Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:41, курсовая работа
Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
ВВЕДЕНИЕ
Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.
Традиционно принято считать,
что неполной называется такая семья,
которая состоит из одного родителя
с одним или несколькими
Неполная семья образуется,
как правило, вследствие расторжения
брака, внебрачного рождения ребенка,
смерти одного из родителей или раздельного
их проживания. В связи с этим
необходимо выделять следующие разновидности
неполных семей: осиротевшие, внебрачные,
разведенные и распавшиеся. В
зависимости от того, кто из родителей
занимается воспитанием детей, выделяют
материнские и отцовские
Воспитание подрастающих поколений в нашей стране является делом большой государственной важности. Большинство родителей хорошо понимают свою ответственность за воспитание детей и уделяют им много времени и внимания. Традиционно больше времени в семье проводит мать. Однако встречаются семьи, в которых роль матери берёт на себя отец в силу различных причин
Актуальность моей работы вызвана тем, что в современном обществе особую значимость приобретают проблемы связанные с институтом семьи. Многочисленные исследования, СМИ отмечают наличия кризиса семьи: согласно статистическим данным возрастает количество разводов, всё больше встречается неполных семей, возрастает количество проблемных семей. Часть этих проблем усугубляется, если неполную семью возглавляет отец.
Отцовство можно рассматривать
в различных аспектах. Есть так
называемое биологическое отцовство,
когда отцом считается тот, кто
биологически принимал участие в
зачатии ребенка. Казалось бы, что
поскольку биология однозначна и
не зависит ни от религии, ни от политических
взглядов, то не должно быть никаких
проблем с определением биологического
отцовства. Однако в жизни все
не так просто. Так было бы, если бы
человек не внес беспорядка в сферу
половой жизни. Ввиду все более
распространенных внебрачных половых
связей, зачастую со случайными людьми
(не говоря уже о «групповых»
Есть еще законное отцовство - отцом является тот, кому ребенок приписан по закону. И, наконец, по общепринятым понятиям отец - это тот, кто фактически заботится о ребенке. Даже при таком коротком обзоре можно заметить, что, к сожалению, в этой сфере легко все перепутать. Может оказаться, что один человек является биологическим отцом, совсем другому человеку законом приписаны функции отца, а фактически воспитывает ребенка третий. Конечно, это оказывает отрицательное влияние на формирование личности ребенка.
Необходимо также сказать о духовном отцовстве. Естественно, первым духовным отцом должен быть тот, кто воспитывает ребенка (не обязательно родной отец, это может быть, например, мужчина, усыновивший ребенка). Однако нет ничего плохого в том, чтобы молодой человек нашел себе духовного отца вне семьи. Если такой духовный отец - человек определенного духовного уровня, это может оставить положительный отпечаток на всей дальнейшей жизни воспитанника.
Цель: изучение специфики неполных семей, в которых роль родителя выполняет отец
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучение теоретических и эмпирических исследований по теме работы с неполной семьёй
2. Проанализировать особенности неполных семей, в которых роль родителя выполняет отец
3. Выявить основные тенденции отцовства в Республике Беларусь
Объект: объектом выступает неполная семья, возглавляемая отцом
Предмет: социально-психологические проблемы неполной семьи возглавляемой отцом, которые обусловлены проблемами нарушения структуры и ролей
ГЛАВА 1 СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.
А.И. Антонов определяет семью как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества –
родительства – родства,
и тем самым осуществляющих воспроизводство
населения и преемственность
семейных поколений, а также социализацию
детей и поддержания
А.Г. Харчёв определяет семью как сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
По определению В.В. Столина, семья – это открытая система, подверженная внешним воздействиям, и по его утверждению, она должна учитывать в своём строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия.
Семья осуществляет следующие функции:
1. воспитательная;
2. хозяйственно-бытовая – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;
3. эмоциональная: культурное и духовное общение;
4. первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм,
усвоенных в процессе социализации и воспитания;
5. репродуктивная и сексуальная – это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения.
Социальный институт и малая группа разграничиваются социальными и психологическими науками и по-разному определяются.
Малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений.
Большинство эмпирических исследований
в социальной психологии выполнены
на малых группах, и этому есть
несколько причин. Большая часть
жизни человека протекает в малых
группах: в семье, игровых компаниях
сверстников, учебных и трудовых
коллективах, соседских, приятельских
и дружеских общностях. Именно в
малых группах происходит формирование
личности, проявляются ее качества,
поэтому личность нельзя изучать
вне группы. Через малые группы
осуществляются связи личности с
обществом: группа трансформирует воздействие
общества на личность, личность воздействует
на общество сильнее, если за ней стоит
группа. Статус социальной психологии
как науки, ее специфика во многом
определяются тем, что малая группа
и возникающие в ней
Малые группы на протяжении
всей истории социальной психологии
являлись основным объектом эмпирических
исследований, в том числе лабораторных
экспериментов. Наконец, проблемы формирования
и развития малых групп, групповых
методов обучения, тренинга и психокоррекционного
воздействия, совместной трудовой деятельности
и руководства деятельностью
малых групп традиционно
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт – это единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Кроме того, понятие социального института определяют как относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.
Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:
– ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
– совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
– формальную и неформальную организацию;
– совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
– обособленный комплекс социальных действий.
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т. д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. д.
Поскольку зарубежные, а
вслед за ними и отечественные
социологи придерживаются различных
определений социального
1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);
2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);
3. Унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);
4. Устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);
5. Идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).
Пять основных потребностей институтов:
1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
2. Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
3. Потребность в средствах существования (экономические институты, производство);
4. Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);
5. Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи: