Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:25, курсовая работа
Цель исследования: изучение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие семейного воспитания;
изучить типы семейного воспитания;
выявить роль семьи в воспитании ребенка;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. . ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1. Понятие семейного воспитания 5
1.2. Типы семейного воспитания 7
1.3. Роль семьи в воспитании ребенка 13
Вывод по главе I 16
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОЧИНЕНИЕ» В ДИАГНОСТИКЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 17
2.1. Описание методики «родительское сочинение» 17
2.2. Особенности родительской позиции при различных типах взаимодействия с ребенком 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
2
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. . Психология семейного воспитания
1.1. Понятие семейного воспитания
1.2. Типы семейного воспитания
1.3. Роль семьи в воспитании ребенка
Вывод по главе I
ГЛАВА II. Использование методики «родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте
2.1. Описание методики «родительское сочинение»
2.2. Особенности родительской позиции при различных типах взаимодействия с ребенком
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования - сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения - ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких.
Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Объект - семья.
Предмет - особенности взаимодействия родителей с ребенком.
Цель исследования: изучение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие семейного воспитания;
изучить типы семейного воспитания;
выявить роль семьи в воспитании ребенка;
проанализировать методику «родительское сочинение».
Структурно курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы из 26 наименований.
Воспитание — самая тяжелая, сложная, беспокойная работа на свете. Чтобы достичь успеха, требуется максимум терпения, здравого смысла, ответственности, чувства юмора, такта, любви, мудрости, сознательности и всевозможных знаний. В то же время воспитание детей может принести самые радостные и благодарные переживания в жизни, когда чувствуешь себя наставником нового, единственного в своем роде человека. «Какой родитель не испытывает истинного счастья, когда ребенок говорит с сияющими глазами: «Мама, папа — вы замечательные!» [10, с. 56].
«Мудрый родитель подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с самого детства, сохраняется в нем как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки» [11, с. 22].
В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как «целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на власти, любви и требовательности, уважении личного достоинства и чести детей предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и ценностей семьи и общества» [6, с. 140].
«Семейное воспитание - это разумное совмещение отцовской и материнской позиций. Мужчина, считающий воспитание сугубо женским делом, является отцом лишь формально и не должен удивляться, что ребенок растет не таким, каким хочется ему. Если желаете получить результат, позаботьтесь о его достижении! » [11, с. 27].
Цель воспитания – «содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека» [16, с. 35].
Составными частями содержания семейного воспитания являются известные общие направления воспитательной деятельности: физическое, нравственное, умственное, эстетическое, трудовое и др.
Физическое воспитание в семье основывается на поддержании здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, закаливание, занятие каким-либо видом спорта и т.д.
Умственное (интеллектуальное) воспитание предполагает постоянный интерес родителей к обогащению детей знаниями, стимулирование потребности ребенка в их приобретении. Именно развитие интеллектуальных способностей становится одной из главных задач семейного воспитания.
Нравственное воспитание – воспитание основных нравственных качеств: порядочности, доброты, ответственности бережливости, дисциплинированности и др. [1, с. 36].
«Если ребенок живет в атмосфере любви, он учиться любить. Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости. Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость. Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учиться быть терпимым. И наоборот: если ребенок живет в атмосфере критики, он учиться порицать. Если ребенок живет в атмосфере враждебности, он учиться воевать. Если ребенок живет в атмосфере страха, он учиться бояться» [6, с. 135].
Эстетическое воспитание - целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Пристрастить детей к искусству, значит раздвинуть границу их жизни, углубить ее понимание, открыть для них дорогу к самому великому чуду из чудес, созданных человеком [12, с. 115].
Трудовое воспитание создает одну из самых надежных гарантий успешного преодоления трудностей, ожидающих человека на его жизненном пути. Важно, чтобы ребенок осознал, что только в труде можно правильно познать себя и окружающие нас предметы, укрепить свои физические и моральные силы.
Итак, для родителей семейное воспитание - процесс сознательного формирования физических и духовных качеств человека. Каждый родитель должен понимать, что он хочет воспитать в своем ребенке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач [3, с.37].
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество [4, с.89].
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности [27, с. 120].
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей [19, с. 216].
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом [8, с. 150].
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
3 стиля семейного воспитания:
- демократический
- авторитарный
- попустический
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.
При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.