Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Коррекционная педагогика"
45. Специальное образование детей с нарушениями
опорно-двигательного
аппарата
Специальное ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата — это учреждение, где проводится обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии, подготовка к школе
и лечение данной категории дошкольников. Лечебно-педагогический про-
цесс построен с учетом специфики заболевания детей и связанных с ним
особенностей. Основной целью коррекционного обучения и воспитания
детей в специальном ДОУ является всестороннее развитие ребенка в соот-
ветствии
с его возможностями и
действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного
обучения.
Комплектование специальных дошкольных учреждений для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется психолого-
медико-педагогическими комиссиями. В эти учреждения поступают дети в
возрасте от 3–4 до 7 лет. Несколько недель после поступления ребенка в
детский сад отводится на его специальное психолого-педагогическое об-
следование. При комплексном обследовании проверяется и уточняется
уровень знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности,
выявляются основные трудности в овладении ими, определяются коррек-
ционные мероприятия по преодолению имеющихся затруднений. Противо-
показанием к поступлению в данное учреждение является выраженная ум-
ственная отсталость.
В специальных ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата создаются специальные условия для пребывания детей с двига-
тельной патологией — необходимое оборудование для передвижения и за-
нятий, организуется восстановительное лечение. В них работают разные
специалисты медико-педагогического блока: дефектологи, логопеды, вос-
питатели, психологи, инструкторы лечебной физкультуры, невропатологи.
Развитие познавательной деятельности детей осуществляет учитель-
дефектолог. Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе
выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне заня-
тий, прогулки. При этом дефектологи и воспитатели распределяют между
собой обязанности по проведению следующих коррекционных занятий:
– изобразительная
– развитие предметной и
– развитие речи и
– трудовое воспитание,
– формирование элементарных математических представлений.
Развитие речи и коррекцию
дизартрических расстройств
учитель-логопед. Инструктор лечебной физкультуры проводит специаль-
ные занятия по физическому воспитанию, а также отвечает за организацию
и соблюдение ортопедического режима. Психолог корригирует нарушения
личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружени-
ем: семьей и персоналом детского сада.
Коррекционное учреждение VI вида осуществляет образовательный
процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех
ступеней общего образования:
– 1-я ступень — начальное
общее образование (
освоения — 4−5 лет),
– 2-я ступень — основное общее образование (нормативный срок ос-
воения — 6 лет),
– 3-я ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный
срок освоения — 2 года).
На 1-й ступени общего
коррекции, направленной на формирование всей двигательной сферы вос-
питанников, их познавательной деятельности и речи.
На 2-й ступени общего
образовательной и трудовой подготовки, продолжается коррекционно-
восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, ре-
чевых навыков и умений, обеспечивающих социально-трудовую адапта-
цию воспитанников.
На 3-й ступени общего
ников
по общеобразовательным
нательного и активного включения их в жизнь общества.
Для получения образования
двигательного аппарата обеспечиваются специальные условия:
1. Специально организованная
– специально приспособленное здание (лифты, пандусы и другие
приспособления);
– ортопедическая обувь и
– специальная мебель;
– специальные приборы для обучения (ручки и др.);
– компьютерные классы;
– мастерские для трудовой подготовки.
2. Наполняемость классов:
ловек, в начальной, основной, средней школе — до 10 человек (с учетом
географических
и социально-экономических
мость может быть уменьшена), в классах для умственно отсталых детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата — не более 7 человек.
3. Продолжительность уроков:
– в подготовительном классе — 30 мин,
– в 1-м классе — 35–40 мин,
– во 2-м классе и далее — 45 мин.
На каждом уроке после 20 мин. занятий проводится 5-минутная физ-
культпауза с включением лечебно-коррекционных мероприятий.
4. Осуществление обучения силами
специально подготовленных
гогов,
знающих психофизические
но-двигательного аппарата; проведение коррекционных занятий учителя-
ми, логопедами, инструкторами лечебной физкультуры, психологами.
5. Наличие, кроме помещений,
альных помещений — логопедических кабинетов, кабинета для лечебной
физкультуры и массажа, кабинета психолога, бассейна, ортопедической
мастерской.
6. Осуществление обучения детей с нарушениями функций опорно-
двигательного аппарата на фоне лечебно-восстановительной работы, кото-
рая ведется в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция
двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купиро-
вание соматических заболеваний; комплекс восстановительного лечения
представлен ортопедо-неврологическими мероприятиями, лечебной физ-
культурой, массажем, физио-, бальнео-, климатотерапией, протезно-
ортопедической помощью, коррекционными занятиями в бассейне и т. д.
(Лечебные
мероприятия, кроме обычной
ствляют врачи; психоневрологи или невропатологи, ортопеды, врачи ЛФК,
физиотерапевты, а также средний и младший медицинский персонал).
Специальная школа для детей с нарушением функций опорно-
двигательного аппарата обеспечивает своим воспитанникам общеобразова-
тельную подготовку на цензовом уровне, отвечающем нормативным требо-
ваниям государственного образовательного стандарта.