентируясь на их значение и вопрос
с помощью опорных таблиц;
- находить
решение орфографических задач с помощью
учителя или самостоятельно;
- пользоваться
школьным орфографическим словарем.
2-й уровень
- списывать
текст целыми словами;
- писать под
диктовку текст с предварительно разобранными
трудными орфограммами;
- участвовать
в обсуждении темы и идеи текста;
- исправлять
текст с помощью учителя;
- подбирать
однокоренные слова с помощью учителя;
- различать
части речи по вопросам с помощью учителя;
- пользоваться
школьным орфографическим словарем с
помощью учителя.
Основные
требования к умениям
учащихся к концу 7
класса:
1-й
уровень
- писать под
диктовку текст с изученными орфограммами
(65—70 слов);
- писать изложение
по данному плану с предварительной отработкой
лексического материала (до 70 слов);
- подбирать
однокоренные слова, используя данные
приставки и суффиксы;
- образовывать
одну часть речи от другой и правильно
употреблять их в речи;
- определять
изученные грамматические признаки частей
речи с опорой на таблицу;
- находить
орфограммы и решать орфографическую
задачу (самостоятельно или с помощью
учителя);
- пользоваться
школьным орфографическим словарем.
2-й уровень
- писать под
диктовку текст с изученными орфограммами
с предварительным анализом;
- исправлять
текст;
- подбирать
однокоренные слова с помощью учителя;
- различать
части речи с опорой на таблицу или с помощью
учителя, правильно употреблять их в предложении;
- решать орфографические
задачи, опираясь па таблицу, или с помощью
учителя.
Основные
требования к умениям
учащихся к концу 8
класса:
1-й уровень
- писать под
диктовку текст с изученными орфограммами
(70—80 слов);
- писать изложение
или сочинение по данному плану с предварительной
отработкой лексического материала (до
80 слов);
- находить
в тексте речевые недочеты и исправлять
их с помощью учителя;
- использовать
в устной речи сложноподчиненные предложения
при ответе на вопрос;
- определять
части речи, используя сложные предложения
для доказательства;
- подбирать
однокоренные слова, используя данные
приставки и суффиксы;
- находить
и решать орфографические задачи (самостоятельно
и с помощью учителя);
- пользоваться
школьным орфографическим словарем.