Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Коррекционная педагогика"
29. Специальная педагогика как наука. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики
Специа́льная
психоло́гия — область
Единой терминологии у этой науки не существует, и говорят о так называемой параллельной терминологии, так как представители профессиональной среды предпочитают говорить на своем языке.
Специальная педагогика имеет целую систему целей. К ним относятся коррекция и компенсация нарушений развития особыми педагогическими методами и приемами, а также личностная и социальная реабилитация и аби-литация (для новорожденных детей). Эти цели достигаются при помощи достижения определенных, конкретных целей специального обучения, например, таких, как овладение средствами чтения и письма людей с нарушениями зрения, личностная реабилитация человека – преодоление чувств малоценности и ненужности, воспитание собственного достоинства и самоуважения. Все перечисленные цели направлены на достижение одной общей педагогической цели – достижение личностью социализации и самореализации в процессе развития, в контексте специальной педагогики – достижение максимально возможной самостоятельности и независимости в процессе жизнедеятельности. Для достижения вышеперечисленных целей специальная педагогика решает следующий ряд задач: Изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения;Создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;Разработка средств психологической коррекции недостатков развития;Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;Психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;Психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками;Психологическая коррекция дезадаптации ;В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик.
Субъектом специального образования является Личность, имеющая отклонения в моральном или физическом развитии, имеет определенные потребности в процессе образования . Объектом специального педагогического исследования служит Образовательный процесс, способный удовлетворить потребности такой личности.
Теория и практика научного знания специального образования выступают как предмет специальной педагогики и изучают особенности развития и социализации личности с нарушениями развития, а также занимаются поиском новых путей коррекции и компенсации недостатков для достижения такой личностью максимальной самостоятельности.