Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:55, реферат
Цель:
1.изучение семейного воспитания
2.найти индивидуальный подход
3.приобрести знания для опыта
Моральные нормы усваиваются не только тогда, когда мы разъясняем ребёнку, что хорошо, а что плохо. Здесь всё начинается с деталей, с того, например, как родитель кормит ребёнка, приговаривая: «Кушай кашу, сыночек. Видишь, бабушка тоже просит кашки, мы ей не дадим.— Уходи бабушка. Мы сами съедим кашу!» И хотя бабушку прогоняют шутя, у ребёнка появляются отрицательные установки: с бабушкой можно не считаться, с другими можно не делиться, всё себе.
Уже от малышей родители должны требовать нравственного поведения. Учитывая импульсивность и непосредственность поведения дошкольника, необходимо особое внимание обращать на развитие у него таких чувств, которые побуждали бы его поступать в соответствии с требованиями взрослых, учитывать интересы других людей — близких, сверстников. Малыш скорее поделится своими игрушками с другим ребёнком, если вы вызовете чувство симпатии к этому ребёнку, чем если бы вы стали просто требовать и приказывать сделать это. Ребёнок чувствует, что от него ждут правильных поступков и хорошего поведения и в большинстве случаев стремится оправдать ожидания.
У детей следует воспитывать готовность оказать помощь окружающим, проявить заботу о других. Увидели на прогулке большую сломанную ветку — предложите убрать: ведь она будет мешать прохожим; встретили у. подъезда маму с тяжёлой сумкой — предложите помочь донести сумку до квартиры.
Нравственное воспитание, таким образом, включает в себя вооружение ребят знанием нравственных норм и формирование у детей поведения в соответствии с этими нормами. Однако в нравственном воспитании недостаточно знание ребёнком моральных норм, требований и даже сознательное следование им в своём поведении.
Исследования советских педагогов и психологов показали: чрезвычайно важно, чтобы человек ощущал от своего поведения и отношения к другим внутреннее удовлетворение. Лишь в этом случае моральные принципы общества становятся его личным достоянием и поведение такого человека становится устойчиво нравственным. Поэтому важнейший путь совершенствования нравственного воспитания детей любого возраста состоит в создании условий, при которых следование моральной норме становится эмоционально притягательным, переходит из сферы должного в область личного желания.
Одним из таких условий является создание и поддержание эмоционально-положительного отношения детей к лицу, предъявляющему моральные требования, в частности к родителю. Родительский авторитет может быть истинным и ложным. А. С. Макаренко различал несколько разновидностей ложного авторитета: авторитет доброты, выражающийся в постоянном захваливании детей, авторитет подавления, поддерживающийся страхом перед физическим наказанием, авторитет педантизма и резонёрства, основанный на бесплодном морализировании, авторитет панибратства, вытекающий из ложного понимания «свободного» воспитания.
Кроме того, В. А. Сухомлинский указывал на 3 разновидности уродливой любви родителей: любовь умиления, любовь деспотическая и любовь откупа. В первом случае, слепо восхищаясь своим ребёнком, родители создают условия для вседозволенности и теряют нити управления его развитием. Деспотическая любовь основана на убеждении, что наказать ребёнка лишний раз не помешает, а слёзы, страх и слепое повиновение детей такие родители считают достижениями в воспитании. Любовь откупа также основана на заблуждении, будто долг родителей заключается в том, чтобы накормить и одеть детей. В таких семьях дети лишены эмоциональных контактов, их нравственный мир опустошён и обездолен.
Подлинные родительские любовь и авторитет основаны на справедливой требовательности и одновременно глубоком уважении к детям. Другим условием совершенствования нравственного воспитания является формирование у ребёнка положительного образа самого себя. С этой целью эффективно применение приёма, предложенного А. С. Макаренко, который можно назвать приёмом авансирования, то есть приписывание ребёнку авансом тех качеств, которых пока нет.
Задача родителей — учить детей сочувствовать человеку, понимать его переживания, уметь поставить себя на место другого. Для её решения возможны разные варианты.
Нужно рассказывать детям о тех переживаниях, которые родители испытали в связи с тем или иным отношением окружающих. Такие разговоры старших развивают восприимчивость детей к душевному состоянию других людей.
Интересен приём, который придумал английский писатель Джеймс Олдридж для своих сыновей. Он предлагал им, взглянув на случайного прохожего, представить себе, кто он, куда идёт, о чём думает, что делал вчера и т. д. Это упражнение развивает в детях внимание к людям, умение поставить себя на место другого человека.
Ещё об одном приёме рассказывают в книге «Воспитание чувств» супруги А. С. и О. А. Лавровы. Мальчик, придя из школы, с бахвальством рассказал родителям о том, как он с приятелями проучил «задаваку» из соседнего класса. Родители видели, что сын чувствует себя героем. Они предложили ему рассказать всю историю, но с позиции побитого «задаваки», пришедшего домой с заплаканным лицом и «фонарём» на лбу. Обида и боль, пережитые ребёнком в воображении, раскрыли мальчику жестокость поступка.
Родители могут
стимулировать эмоционально-
Трудовое воспитание.
Важнейшей задачей
В раннем возрасте трудовая деятельность ребёнка тесно связана с играми. Дети младшего дошкольного возраста ещё не осознают, почему им хочется помогать взрослым. Малыши, как правило, выполняют несложные работы, подражая старшим, особенно если последние разумно организуют и поощряют такую работу. Ребёнку нравятся поручения, выполнение которых содержит элементы игры или доставляет эстетическое наслаждение. Для взрослых здесь заложена возможность воспитать у ребёнка понимание необходимости труда, его пользы. Однако неправильно было бы превращать труд в игру во всех случаях.
По содержанию детский труд можно разделить на несколько видов:
— хозяйственно-бытовой труд: самооб
служивание, уход за помещением и веща
ми, помощь взрослым в приготовлении
пищи;
— труд «в природе»: выращивание ком
натных растений, посевы и посадки в цвет
нике, на огороде, в саду, уход за домашни
ми животными;
— ручной труд (с элементами констру
ирования): изготовление игрушек и про
стейших пособий из бумаги, картона, из
природного материала, работа по дереву.
Для детского труда необходимо создать условия. Следует отвести специальное время для трудовых занятий, позаботиться, чтобы у детей было оборудование, соответствующее их возрасту, силам и возможностям (лопатки, грабли, лейки, ножницы и др.). Нельзя заставлять ребёнка производить непосильную, не соответствующую его знаниям и подготовке работу, которая, естественно, не даст хороших результатов, или работу, угнетающую детей однообразием, утомительными действиями. Это только вызовет отрицательные эмоции и может отвратить ребёнка от труда. Только тогда дети полюбят труд, если ему сопутствует оптимистическое настроение, если радуют как сам процесс труда, так и его результаты. Это в значительной степени зависит от умения родителей вовремя поощрить ребёнка, помочь, если он испытывает затруднения, предложить ещё раз попытаться сделать, если ясно, что ребёнок не приложил необходимых усилий.
Дети любят подготовку к праздникам. Если вы начинаете предпраздничную уборку квартиры, продумайте возможное участие в ней и ребёнка. Уже 3—4-летние дети могут протереть влажной тряпочкой свои игрушки, полочку и стол, вымыть подоконник. Более старшим детям доверяют более сложные дела: навести порядок в буфете, на полках шкафа.
Малыш с удовольствием
кормит и поит птиц, животных; помогая
маме, пропалывает грядку или клумбу.
Здесь можно поиграть с песком,
погладить или потрогать
У ребёнка постепенно складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой и эстетическим наслаждением, но и к тем, которые не столь занимательны, но необходимы, то есть происходит осознание важности любого вида трудовой деятельности. Ребёнка в дошкольном возрасте следует подводить к пониманию необходимости выполнения такой работы, в которой нуждаются другие люди. Трудовые действия ребёнка должны происходить в обстановке внимания, любви, моральной поддержки взрослых. Стремление ребёнка хорошо выполнить поручение должно быть одобрено родителями, вызывать у ребёнка положительные эмоции. При этих условиях воспитывается истинное трудолюбие.
Младший школьник, как и дошкольник, тяготеет к выполнению такой работы, которая отличается разнообразием, непродолжительностью и наглядной результативностью. Основным видом деятельности младшего школьника является учёба. Однако она не должна вытеснять все остальные виды труда, в том числе и такого важнейшего в условиях семьи, как труд по самообслуживанию.
Успешное воспитание у детей нравственно-трудовых качеств во многом зависит от организации семейного быта. В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой вещи отведено своё место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности в такой семье распределены так, что каждый её член загружен соответственно его силам и возможностям, тяжёлые работы выполняются сообща, неприятные — по очереди.
В процессе воспитания у ребёнка привычки к труду важен постоянный контроль взрослых. Характер контроля зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Работу дошкольника и младшего школьника необходимо проверять и в процессе её выполнения, и после окончания. Нельзя допускать, чтобы он выполнял какую-либо трудовую операцию неверно или кое-как. Это может стать началом накопления отрицательного опыта. Работу более старших детей, в частности подростков, которые нуждаются в большем доверии, целесообразно в основном контролировать по её окончании. Традиции семьи, следуя которым ребёнок рано становится участником общего труда, дают значительный воспитательный эффект. Важнейшим критерием воспитанности человека является его отношение к труду.
Физическое воспитание. Фундамент здоровья закладывается в детстве и прежде всего в семье. От того, насколько правильно будет организовано физическое воспитание ребёнка, во многом будет зависеть его самочувствие, настроение, успех в учёбе. Оно способствует росту трудовых возможностей ребёнка, совершенствует его нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития.
Комплекс средств физического воспитания в семье включает: правильный режим дня, рациональное питание, привитие культурно-гигиенических навыков, занятие физической культурой и спортом, закаливающие процедуры и пребывание на свежем воздухе.
Введение режима дня
начинается с того, что малыша приучают
есть в определённые часы. С первых
месяцев жизни необходимо приучать
ребёнка также спать и
С 3-летнего возраста уменьшается продолжительность сна в течение суток, преимущественно за счёт дневного. С каждым годом в режиме дня всё большее время отводится специальным занятиям с ребёнком. Если малыш посещает детский сад, то его домашний режим обязательно должен быть согласован с детсадовским и соблюдаться и в те дни, когда ребёнок дома.
Детям, посещающим школу в 1-ю смену, следует вставать в 7 часов. Проснувшись, ребёнок должен быстро встать, сделать утреннюю гимнастику, убрать постель и одеться, перед уходом в школу позавтракать. По возвращении из школы ребята до обеда могут поиграть, помочь по дому, выполнить поручения взрослых. Между 13 и 15 часами — обед. После обеда детям полезно. 2 часа быть на воздухе. Вернувшись домой, ребята должны сесть за уроки. Выполнив домашнее задание, дети могут погулять на воздухе, посетить кружки, секции. После ужина желательно заняться своими делами. Дети до 13 лет ложатся спать не позже 22 часов.
Ребятам, занимающимся во 2-ю смену, целесообразно также вставать в 7 часов и, закончив гимнастику, туалет, уборку постели и завтрак к 8 часам, совершить небольшую прогулку. В 8.30—9.00 дети должны начать подготовку уроков. В оставшееся до обеда время они обязательно гуляют (не менее 2 часов). Обед — в 13.00—13.30. Возвратившись из школы, ученики 2-й смены ещё имеют время, чтобы побыть на воздухе до ужина, а после ужина заняться своими делами.
Разумеется, в разных
семьях в зависимости от возраста
детей, условий жизни и труда
родителей могут быть некоторые
особенности в организации