42.
Специальное образование
детей с ЗПР
Почти 50 % среди неуспевающих
учеников младших классов составляют
так называемые дети с задержкой психического
развития.
Такой термин применяется
к детям с минимальными ограниченными
повреждениями или функциональной
недостаточностью центральной нервной
системы. Такие дети отличаются недостаточностью
развития эмоционально-волевой сферы,
внимания, памяти, речевой деятельности,
замедленностью обработки информации
в сравнении с другими детьми, низкой познавательной
активностью. Задержки психического развития
могут быть вызваны неблагоприятным воздействием
различных факторов во время внутриутробного
развития ребенка, длительными хроническими
заболеваниями, особенно в раннем возрасте,
или в случае длительного нахождения ребенка
в условиях депривации.
В отличие от
детей, страдающих умственной отсталостью,
у которых наблюдается недоразвитие
мозговых структур, у детей с задержкой
психического развития можно наблюдать
мозаичные органические повреждения
центральной нервной системы, что
обусловливает неравномерность проявлений
недостаточности развития. Коррекционно-педагогическая
помощь таким детям требуется прежде всего
в дошкольном возрасте. В условиях создания
специального образовательного процесса
дети с задержкой психического развития
способны освоить программу общеобразовательной
средней школы и даже продолжить свое
образование.
На сегодняшний
день этот вид нарушения развития
довольно хорошо изучен, существуют методики,
позволяющие отделить детей с задержкой
психического развития от других категорий
детей, имеющих нарушения развития. Разработана
классификация детей с задержкой психического
развития согласно происхождению нарушения:
задержка развития конституционального,
соматогенного, психогенного, церебрально-органического
происхождения.
Для оказания помощи
детям с задержками психического
развития в нашей стране создана
система коррекционно-развивающего
образования и компенсирующего
обучения. Обучение детей с задержкой
психического развития осуществляется
в специализированных образовательных
учреждениях компенсирующего типа (ДОУ
школы-интернаты, специальные школы для
детей с задержкой психического развития,
а также компенсирующие группы в структуре
общеобразовательных учреждений), в которых
работа с детьми ведется в трех направлениях:
диагностико-консультативном, коррекционно-развивающем
и лечебно-оздоровительном. С учетом особенностей
развития ребенка и уровня его образованности
подбирается кор-рекционно-педагогическая
образовательная программа. Вводятся
специальные образовательные предметы
и занятия.