Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:55, реферат
Цель:
1.изучение семейного воспитания
2.найти индивидуальный подход
3.приобрести знания для опыта
Единство семьи
и государственных учебно-
Воспитание – это основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспитательных воздействий и воздействуют сами. Б.Т. Лихачев рассматривает воспитание с различных точек зрения, выделяя три основные концепции:
Сущность воспитания отражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит во взаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений.
Закономерности воспитания .
Закономерности воспитания каждым ученым трактуются по-своему. Поэтому нет единообразия в подходе. Один из подходов к закономерностям воспитания, отражающий точку зрения кафедры профессиональной педагогической подготовки КрасГАУ представлен ниже. В этой части лекции кратко раскрываются основные закономерности воспитания.
Симонов, например, считает, что задача воспитания состоит в удовлетворении потребностей. Так, дети до 13-15 лет реализуют потребности в биологическом саморазвитии, а дети после 13-15 лет преобладает развитие социальных потребностей в самоутверждении, в самовыражении, в самосовершенствовании. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Развитие личности идет через деятельность, ставит ребенка перед проблемами его неподготовленности к этой деятельности. Решение противоречия – совместно – разделенная деятельность. Суть ее в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога. Эта деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности.
Хороший педагог – педагог, умеющий организовывать деятельность детей, обусловленную их потребностями и ведущую к развитию их способностей.
Событийность воспитания – то, что произошло в ребенке здесь и сейчас, момент, принятия самостоятельного решения, преодоления - скачка в нравственном воспитании. Воспитание, в то же время, непрерывно – оно идет на протяжении всей жизни.
Воспитание – это
Знание закономерностей воспитания – необходимая предпосылка успешной деятельности педагога.
Механизмы воспитания.
Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. В этой части лекции будут рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм):
Механизм идентификации: отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса:
а) интериоризация – принятие внутрь себя.
б) самопроекция – выведение наружу, результат – проекция, внешний образ
Этапы идентификации:
Задачи педагога :
Переживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально – окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни. Чувства – переживание своего отношения. Эмоции – это форма выражения чувств. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация – процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета )
Переживание ведет к созданию нового образа.
Условия создания нового образа:
Приемы инициирования драматизации:
Этапы:
Для вербализации необходим диалог
Диалог – это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. Диалог культур, логик, голосов (Курганов). Внутренний диалог – рефлексия – анализ и осмысление своих действий.
Уровни рефлексии:
Задача педагога : организовать диалог, стимулировать к обмену точками зрения.
Позиции педагога: друг – собеседник; коммуникация строиться как двухсторонний об межличностный контакт; воздействие носит характер взаимной открытости обращенный, к ценностям, личностным смыслам воспитанника и воспитателя Позиции воспитателя по Роджерсу:
Задачи педагога : предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.
Позиция педагога: понимание, наблюдение оценивание. Это освоение нового способа жизнедеятельности (например, шефская работа).
Виды аннулирования:
Позиция педагога: сопричастность, обращенная к ценностям, психотерапия.
Задачи педагога : переключение на другой вид деятельности, разъяснение, запрещение в связи с угрозой для жизни, прощение.
а) самоограничения (если человеку кажется, что его достижения менее значительны, самоуважение понижается, даже прекращает деятельность)
Задача педагога : взаимопонимание, осознание ребенком, вера в успех, + подкрепление, такт.
б) интеллектуализация (человек переживает страх и тревогу, абстрактно рассуждая о ситуации, а не разрешает ее).
Рационализация – изобретение логичных рассуждений для ложного объяснения своих психических состояний, неудовлетворение потребностей. Разочарование, тревога, неудача – отсюда и агрессивность, раздражение.