Семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:55, реферат

Описание работы

Цель:
1.изучение семейного воспитания
2.найти индивидуальный подход
3.приобрести знания для опыта

Работа содержит 1 файл

пед кр.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

Меры наказания  в каждой семье своеобразны, зависят  от её нравственно-психологического климата, образа жизни, традиций. Педагогически  оправданной реакцией на проступок  детей может быть осуждение, выраженное укоризненным взглядом, коротким замечанием, упрёком или выговором-возмущением. Лаконизм, решительность тона больше отрезвляют ребёнка, чем бестолковое многословие или просительные интонации. Чтобы сын или дочь острее почувствовали недовольство, бывает целесообразно родительский выговор соединить с временным охлаждением, лишением привычной ласки. Однако недопустим бойкот, закрепляющий возникшее отчуждение. Действенной формой наказания является ирония, но она не должна оскорблять ребёнка.

Как правило, отрицательная  оценка проступка совершается «по  горячим следам». Однако такая незамедлительная реакция не всегда необходима. Действенной мерой оказывается «отсроченная беседа» (А. С. Макаренко). Ожидание неприятного объяснения с отцом или матерью является для сына или дочери временем интенсивных переживаний своей, вины и анализа проступка. В итоге центр тяжести с внешнего воспитательного воздействия переносится на самовоспитание. Такая тактика целесообразна по отношению к взрослеющим детям, наделённым самокритичностью.

Наряду с различными формами словесного осуждения к серьёзным наказаниям относятся и такие, как отмена или отсрочка исполнения обещания, отказ выполнить просьбу, предупреждение о последствиях неправильного поведения.

Дети чувствительны  и к такой мере, как лишение  привычных удовольствий, развлечений, некоторому ограничению свободы действий, выражению недоверия. Логика наказания становится очевидной, если родители действуют по принципу «естественных последствий»: насорил — убери, испачкал — выстирай и т. д. Но наказывать трудом нельзя, так как это может осложнить   формирование   трудолюбия.

Следует решительно отказаться от любых мер воздействия, наносящих  урон физическому или психическому здоровью ребёнка. Например, неразумно  запрещать провинившемуся бывать на свежем воздухе или оставлять  его без обеда. Жестокость взрослых, стремление заставить страдать провинившегося морально или физически нельзя оправдать никакими педагогическими соображениями. Телесные наказания, родительские шлепки и подзатыльники Н. К. Крупская называла гнусным пережитком старого рабского строя. Упрямство, лживость, трусость, приниженность, агрессивность — таковы отметины в характере «битых». Наказывая ребёнка, учил А. С. Макаренко, не следует унижать его человеческое достоинство.

В семейном воспитании особое место занимают способы приучения детей к работе над собой — самовоспитание. Самокритичность, стремление к самосовершенствованию выступают как наглядный показатель социальной зрелости личности. Если недооценивается значение самовоспитания ребёнка, то тормозится развитие его самосознания, формирование ответственности за свои поступки и поведение.

Самовоспитание —  это целенаправленная, регулярная и  самостоятельная работа по развитию своих духовных и физических сил. У ребёнка самовоспитание проявляется  в том, что воспитательные цели начинают отвечать его личным устремлениям и потребностям. Он становится способным к критической оценке своих качеств и их проявлений, волевому управлению своим поведением, сознательному самосовершенствованию.

   В дошкольном возрасте самовоспитание начинается с выполнения без особых напоминаний простых требований, например, чистить зубы, убирать игрушки, содержать в порядке своё место, помогать взрослым поддерживать чистоту в квартире,   поливать  цветы,   делать  утреннюю гимнастику и т. п. Самовоспитание может быть обусловлено внешними и внутренними мотивами. Чем старше дети, тем более значительными для них становятся внутренние стимулы работы над собой.

Развитию самосознания малыша способствует систематическое  побуждение его к оценке своих  действий и поступков. Целесообразно время от времени задавать ему вопросы: «Как ты думаешь, хорошо ли ты поступил?», «А как надо было сделать?» и т. д. Полезно заставлять ребёнка сравнивать себя с окружающими — друзьями, товарищами, сверстниками, старшими и младшими. Образцы правильного поведения обладают внушающей силой.

Чтение книг, просмотр кинофильмов, обмен с близкими впечатлениями  о том, что хорошо, а что плохо  в поведении литературных персонажей и киногероев, способствуют развитию самосознания. Целесообразно постепенно приучать ребёнка к самоотчёту за прошедший день, а позже и за более длительные периоды времени — месяц, год. Школьники уже могут самостоятельно дифференцировать свои успехи в различных видах деятельности — труде, учёбе, игре, спорте, общении с окружающими. Их внимание следует акцентировать на самосовершенствовании не только в бытовой деятельности и выполнении гигиенических требований, но и в учёбе, октябрятской, пионерской работе, спорте, сознательном развитии воли. В качестве формы самоотчёта можно рекомендовать ведение дневника, в котором фиксируются и анализируются наиболее значимые события личной жизни, интимные переживания, поступки.

Родители призваны помогать детям ставить перед  собой индивидуальные задачи, близкие  и более отдалённые во времени, отвечающие их интересам и склонностям. Это особенно важно в будущем профессиональном самоопределении. Как можно раньше у ребёнка должна появиться мечта о любимом деле, которому будет посвящена жизнь.

Самовоспитание детей  стимулируется искренним повседневным интересом отца и матери к их жизни, духовному миру, сопереживанием успехов и неудач.

В повышенном родительском внимании нуждается трудный ребёнок. Он может вырасти и в неполной, и полной, на первый взгляд благополучной, семье. Основным источником трудновоспитуемое™ является асоциальный жизненный опыт, который становится доминирующим в поведении ребёнка. Это всегда связано с упущением родителей в формировании положительных качеств и, как следствие этого, с бедностью духовных потребностей детской личности.

Трудные дети отличаются эгоистичностью, недисциплинированностью, чёрствостью к близким, неуважением  к старшим, леностью, иждивенчеством, безответственным поведением. Эти негативные проявления — результат крайностей в семейном воспитании: безнадзорности, бесконтрольности, равнодушия или, наоборот, навязчивой опеки родителей, стремления полностью обслужить ребёнка, освободив его от трудовых обязанностей. Один из существенных признаков трудновоспитуемое — явное или скрытое сопротивление педагогическим влияниям родителей, воспитателей детского сада, школьных учителей, общественности. Во всех таких случаях возникает необходимость не только в дальнейшем целенаправленном воспитании ребёнка, но и в перевоспитании, то есть серьёзной коррекции неправильно сложившихся отношений к окружающему, труду, учёбе, к проведению свободного времени, нейтрализации вредных влияний и в итоге к  внутренней   личностной   перестройке.

Проявление трудновоспитуемости  обостряется по мере взросления ребёнка. В особенности она становится очевидной у подростка. В эгоистическом стремлении к самоутверждению он вступает в открытое противоборство с отцом и матерью, демонстрирует неуважение к старшим. Частые ссоры и скандалы в семье, родительское рукоприкладство усугубляют положение, приводя к разрушению процессов торможения, возникновению невротической вспыльчивости и несдержанности.

Искоренение трудновоспитуемости  предполагает преодоление вредных  привычек, деформированного отношения  к окружающим — агрессивности, подозрительности, скрытности, конфликтности, асоциальных мотивов поведения.

Главным в тактике  перевоспитания является забота о накоплении ребёнком положительного опыта поведения. При этом родители должны выработать для себя чёткое представление о  том, как можно нормализовать  дальнейшее развитие ребёнка и какая личностная перестройка в связи с этим требуется от каждого из них.

Искоренение вредных  тенденций должно быть сопутствующим, а не основным процессом в деле перевоспитания ребёнка. Нельзя надеяться  на чудо моментального исправления. Для этого требуются не недели, а месяцы, иногда годы.

Самое главное, чего следует  добиваться,— это мобилизации  внутренних, духовных сил ребёнка  на борьбу с самим собой. На первых порах весьма важно, чтобы его  положительные проявления, пусть  самые незначительные, замечались взрослыми и получали одобрение: «Оказывается, ты уже умеешь это делать» или «Молодец, ты держался как настоящий мужчина». Поощрительная тактика, родительский оптимизм укрепляют веру детей в свои силы, укрепляют желание быть не хуже других, стимулируют стремление к самосовершенствованию.

Перевоспитание школьника  предполагает совместные усилия родителей  и учителей. Педагоги помогают подтянуться  в учёбе, изолировать от вредного влияния, вовлечь в общественно  полезную деятельность, соответствующую индивидуальным склонностям и интересам.

Ведущими методами перевоспитания являются переубеждение, призванное разрушить ложные поведенческие  установки; переучивание, с помощью  которого отрицательный жизненный  опыт сводится на нет положительным, а дурные привычки искореняются добрыми; переключение, способствующее кардинальному изменению направленности интересов с плохого на хорошее; поощрение, стимулирующее положительные проявления; наказание, мобилизующее чувство собственного достоинства на борьбу со своими недостатками.

Воспитание — сложный  и многогранный процесс, предполагающий использование разнообразных средств  и методов. Искусство семейного  воспитания заключается в том, чтобы  дети не страшились карающей десницы  отца и матери, а стыдились не оправдать их любви и доверия.

Эффективность применения методов воспитания зависит от учёта  возраста и индивидуальности ребёнка. Так, подросток противится «лобовой атаке» (А. С. Макаренко) , и прямое педагогическое воздействие с помощью поощрений  и наказаний оказывается нерезультативным. Если по отношению к холерику бывает оправдана строгость, укрощающая его безудержность, то меланхолика, склонного к заторможенности поведения, она может подавить. Он нуждается в более мягкой, поощрительной тактике. Воспитание флегматика требует от взрослых особого терпения и методичности, иначе затруднительно выявить в полной мере его природные возможности. Непоседу и шалуна сангвиника постепенно, но неуклонно приучают добросовестно выполнять порученное дело, ибо он часто руководствуется лишь сиюминутными интересами, легко переключается с одного занятия на другое.

Решающее значение имеет не какой-то один метод, «уединённое  средство» (А. С. Макаренко), а продуманное  применение их системы. Использование  методического богатства в воспитании не является самоцелью, а выступает важным условием всестороннего и гармонического развития личности ребёнка.

Отцами и матерями не рождаются, а становятся. Предпосылкой успешного воспитания детей является сознательная направленность родителей  на расширение общего и педагогического кругозора, обогащение своих знаний, совершенствование личностных черт и качеств, образа жизни семьи.

Отцам и матерям  требуются разнообразные педагогические умения — конструктивные, организаторские, гностические, коммуникативные. Конструктивные умения необходимы для сознательного проектирования развития личности ребёнка, продуманного определения отдалённых и близких перспектив, постановки оперативных воспитательных задач с учётом конкретных условий. Организаторские умения обеспечивают воспитательный эффект деятельности ребёнка—игровой, трудовой, познавательной и т. д., упорядочение семейной жизни. Гностические, то есть познавательные, умения важны для изучения возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, оценки успехов и ошибок в его воспитании, критического осмысления личного поведения. Коммуникативные умения играют важную роль в установлении благоприятных взаимоотношений с детьми, регулировании их общения с окружающими.

 Средства массовой  информации — радио, телевидение,  книги, грамзаписи—оказывают существенную помощь в обогащении духовного мира и детей, и взрослых. К книгам первой необходимости относятся художественные произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, предназначенные для детского чтения,— Пушкина и Лермонтова, Толстого и Короленко, Коласа и Купалы, Андерсена и братьев Гримм.

При создании семейной библиотеки важно учитывать программные  требования к чтению школьников разных возрастов. Неиссякаемым источником обогащения педагогической культуры родителей являются сочинения Н. К. Крупской, А. С. Макаренко. Нужны разнообразные словари — лингвистические (орфографические, синонимические, толковые и т. д.), энциклопедические и др. Для развития наметившихся интересов детей к тем или иным отраслям науки и техники (истории, математике, биологии и т. д.) целесообразно иметь в доме соответствующую литературу.

Особое значение имеет  приобщение детей к систематическому чтению периодики — газет и  журналов. Младшему школьнику необходимо выписать хотя бы одну из предназначенных ему газет — «Зорьку», «Пионерскую правду», подростку — «Комсомольскую правду», «Чырво-ную змену», «Знамя юности». Полезно иметь в доме детские журналы: для самых маленьких — «Весёлые картинки», «Вясёлку», для школьников — «Бя-розку», «Пионер», «Костёр», «Юный натуралист» и др. Быть в курсе теории и практики коммунистического воспитания взрослым помогает журнал «Семья и школа». Родителям следует активно участвовать в проводимых мероприятиях, выполнять поручения воспитателей, учителей, классных руководителей. Последние нуждаются не только в поддержке их педагогических требований, но и в содействии при организации и проведении работы с детским коллективом, трудными подростками, нерадивыми родителями.

Информация о работе Семейное воспитание