Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Коррекционная педагогика"
44. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ
В России имеется развитая сеть специальных дошкольных учреждений и школ для детей с нарушениями зрения. Их посещают слепые, слабовидящие дети, дети с косоглазием и амблиопией в возрасте от трех до семи лет.
Основными задачами таких дошкольных учреждений являются воспитание, лечение и развитие нарушенных функций зрения, а также подготовка к обучению в средней школе. В специализированных дошкольных учреждениях с детьми занимается тифлопедагог – педагог, который специально обучается для работы с детьми с данным нарушением зрения.
Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляются на основе принципов, присущих всей системе воспитания дошкольников. Вместе с тем это воспитание имеет ряд особых принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций. Специфика воспитания дошкольников проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, опоре на здоровые силы и сохранные возможности, в отдельном подходе к каждому ребенку.
Своеобразным
ориентиром для слепого ребенка
служит реакция на звук. Дошкольное
образование учитывает
Дети с плохим зрением используют свои двигательные анализаторы. В качестве измерителей слепые пользуются размерами своего тела, длиной шага, руки, локтя и кисти. Мышечно-суставные изменения, происходящие при ходьбе, помогают слепым оценивать пройденное расстояние.
Потеря зрения
является причиной своеобразия эмоционально-
Все эти особенности используются воспитателями детей в дошкольных учреждениях в тесной связи с родителями детей. Родители часто принимают участие в занятиях детей с тифлопедагогом. Это помогает им понять, что испытывают дети, которые плохо видят.
Корректировочная работа со слепыми и слабовидящими детьми в школе осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Она планируется с учетом дидактических и специфических принципов для данной группы детей. К последним относятся принципы корректирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохраненные анализаторы и создание полисенсорной основы.
Специфика обучения детей опирается на уже полученные ими знания в специальных дошкольных учреждениях. Слабовидящие дети особо нуждаются в дифференцированном подходе. Как правило, в школах для слабовидящих применяются специально разработанные методы и формы работы, рассчитанные на слуховое и осязательное восприятие. Особое внимание уделяется развитию:
1) мышечного чувства;
2) остаточного зрения;
3) конкретизации представления о видах;
4) окружающих объектах;
5) типах орудий труда;
6) наглядно-практического мышления;
7) формирования навыков пространственной ориентировки.
Знакомясь в процессе занятий с предметами, их свойствами, изменяя при обработке их форму, конфигурацию, размеры, величину, объем, массу, поверхность, учащиеся овладевают приемами и способами предметной и пространственной ориентировки и обогащают свои представления об окружающем мире. Во время практической или игровой деятельности специалист проговаривает все свои действия и действия ребенка, что помогает ему воспринимать информацию о происходящем с помощью сохранных анализаторов, т. е. как бы видеть с помощью слуха.
Учебный материал в отличие от школ для детей с нормальным зрением перераспределен. Используются оригинальные учебники и пособия. Часто обучение сочетается с лечебно-профилактической работой.
Большое внимание
уделяется физическому и
Важным средством коррекции слепых и слабовидящих детей является трудовое воспитание и обучение. Трудовое обучение в специальной школе проходит в 3 этапа, отражающих специфические и возрастные особенности развития слепых и слабовидящих детей.
Выпускники специальных коррекционных образовательных учреждений получают образование, соответствующее уровню образования массовой общеобразовательной школы.