37.
Медико-социально-педагогический
патронаж. Медико-социальная
профилактика и ранняя
комплексная помощь (кратко)
Медико-социально-педагогический
патронаж является неотъемлемой частью
специального образования и представляет
собой комплекс мер, направленных на
преодоление проблем лечения, обучения
и воспитания личности, имеющей нарушения
развития. Медико-социально-педагогический
патронаж является частью специального
образования, имеет такие цели, как: реализация
и разработка новых коррекционно-обучающих
программ для детей с нарушениями развития
и их семей; оказание комплексной помощи
(медицинской, психологической, педагогической)
детям с нарушениями развития; помощь
в выборе индивидуальной программы помощи
и поддержки для каждого ребенка с нарушениями
развития; привлечение внимания общественности
(в том числе при помощи СМИ) к проблемам
людей, имеющих ограниченные возможности
жизнедеятельности, и т. д.
Медико-социально-педагогический
патронаж реализуется различными как
государственными учреждениями и службами
(психолого-медико-педагогическими комиссиями,
психолого-медико-социальными центрами),
так и негосударственными образованиями
– благотворительными фондами, общественными
ассоциациями и др.
Одной из важнейших
задач медико-социально-педагогического
патронажа служат ранняя диагностика
и ранняя комплексная помощь, способствующие
предупреждению инвалидности (или снижению
степени ограничения жизнедеятельности).
И за рубежом, и в нашей стране существует
множество методик для диагностики и оказания
ранней помощи людям, имеющим нарушения
развития.
За рубежом
опыт оказания ранней помощи более
обширен, чем в России, в результате
можно наблюдать картину практически
полноценной жизнедеятельности людей
с нарушениями развития. Как показывает
опыт, ребенок с ограниченными возможностями
здоровья и жизнедеятельности, воспитываемый
в семье, может вести более полноценную
жизнь, чем его сверстники, воспитывающиеся
в различных учреждениях.
Огромное значение
имеет позиция, которую принимает
семья, имеющая ребенка с нарушениями
развития, готовность членов семьи
принимать ребенка таким, какой
он есть. Специалисты медико-социально-педагогического
патронажа проводят специальные
занятия сре-бенком, предлагают свою помощь
в консультировании семьи в различных
вопросах, по адаптации прежде всего членов
семьи к тому, что их ребенок не такой,
как другие.
В России оказание
ранней помощи и диагностики носит
экспериментальный характер и осуществляется
посредством психолого-медико-социальными
центрами и службами. Достижение ими положительных
результатов предполагает дальнейшее
развитие системы ранней диагностики
и помощи в нашей стране.