40.
Специальное профессиональное
образование для
лиц с ограниченными
возможностями
Для служб профориентации
и диагностики профессиональной
пригодности созданы компьютерные
технологии (например, разработана
автоматизированная система экспертной
оценки психологических особенностей
личности), позволяющие быстро и
эффективно вести профессиональную
ориентацию и организацию трудоустройства
лиц с ограниченной трудоспособностью
в условиях индивидуализации реабилитационных
программ (С.Н. Кавокин и др.). Компьютерная
система содержит перечень профессий
и их кодирование по факторам трудовых
ограничений. Показатели психологической
оценки возможностей того или иного человека
с ограниченной трудоспособностью соотносятся
с психологическими требованиями к той
или иной профессии, входящей в перечень.
Соответственно конкретное рабочее место
применительно к соответствующей профессии
оценивается с точки зрения требований,
предъявляемых к функциям организма. Соотнесение
психофизиологических возможностей испытуемого
с параметрами конкретной профессии и
рабочего места позволяет достаточно
точно подобрать для выбора человеку с
ограниченной трудоспособностью группу
профессий, наиболее соответствующих
его возможностям. Система дополняется
сведениями о вакансиях рабочих мест в
данном регионе. Такая технология основывается
на принципе партнерства и позволяет решать
проблему трудоустройства на основе диалога
со всеми заинтересованными сторонами.
В зависимости от характера и степени
тяжести нарушения человек с ограниченной
трудоспособностью может получать разные
виды профессионального образования --
от начального до высшего профессионального.
При наличии интеллектуальной нормы возможно
говорить о равных возможностях обучения
для лиц с ограниченной трудоспособностью
в высших и средних профессиональных образовательных
учреждениях. Современная зарубежная
практика показывает, что для лиц с ограниченными
возможностями, не имеющих нарушений интеллекта,
можно создавать специальные образовательные
условия и специальную среду жизнедеятельности,
которые снимают барьеры и ограничения
для этих людей в получении высшего и среднего
специального образования (специальное
переоборудование городской среды -- транспорт,
архитектура, обеспечение жизнедеятельности
и передвижения в городских условиях,
технические и иные средства поддержки
и сопровождения в процессе образования,
специальные коррекционные и реабилитационные
программы, наличие ассистентов, переводчиков
и др.). Лица с ограниченной трудоспособностью
имеют в этом случае действительно равные
с остальными возможности образования
и последующей трудовой деятельности.
Отсутствует отношение к человеку с ограниченной
трудоспособностью как к неполноценному
и немощному существу. Человек с ограниченной
трудоспособностью получает равные права
и имеет равные обязанности и как студент,
и впоследствии как сотрудник учреждения,
предприятия. В нашей стране люди с ограниченной
трудоспособностью не всегда имеют равные
с остальными возможности для получения
профессионального образования. Так, среди
сотен тысяч студентов обучающихся сегодня
в вузах России, студенты-инвалиды составляю
всего около тысячи человек. Многие из
них не имеют возможности поступать в
вузы вследствие некачественного школьного
образования или отсутствия в вузах необходимой
для них среды жизнедеятельности и условий
образования. Одновременно формируется
традиция специального вузовского образования
для студентов с ограниченными возможностям
жизнедеятельности в виде специализированных
высших учебных заведений.