31.
Особые образовательные
потребности и содержание
специального образования
Развитие здорового
ребенка и развитие ребенка, имеющего
отклонения в развитии, существенно
отличаются, этим фактом обосновано мнение
об обучении таких детей в разных
учреждениях.
Ребенок с отклонениями
в развитии в образовательном
процессе, помимо получения непосредственно
образования, решает ряд дополнительных
задач, обусловленных наличием нарушения.
Для этого ему требуются особые,
специальные условия образования.
К специальным образовательным условиям
относится, например, наличие специальных
образовательных программ, методик, средств
обучения, индивидуальный подход к каждому
ребенку, предоставление медицинской
и психологической помощи, сопровождение
процесса обучения специалистами и другие
условия.
Лица с различными
нарушениями могут получать разные
степени образования, это зависит
от сохранения интеллектуальных способностей,
тяжести и характера отклонения.
Основная масса людей, имеющих сенсорные
или соматические нарушения, или
нарушения эмоционально-волевой и поведенческой
среды, способны получать общее среднее,
а также среднее и высшее профессиональное
образование. Лица с нарушениями интеллекта
получают элементарную общеобразовательную
подготовку и обучаются профессиям, не
требующим интеллектуальной нагрузки,
что позволяет им адаптироваться в обществе
и вести независимый образ жизни. Обучение
глубоко умственно отсталых лиц заключается
в привитии им элементарных бытовых навыков
и навыков гигиены. В некоторых случаях
возможно обучение элементарным трудовым
навыкам.
Государственный
стандарт общего образования детей
с ограниченными возможностями
здоровья (специальный образовательный
стандарт) регламентирует требования
к общеобразовательной подготовке,
коррекци-онно-педагогической работе
и трудовой и профессиональной подготовке
для каждой категории лиц с нарушениями
в развитии. В этом стандарте учитываются
общие недостатки развития, характерные
для всех категорий лиц с отклонениями
(такие как заторможенность мыслительной
деятельности, речи, моторики и т. д.), и
недостатки, присущие каждой отдельной
категории. Также специальный образовательный
стандарт учитывает степень тяжести нарушения,
возможность сочетания с другими нарушениями
развития и состоит из двух частей: федеральной
и национально-региональной. Стандарты
специального образования рассчитаны
на период от рождения и до полного социального
становления личности. Наиболее разработанным
участком отечественной стандартизации
является школьный период специального
образования.