Семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:55, реферат

Описание работы

Цель:
1.изучение семейного воспитания
2.найти индивидуальный подход
3.приобрести знания для опыта

Работа содержит 1 файл

пед кр.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

Единство семьи  и государственных учебно-воспитательных учреждений обеспечивает успешное достижение стратегической цели коммунистического воспитания — всестороннего и гармонического развития личности каждого ребёнка, подготовки его к жизни и труду. 

     Воспитание – это основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспитательных воздействий и воздействуют сами. Б.Т.  Лихачев рассматривает воспитание с различных точек зрения, выделяя три основные концепции:

  • «воспитание – необходимая и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание человека»;
  • с социально-культурной точки зрения воспитание представляет собой «объективный социальный механизм передачи между поколениями жизненно важного опыта»;
  • с философско-религиозной позиции «воспитание является тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение».

     Сущность  воспитания отражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит во взаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений.

Закономерности  воспитания .

     Закономерности  воспитания каждым ученым трактуются по-своему. Поэтому нет единообразия в подходе. Один из подходов к закономерностям воспитания, отражающий точку зрения кафедры профессиональной педагогической подготовки КрасГАУ представлен ниже. В этой части лекции кратко раскрываются основные закономерности воспитания.

  1. Воспитание – процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопределенности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. (Влияние множества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуемости, неопределенности, вероятности результата. Вероятность, вообще, – фундаментальный принцип жизни и культуры.
  2. Воспитание – преобразование потребностей. Существует диалектическая связь между неудовлетворением и преобразованием потребности. Известно что, потребность – нужда в чем-либо, мотив - внутренние силы, которые связаны с потребностью и побуждают к определенной деятельности. Ниже приведены две схемы иерархии потребностей.

     Симонов, например, считает, что задача воспитания состоит в удовлетворении потребностей. Так, дети до 13-15 лет реализуют потребности в биологическом саморазвитии, а дети после 13-15 лет преобладает развитие социальных потребностей в самоутверждении, в самовыражении, в самосовершенствовании. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Развитие личности идет через деятельность, ставит ребенка перед проблемами его неподготовленности к этой деятельности. Решение противоречия – совместно – разделенная деятельность. Суть ее в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога. Эта деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности.

     Хороший педагог – педагог, умеющий организовывать деятельность детей, обусловленную их потребностями и ведущую к развитию их способностей.

  • Воспитание диалогично и анонимно. Воспитание – всегда взаимоотношение субъект – объект. Скрытая и анонимная позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, предметной (например, рисуем, а не занимаемся эстетическим воспитанием).
  • Воспитание – прерывно-непрерывная деятельность.

    Событийность  воспитания – то, что произошло  в ребенке здесь и сейчас, момент, принятия самостоятельного решения, преодоления - скачка в нравственном воспитании. Воспитание, в то же время, непрерывно – оно идет на протяжении всей жизни.

  • Рефлексивность – результат диалогичности. Воспитание происходит в момент, когда внешний диалог переходит во внутренний и возникает осмысление, оценочность, когда, например, ребенок говорит "Больше так не буду делать".
  • Воспитание всегда связано с культурной средой, но не напрямую, а через посредника – значимого другого. Влияние, воспитательное воздействие оказывает только значимый человек, который транслирует ‘присвоенные’ им самим достижения культуры (например, чтение сказок малышу).
  • Воспитание – это трех частный процесс включающий разработку культурного материала, целесообразность в деятельности и диалогичность во взаимодействии.
 

     Воспитание – это

  1. целенаправленный процесс, направленный на развитие личности;
  2. диалогическое взаимодействие, направленное на развитие личности;
  3. введение в культуру, развивающее личность.

     Знание  закономерностей воспитания – необходимая  предпосылка успешной деятельности педагога.

     Механизмы воспитания.

     Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые  оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. В этой части лекции будут рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм):

  • Идентификации.
  • Драматизация.
  • Осознавание.
  • Сублимация.
  • Вытеснение, изгнание образа.
  1. Идентификация:

    Механизм  идентификации: отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса:

         а) интериоризация – принятие внутрь себя.

         б) самопроекция – выведение наружу, результат – проекция, внешний  образ

         Этапы идентификации:

    • идентификация с самим собой, со своим телом (например, формирование ‘я’ образа у ребенка, желание смотреться в зеркало с целью изучения своего внешнего облика)
    • идентификация с полом ( дети стараются быть похожими на родителей)
    • идентификация с социальными ролями.

    Задачи  педагога :

    • организация воспитывающей среды.
    • перевод социальной ситуации развития в педагогическую .
  1. Драматизация – внутренняя переработка образов. Осуществляется на двух уровнях – реагирование и переживание.

    Переживание понимается как испытываемое субъектом  эмоционально – окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни. Чувства – переживание своего отношения. Эмоции – это форма выражения чувств. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация – процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета )

         Переживание ведет к созданию нового образа.

         Условия создания нового образа:

    • среда
    • личность педагога (проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать)
    • создание напряженной эмоциональной ситуации;
    • блокирование, задержка реакции педагога ( пример с методом отсроченного воздействия у Макаренко – дает ребенку время самому разобраться в поступках )

         Приемы  инициирования драматизации:

    • театрализация – ребенок получает роль (создание детского театра);
    • расширение среды (автостоп, организация экскурсий);
    • групповая деятельность (общественная деятельность) Позиции педагога – внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия – сопереживание другому.
  1. Осознавание – установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово).(Например, проведение в лагерях вечерних огоньков, где обсуждается прожитый день, в т. ч. поступки детей)

    Этапы:

    • выявление;
    • овладение – присвоение;
    • управление;
    • контроль и ответственность за выбор.

         Для вербализации необходим диалог

         Диалог  – это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. Диалог культур, логик, голосов (Курганов). Внутренний диалог – рефлексия – анализ и осмысление своих действий.

         Уровни  рефлексии:

    • самопознание;
    • ты – в отражении других;
    • приведение в соответствие мнения окружающих о тебе и самомнения, конгруэнтность.

         Задача  педагога : организовать диалог, стимулировать  к обмену точками зрения.

         Позиции педагога: друг – собеседник; коммуникация строиться как двухсторонний  об межличностный контакт; воздействие  носит характер взаимной открытости обращенный, к ценностям, личностным смыслам воспитанника и воспитателя Позиции воспитателя по Роджерсу:

    • Эмпатическое понимание;
    • Открытость личному опыту;
    • Доверие к возможностям, способностям воспитанника;
    • Искренность в выражении своих чувств.
  1. Сублимация – психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Превращение, трансформация, разрешение, разрядка. Не запрет, а легализация инстинктов культурной форме (компьютер, спорт, активные виды отдыха).

    Задачи  педагога : предлагает культурные формы  легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.

         Позиция педагога: понимание, наблюдение оценивание. Это освоение нового способа жизнедеятельности (например, шефская работа).

  1. Вытеснение, изгнание образа осуществляется на трех уровнях
    • недопускание к осознанию, блокировка образа;
    • осознание и логичное принятие решения о его вытеснении;
    • аннулирование действия (через изоляцию считаем это неважным).

    Виды аннулирования:

    • запрет;
    • запрет коллектива;
    • табу;
    • ритуал;
    • прощение с последующим забвением.

         Позиция педагога: сопричастность, обращенная к ценностям, психотерапия.

         Задачи  педагога : переключение на другой вид  деятельности, разъяснение, запрещение в связи с угрозой для жизни, прощение.

  1. Выделяют следующие механизмы социализации:

    а) самоограничения (если человеку кажется, что его достижения менее значительны, самоуважение понижается, даже прекращает деятельность)

         Задача  педагога : взаимопонимание, осознание  ребенком, вера в успех, + подкрепление, такт.

         б) интеллектуализация (человек переживает страх и тревогу, абстрактно рассуждая  о ситуации, а не разрешает ее).

         Рационализация  – изобретение логичных рассуждений  для ложного объяснения своих  психических состояний, неудовлетворение потребностей. Разочарование, тревога, неудача – отсюда и агрессивность, раздражение.

Информация о работе Семейное воспитание