Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Коррекционная педагогика"
25. Познавательная сфера детей с дцп
Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:
Внимание у детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей: отмечаются повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными. Восприятие у детей с церебральным параличом существенно отличается от восприятия нормально развивающихся детей. У детей с ДЦП наблюдается своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Задерживается формирование пространственных представлений и схемы тела. Образная память включает в себя зрительную, слуховую, осязательную и некоторые другие процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение движений развиваются у детей с ДЦП с опозданием и достаточно своеобразно. Наглядно-образное мышление обычно формируется на основе ощущения и восприятия. При развитии этих компонентов у детей с ДЦП значительно нарушены, поэтому данный вид мышления формируется позже нормативных сроков и имеет ряд специфических особенностей. Наглядная ситуация, внешние, несущественные признаки предметов для этих детей имеют большее значение, чем для здоровых детей того же возраста.
Речевое развитие детей с церебральным параличом характеризуется значительным своеобразием: у многих детей с ДЦП отмечается дизартрия, т. е. нарушение звукопроизносимой стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Негативное влияние двигательного дефекта на психическое развитие ребенка с церебральным параличом приводит к тому, что он развивается в условиях дизонтогенеза по дефицитарному типу.
От 25 до
35% с ДЦП имеют потенциально сохранный
интеллект, однако развитие этих детей
идет в дефицитарных условиях, что сказывается
на психическом развитии. Потенциально
сохранный интеллект при ДЦП не означает
полноценное, полностью соответствующее
нормальному развитие. Основные виды психических
нарушений при ДЦП — это задержка психического
развития (встречается примерно у 50% детей
с ДЦП) и олигофрения (имеет место у 25% детей
с ДЦП), что свидетельствует о сочетании
психического дизонтогенеза дефицитарного
типа с дизонтогенезом по типу задержанного
развития или недоразвития. Вместе с тем
не существует прямой зависимости между
тяжестью двигательной патологии и степенью
интеллектуальной недостаточности при
ДЦП. При различных формах ДЦП может встречаться
и нормальное, и задержанное психическое
развитие, умственная отсталость.