Семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Работа содержит 1 файл

КУРС РАБ 2.docx

— 41.06 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

 Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень  их отзывчивости, наличие эмоциональных  связей и отношений привязанности  оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и  в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений  с другими людьми. Поэтому так  важно, чтобы у каждого ребенка  были и отец и мать.

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними  детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей — это  так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными  либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения  брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного  их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности  неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В  зависимости от того, кто из родителей  занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

Воспитание подрастающих поколений в нашей стране является делом большой государственной  важности. Большинство родителей  хорошо понимают свою ответственность  за воспитание детей и уделяют  им много времени и внимания. Традиционно  больше времени в семье проводит мать. Однако встречаются семьи,  в которых роль матери берёт на себя отец в силу различных причин

Актуальность моей работы вызвана тем, что в современном  обществе  особую значимость приобретают  проблемы связанные с институтом семьи. Многочисленные  исследования, СМИ отмечают наличия кризиса  семьи: согласно статистическим данным возрастает количество разводов, всё  больше встречается неполных семей, возрастает количество проблемных семей. Часть этих проблем усугубляется, если неполную семью возглавляет  отец.

Отцовство можно рассматривать  в различных аспектах. Есть так  называемое биологическое отцовство, когда отцом считается тот, кто  биологически принимал участие в  зачатии ребенка. Казалось бы, что  поскольку биология однозначна и  не зависит ни от религии, ни от политических взглядов, то не должно быть никаких  проблем с определением биологического отцовства. Однако в жизни все  не так просто. Так было бы, если бы человек не внес беспорядка в сферу  половой жизни. Ввиду все более  распространенных внебрачных половых  связей, зачастую со случайными людьми (не говоря уже о «групповых» развлечениях), иногда действительно бывает очень  сложно определить, кто является биологическим  отцом ребенка. Парадоксально, но медицине проще исключить отцовство, чем  доказать. Другое сомнение в области  биологического отцовства появляется из-за распространенной технологии искусственного оплодотворения, когда зачастую пользуются услугами анонимных доноров.

Есть еще законное отцовство - отцом является тот, кому ребенок  приписан по закону. И, наконец, по общепринятым понятиям отец - это тот, кто фактически заботится о ребенке. Даже при  таком коротком обзоре можно заметить, что, к сожалению, в этой сфере  легко все перепутать. Может оказаться, что один человек является биологическим  отцом, совсем другому человеку законом  приписаны функции отца, а фактически воспитывает ребенка третий. Конечно, это оказывает отрицательное  влияние на формирование личности ребенка.

Необходимо также сказать  о духовном отцовстве. Естественно, первым духовным отцом должен быть тот, кто воспитывает ребенка (не обязательно родной отец, это может быть, например, мужчина, усыновивший ребенка). Однако нет ничего плохого в том, чтобы молодой человек нашел себе духовного отца вне семьи. Если такой духовный отец - человек определенного духовного уровня, это может оставить положительный отпечаток на всей дальнейшей жизни воспитанника.

 

          Цель: изучение специфики неполных семей, в которых роль родителя выполняет отец

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

1. Изучение теоретических и эмпирических исследований по теме работы с неполной семьёй

2. Проанализировать особенности неполных семей, в которых роль родителя выполняет отец

3. Выявить основные тенденции отцовства в Республике Беларусь

Объект: объектом выступает неполная семья, возглавляемая отцом

Предмет: социально-психологические проблемы неполной семьи возглавляемой отцом, которые обусловлены проблемами нарушения структуры и ролей

 

ГЛАВА 1 СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

    • Понятие семьи: основные подходы

 

Семья – это основанная на браке и кровном родстве  малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего  хозяйства, эмоциональной  связью и взаимными обязанностями  друг к другу.  Так  же  семей  называют социальный  институт, то есть  устойчивая  форма  взаимоотношений  между людьми, в рамках которой  осуществляется  основная  часть  повседневной жизни людей: сексуальные  отношения, деторождение  и  первичная  социализация детей, значительная часть  бытового ухода,  образовательного  и  медицинского обслуживания.

А.И. Антонов определяет семью  как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных  узами супружества – 

родительства – родства, и тем самым осуществляющих воспроизводство  населения и преемственность  семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования  членов семьи.

А.Г. Харчёв определяет семью  как сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и  их детей, а также других родственников  или просто близких супругам и  необходимых им людей.

По определению В.В. Столина, семья – это открытая система, подверженная внешним воздействиям, и по его утверждению, она должна учитывать в своём строении всю  совокупность различных влияний  и добиваться некоторого внутреннего  равновесия.

Семья осуществляет следующие  функции:

1. воспитательная;

2. хозяйственно-бытовая – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;

3. эмоциональная: культурное и духовное общение;

4. первичный социальный контроль –  это контроль за выполнением норм,

усвоенных в процессе социализации и воспитания;

5. репродуктивная и сексуальная – это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения.

Социальный институт и  малая группа разграничиваются социальными  и психологическими науками и  по-разному определяются.

Малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой  объединены общей деятельностью  и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой  для возникновения групповых  норм, процессов и межличностных  отношений.

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены  на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть  жизни человека протекает в малых  группах: в семье, игровых компаниях  сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в  малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать  вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с  обществом: группа трансформирует воздействие  общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит  группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические  феномены являются центральными признаками в определении ее предмета.

Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых  методов обучения, тренинга и психокоррекционного  воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью  малых групп традиционно являются одним из главных направлений  приложения теории и методов социальной психологии в практике. Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и  социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в  том, что социология изучает малые  группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В обшей психологии группа рассматривается  как фактор, влияющий на поведение  индивида и особенности его психических  процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические  явления, которые возникают в  процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах  и характеризуют не отдельных  индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения  между этими индивидами, между  индивидами и группой и саму малую  группу как целое.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт – это единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Кроме того, понятие социального института определяют как относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Если суммировать всё  множество подходов разных учёных к  пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

– ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

– совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

– формальную и неформальную организацию;

– совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

– обособленный комплекс социальных действий.

Социальные институты  помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают  к помощи института брака и  семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т. д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. д.

Поскольку зарубежные, а  вслед за ними и отечественные  социологи придерживаются различных  определений социального института, то они по-разному понимают его  внутреннее строение, т. е. функционально  взаимосвязанную систему опорных  элементов. Несмотря на многообразие точек  зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение  одного и того же. По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т. е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

3. Унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

4. Устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

5. Идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

Пять основных потребностей  институтов:

1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

2. Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

3. Потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

4. Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

5. Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

 

    • Структурные особенности семьи

 

Существует множество  различных вариантов состава, или  структуры, семьи:

      • нуклеарная семья состоит из мужа, жены и их детей;
      • пополненная семья – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
      • смешанная семья является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
      • семья родителя-одиночки является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993).

Информация о работе Семейное воспитание