Содержание образования в школе VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – педагогический процесс в школе VIII вида.
Цель исследования – выявление специфики содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Предмет исследования – содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Содержание

Введение........................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы содержания образования
в школе VIII вида
1.1. Понятие и сущность содержания образования............................. 6
1.2. Особенности содержания образования в школе VIII вида......... 14
Выводы............................................................................................................. 21
Глава II. Экспериментальное исследование содержания образования в школе VIII вида
2.1. Анализ современного состояния проблемы в практике работы
школы VIII вида............................................................................ 23
2.2. Содержание программ специальной (коррекционной) обще-
образовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы....... 32
Выводы............................................................................................................ 55
Заключение..................................................................................................... 57
Список изученной литературы................................................................... 59
Приложение 1................................................................................................. 61
Приложение 2................................................................................................. 62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 114.31 Кб (Скачать)

   Коррекционная школа имеет свое особое содержание образования  по объему и содержанию.

  1. Доступность обучения. Этот принцип обычно провозглашается как ведущий при определении содержания обучения в специальной школе. Познавательные возможности учащихся этой школы отличаются большой вариантностью. В рамках одного класса наблюдается вариативность индивидуальных и типологических познавательных возможностей, обусловленных структурой дефекта, степенью и характером осложненности умственной отсталости другими дефектами, какими являются нарушения анализаторов.
  2. Локальные западания в области речи, письма, счёта, нарушения работоспособности.

   Принципы  доступности содержания обучения имеет  в виду наличие в программах коррекционной  школы такого материала, усвоение которого требует определенных усилий и постоянного  совершенствования качества учебно-воспитательного  процесса.

  1. Дифференциация содержания обучения. Это означает, что в программах целесообразно ввести несколько уровней содержания учебного материала, отличающихся друг от друга  по объему и глубине раскрытия содержания тех или других разделов. Эти различные уровни трудности содержания программ могут быть учтены учителями в рамках одного класса при осуществлении дифференцированного подхода или же дифференцированном обучении.
  2. Научность содержания обучения. Научность является важнейшим принципом содержания обучения. Применительно к специальной школе он означает, что в угоду доступности учебного материала не может быть допущено такое упрощение его, при котором вульгаризируются трактовки тех или иных фактов и явлений общественной жизни, живой и неживой природы, искажаются понятия, закономерности.

   Принцип доступности требует научной  достоверности сообщения учащихся сведений, вскрытия в доступной форме сущности описываемых явлений, показа явлений в их взаимоотношениях, создания у учащихся верных представлений об окружающем мире.

  1. Жизненная и практическая направленность содержания обучения. Практическая направленность содержания обучения понимается как формирование системы различных учебных, трудовых, практических, нравственных, бытовых умений и навыков на основе усваиваемых знаний. Все содержание обучения носит прикладной характер. Требование жизненно

практической  направленности содержания обучения близко по своей значимости к принципу межпредметных связей.

  1. Межпредметные связи. Эти связи осуществляются как в процессе обучения, так и в содержании обучения, в программах и учебниках, где отражаются связи между языком и трудом, между трудом и математикой, между естествознанием, географией, родным языком и трудом.
  2. Обеспечение пропедевтического этапа обучения. Пропедевтика обучения в специальной школе представляет собой особую систему уроков, которая направлена на подготовку учащихся к усвоению системы знаний, умений и навыков, определяемых программами по учебным предметам. Задачи пропедевтического этапа - сенсомоторное развитие учащихся, формирование у них определённого круга элементарных представлений, умений в познавательной и учебной деятельности, мыслительных качеств, обеспечивающих готовность к усвоению программного материала [9: 122-125].

   Содержание  обучения предметное и находит свое отражение в методах. Оно представлено в учебных планах, программах, учебниках [7: 50].

   Учебный план - это нормативный документ, раскрывающий учебный процесс, осуществляемый в школе. Учебный план:

  • определяет состав учебных предметов;
  • устанавливает порядок и последовательность их прохождения;
  • указывает количество времени на каждый предмет;
  • является основанием для определения режима деятельности школы;
  • помогает устанавливать учебную нагрузку преподавателя;
  • является основным документом, на основе которого составляется школьное расписание;
  • определяет функциональную нагрузку учащихся конкретного класса в недельном режиме [7: 50-51].

   Согласно  концепции развития специального образования  для лиц с нарушением интеллекта модель специальной (коррекционной) школы VIII вида на сегодняшний день рассчитана на десяти - одиннадцатилетний срок обучения с пропедевтическим периодом обучения [7: 51].

   В структуре школьного образования  выделяются:

  • пропедевтико - диагностический этап – 0-й класс;
  • этап начального обучения – 1 - 4-й классы;
  • этап общего образования – 5 - 8-й (9-й) классы;
  • завершающий этап углубленной социально-трудовой подготовки –     9 - 10-й (11-й) классы.

   Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных предметов.

   Базисный  план включает общеобразовательные  предметы, содержание которых приспособлено  к возможностям учащихся с нарушением интеллекта. Из системы общеобразовательных предметов в учебный план включены: родной язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история, изобразительное искусство, пение, музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение.

   Все учебные предметы группируются в  два блока - общеобразовательный и коррекционно-развивающий.

   К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и сенсомоторики [7: 51].

   Учебная программа — это нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению по каждому отдельному предмету. В программе приводится перечень тем изучаемого материала, даются рекомендации по количеству времени на каждую тему. Учебный материал распределяется по годам обучения. В настоящее время созданы типовые программы для первых классов по общеобразовательным предметам и трудовому обучению. Созданные программы учитывают особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

  Структура программы по каждому предмету имеет  три раздела: «Пояснительная записка», «Содержание программного материала», «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».

   В условиях специального обучения используют три способа построения программ: линейный, линейно-концентрический, концентрический.

   При линейном способе учебный материал выстраивается как бы по одной линии, отдельные темы образуют непрерывную последовательную связь между собой.

   Линейно-концентрический  способ предполагает, что учебный материал выстраивается последовательно, с остановками на отдельных темах, которые изучаются более углубленно.

   Концентрический способ характеризуется тем, что  один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения или упрощения, без нарушения внутренней связи между элементами содержания изучаемого материала. Это не просто повторение пройденного, а все более глубокое проникновение в сущность рассматриваемых явлений.

   Содержание  учебных программ находит свое отражение  в учебниках и учебных пособиях, представляющих собой серьезную информационно-дидактическую модель обучения, помогающую учителю обучать, воспитывать, корригировать все психические процессы учащихся. Учебники выступают источником знаний. Это информационно-дидактическая модель обучения, помогающая педагогу и учащимся корректировать все психические

процессы  по обучению и учению. Учебник должен быть красочно оформлен, а содержание учебного материала доступно для учащихся. Сегодня специальная (коррекционная) школа VIII вида получает учебники нового поколения — с интересным содержанием, лаконичные, красочно оформленные, научно-взвешенные, соответствующие коррекционной направленности обучения. Они включают тексты, задания, вопросы, памятки, таблицы, схемы, иллюстративный материал с подписями.

   Учебных пособий для специальных (коррекционных) школ VIII вида издается недостаточно. Но этот пробел восполняют сами учителя. В школах имеется богатейший раздаточно-дидактический материал, создается уникальный опыт обучения учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии.

   Учебные предметы специальной (коррекционной) школы VIII вида определены учебным планом. Каждый конкретный предмет имеет свою специфику, логику рассматриваемых понятий, носит базовый характер [7: 55-56]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ

   Содержание образования, т.е. определенная система получаемых научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть в процессе обучения, имеет сходные и различные теоретические и психолого-педагогические основы в общеобразовательной школе и специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида:

  1. И в общеобразовательной и в специальной (коррекционной) школе VIII вида содержание образования базируется на определенных принципах:
  • принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества;
  • принцип гуманизации;
  • принцип структурного единства содержания образования;

     В тоже время, исходя из специфики школы  VIII вида, содержание образования имеет свои специальные принципы:

    • дифференциация содержания образования;
  • жизненная и практическая направленность содержания образования;
  • межпредметные связи;
  • обеспечение пропедевтического этапа обучения.
  1. Содержания образования и в общеобразовательной школе, и в специальной школе VIII вида определяется государственным стандартом, который включает три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.
  1. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида содержание образования имеет свои специфические черты. Это связано с контингентом учащихся этой школы: дети с нарушением интеллекта. Они не способны сразу включиться в учебно-познавательную деятельность в силу своих психологических, физиологических особенностей. Поэтому весь процесс обучения детей с нарушением интеллекта должен нести не только обучающую, но и коррекционную направленность.
  2. В настоящее время, содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида наиболее усовершенствовано:
  • обязательное обучение завершается IX классом;
  • произошло усовершенствование программ по предметам школьного

      обучения;

  • усилена личностная направленность учебного материала.

   Однако  продолжается работа по поиску путей  определения оптимального содержания образования, созданию планов, программ и учебников, позволяющих повысить эффективность обучения, воспитания и подготовки к жизни учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ                             СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ VIII ВИДА

    1.   Анализ современного состояния проблемы в практике работы

школы VIII вида

   В настоящее время в системе  специального образования произошли  определенные позитивные перемены. Был принят ряд нормативно-правовых документов как ведомственного, так и межведомственного характера, определяющих основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья и регулирующих основы государственной политики применительно к ним, однако еще предстоит проделать большую работу по применению их на практике, развитию и совершенствованию системы специального образования [3: 9].

Информация о работе Содержание образования в школе VIII вида