Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:55, реферат
Цель:
1.изучение семейного воспитания
2.найти индивидуальный подход
3.приобрести знания для опыта
Семья
является первичной и наиболее
чувствительной к общественным
изменениям социальной
В прошлом
семья трудилась как единая
произведет венная ячейка. Совместный
труд родителей и детей
Отсутствие одного из родителей затрудняет воспитание детей, но и в полных семьях дети часто обделены родительским вниманием. Если оба родителя не хотят поступаться своими профессиональными интересами, то, занятые на работе, загруженные домашними делами, они меньше времени уделяют детям. Остатки свободного времени съедает телевизор. Совместный просмотр телепередач — неравноценный эквивалент общения и даже не заменяет совместного посещения кино или театра.Изменение социальной среды всегда обнаруживало недостаточность традиционной системы воспитания, и это давало повод говорить о трудностях воспитания, о том, что раньше все было легче и проще. Там, где формы воспитания не отстают от соответствующих социальных условий, трудностей нет или их значительно меньше.Одна из трудностей преемственности опыта поколений состоит в том, что детям приходится овладевать теми знаниями и специальностями, которые были недоступны их родителям. Поэтому здесь не может идти речь о прямой передаче профессионального опыта.Молодым приходится действовать в условиях, когда старый опыт не только не помогает, но и даже мешает. Принимать решения надо самостоятельно. Это требует большой гибкости, пластичности, подвижности. На первый план выходит не повиновение, а воспитание самостоятельности, инициативы. Не случайно ставится вопрос о школьном и студенческом самоуправлении. Важнейшими качествами личности становятся чувство достоинства и формирование социальной ответственности.
Каковы
на ваш взгляд причины
1 | • Снижение уровня жизни |
2 | • Упадок морали |
3 | • Общественный регресс |
4 | • Обострение конфликта поколений |
Как семейные традиции влияют на воспитание личности?
Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей. К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы. Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению. К сожалению, очень немногие могут себе это позволить. Но, разумеется, это не означает, что нужно отказываться от соблюдения каких-то общих правил в принципе. Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.
· Согласны ли вы с тем, что возрождение государства возможно через возрождение семьи?
Очень долгое время в нашей стране происходила подмена семейных ценностей ценностями коммунистических идеалов, никем никогда не виданных, и потому еще более абстрактных. В результате мы имеем сегодня то, что имеем: дети забывают своих родителей, вырастая они не ценят счастья появления собственных детей и оставляют их в детском доме, очень часто эти дети так никогда и не попадут снова в семью, и вырастают, не зная что такое семейные ценности. В последние годы это стало еще большей проблемой, т.к. из-за снижения уровня жизни все больше брошенных детей, а детей в полных семьях редко больше одного-двух. Возрождение утраченных семейных ценностей способно привести к возрождению общества, т.к. имея семью — человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своей семье, своих детях, а для этого необходимо работать. Но человеку нужно ощущать свою необходимость не только в семье, а еще и получить признание своих заслуг в обществе, чтобы достичь этого государству нужно заботиться о своих гражданах, причем заботиться ощутимо, а не декларативно, потому что голодный человек не будет внимать призывам к его гражданской совести с экрана телевизора, каждый день он видит совершенно другое. Это очень сложная проблема, и решать ее необходимо целым комплексом мер, а не только призывая возрождать семейные ценности.
Семья как фактор воспитания личности ребёнка. Семейная педагогика является составной частью теории коммунистического воспитания — целеустремлённого, планомерного и систематического формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Это наука о закономерностях воспитания детей в условиях семьи. В наше время семейное воспитание перестало быть только личным делом отцов и матерей. В Конституции СССР (ст. 66) подчёркивается, что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества.
Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени. Дома ребёнок проводит примерно две трети своего времени. Здесь он играет, читает, готовит уроки, включается в бытовой труд, отдыхает, слушает радио, смотрит телевизор, обменивается своими впечатлениями с близкими, делится с ними своими радостями и печалями. Привычки, полученные в семье, остаются на всю жизнь.
Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности. Отношения с любимыми, и любящими родителями отличаются предельной доверительностью. Если отец и мать не допускают ошибок в воспитании, душа ребёнка им всегда открыта. Это позволяет своевременно корректировать его поведение, активизировать положительные начала и тормозить негативные проявления. Влияние родителей на становление личности ребёнка очень велико прежде всего потому, что они первыми вступают с ним в общение. Чем меньше ребёнок, тем более чувствителен он к восприятию влияний окружающей среды. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребёнка, систему его отношений к миру и людям. Природная подражательность детей направляется в первую очередь на самых близких. В воспитательном процессе отец, мать, с одной стороны, и ребёнок — с другой, выступают как взаимодействующие личности. Воспитывая сыновей и дочерей, родители заботятся о пробуждении у них заинтересованности и желания воспринимать наставления, охотно выполнять предъявляемые требования, приучают их к самостоятельности, выявляют в каждом ребёнке творческий потенциал.
Общение взрослых и детей призвано быть взаимообогащающим. Родители не могут положительно влиять на детей, если сами не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Семейное воспитание детей — это одновременно и самовоспитание отцов и матерей.
Ребёнок не рождается личностью, он становится ею в процессе социализации — освоения опыта трудовой и общественной жизни. Существенной чертой высоко развитой личности является способность к саморегуляции, то есть самостоятельному, осознанному выбору действий и поступков в соответствии со сформированными убеждениями и психологическими установками. Поэтому, формируя личность ребёнка, столь важно заботиться о развитии в нём сознательности, не переоценивая силу и роль прямого запрета и принуждения. Насильно воспитывать нельзя.
Ребёнок не родится ни злым, ни добрым, ни трудолюбивым, ни ленивым, хоть ему свойственны индивидуальные наследственные задатки. От родителей передаются не только внешние черты — цвет глаз, волос, особенности телосложения, но и типологические особенности нервной системы, своеобразие в строении слуховых и зрительных центров мозга и др. Личностные качества и способности ребёнка формируются в первую очередь в процессе общения с родителями и участия в разнообразных видах деятельности — игре, труде, учёбе, спорте.
Иногда родители сетуют на то, что их дети растут разными — один строптив, другой покладист, один спокоен, другой шаловлив. В соответствии с природным темпераментом — холерическим, флегматическим, сангвиническим, меланхолическим — дети по-разному себя ведут, своеобразно реагируют на одни и те же воздействия окружающей среды, избирательно относятся к применяемым методам воспитания. Ребёнок — неповторимая индивидуальность со своими интересами, потребностями, склонностями, и индивидуальный подход к каждому из детей относится к ведущим принципам воспитания.
Взрослые члены семьи влияют на детей не изолированно каждый, а взаимодействуя, взаимно корректируя поступки и педагогические реакции друг друга. Периодически возникающие дискуссии родителей по вопросам воспитания всегда благотворны, если они проводятся не в присутствии детей, конструктивно и приводят к взаимопониманию. Мать — естественный воспитатель ребёнка. Её любовь, нежность, повседневная забота удовлетворяют врождённую потребность детей в эмоциональном общении, способствуя обретению чувства уверенности, защищённости, осознанию своей личностной значимости. Материнские чувства обогащают эмоциональный мир ребёнка, учат его сочувствию, сопереживанию, самоотверженности. Дети, лишённые материнской ласки, нередко вырастают эмоционально ущербными личностями с эгоистической направленностью.
Не менее важная роль в воспитании гармонически развитой личности ребёнка, как мальчика, так и девочки, принадлежит отцу. Он вносит в семейную жизнь не столько эмоциональное, сколько рациональное, дисциплинирующее начало, подкрепляя материнскую любовь и уступчивость твёрдостью и последовательностью требований. Сын, подражая отцу, овладевает необходимыми стереотипами мужского поведения. Дочь, общаясь с отцом, наблюдая его участие в жизни семьи, получает реальные представления о ролевом поведении мужчины, мужа. Это впоследствии скажется и в её собственной семейной жизни. Социологи констатируют увеличение с каждым годом доли мужского участия в воспитании детей. Отцы стали чаще ходить на родительские собрания, помогать детям готовить уроки, просматривать их тетради, отвечать на трудные вопросы и т. д.
Когда матери или отцу приходится растить детей в одиночку, появляются определённые трудности в воспитании, опасность серьёзных ошибок. В неполной семье возникает насущная необходимость прилагать дополнительные усилия, чтобы развить у детей жизненный кругозор. Особое значение приобретает общение дочери или сына с педагогами мужчинами, если их воспитывает одна мать С воспитательной точки зрения предпочтительна многодетная семья. В семье, где много детей, у каждого ребёнка естественно возникает богатая палитра взаимоотношений с близкими. Он не только сын или дочь своих родителей, но и одновременно брат или сестра. С прибавлением каждого нового члена семьи ребёнок играет всё более многообразные роли: он не только младший, но и старший, он учится не только послушанию, но и покровительству, руководству. Как подчёркивают психологи, талантом общения люди овладевают прежде всего в семье, хотя немаловажное значение имеет также и приобретение опыта общения с друзьями своих братьев и сестёр.
Задача семьи — подготовить растущего человека к жизни в обществе. Поэтому следует заботиться о постепенном расширении круга его общения. Уже с 3 лет ребёнок нуждается в детском сообществе, играх со своими сверстниками. Следует учитывать, что с течением времени этот круг общения приобретает для него всё большую значимость, выполняя специфическую роль в его самоутверждении. Ревновать ребёнка к его пристрастию бывать среди сверстников неразумно. Семья не перестаёт быть для него незаменимой сферой общения, опорой, помогающей преодолевать жизненные трудности.
В семье, где нравственно-психологический климат неблагоприятный, дети отличаются конфликтностью и в других сферах общения — в школе, неформальных объединениях, а в последствии и в трудовых коллективах. Благоприятная домашняя обстановка положительно сказывается на знесемейных отношениях с друзьями, гдноклассниками, формирует у ребёнка чувство коллективизма.
Главная и общая задача семейного воспитания в нашей стране (наряду с воспитанием в детском саду, школе и других государственных учебно-воспитательных учреждениях) — подготовка детей к жизни в социалистическом обществе. Для правильного воспитания детей родителям очень важно знать общие закономерности развития и формирования личности, основные направления и методы семейной педагогики.
Основные направления семейного воспитания. В социалистическом обществе цель семейного воспитания — заложить основы всестороннего развития личности: умственного, идейно-политического, нравственного, эстетического, физического; приучить детей к труду, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Воспитание в условиях семьи должно предусматривать организацию разнообразной деятельности ребёнка (игры, домашнего труда, учёбы и т. д.), постепенное увеличение информации и усложнение её содержания, повышение требований к детям в зависимости от возраста.