Семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:55, реферат

Описание работы

Цель:
1.изучение семейного воспитания
2.найти индивидуальный подход
3.приобрести знания для опыта

Работа содержит 1 файл

пед кр.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

Наиболее важным компонентом  физического воспитания детей являются занятия физической культурой и  спортом, развитие двигательной активности. Опыт воспитания в известной семье  Никитиных свидетельствует о  возможности оборудования в условиях городской квартиры домашнего стадиона — шведской стенки, турника, каната для лазания, колец и т. д.

В занятиях с детьми до 1 года следует использовать сначала  пассивные ( с помощью взрослых), а затем элементарные активные движения, например, повороты головы направо, налево, переворачивание со спины на живот, ползание, подготовительные упражнения в ходьбе, катание мяча,  простейшие  игры  типа  «ладушки».

К утренней гимнастике ребёнка следует приучать, как  только он научился ходить. Комплекс её для самых маленьких (1— 2 года) состоит из 3—4 упражнений имитационного характера («достать мяч», «поднять мяч»). В занятиях с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет целесообразно использовать более сложные упражнения без предметов и с предметами (флажками, палкой, мячом). В физическом воспитании детей этого возраста большое место отводится подвижным играм и элементам плясок. Начиная с 3 лет упражнения усложняются, увеличивается их число (до 5—6) и число повторений.

Помимо утренней зарядки дети (в зависимости от возраста) должны ежедневно упражняться в различных видах движений. С 3 лет малыши учатся бегу, прыжкам в высоту, метанию на расстояние, в цель, упражняются в равновесии, с 4 лет их можно учить ходить на лыжах, с 5 — плавать, играть в бадминтон, с 6 лет — кататься на коньках, играть в настольный теннис, выполнять элементы игры в баскетбол, городки. Детям дошкольного возраста не рекомендуется делать физические упражнения статического характера, силовые упражнения, приводящие к утомлению нервной системы, нарушению кровообращения и дыхания. Ребятам более старшего возраста молено рекомендовать занятия в спортивных секциях.

Наиболее эффективны спортивные упражнения на свежем воздухе, так как они стимулируют обменные процессы. Вместе с тем родители должны учитывать рекомендации врачей-онкологов, предостерегающих от длительного пребывания детей на воздухе в туманную погоду в крупных промышленных городах.

Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребёнка. Родители учат детей замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помогают им выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, содействуют приобщению их к художественному творчеству.

Огромные возможности  для эстетического воспитания заложены в окружающей ребёнка действительности. Уже с того момента, когда малыш  после сна открывает глаза, он попадает в разнообразный мир  окружающих вещей. Задача родителей раскрыть его красоту, обратить внимание сына или дочери на красоту и удобство их одежды, мебели, комнатных растений, букетика весенних цветов. Особенно большая роль в воспитании эстетического вкуса принадлежит первым игрушкам. Они учат познавать жизнь и являются источником первых эстетических впечатлений. Привлекая детей к участию в наведении чистоты и порядка, к созданию уютной обстановки в квартире, родители также воспитывают эстетические вкусы. Однако сердцевиной эстетического воспитания в семье является приобщение детей к творчеству (художественное воспитание).

Дети очень рано (с 1,5—2 лет) обнаруживают потребность  рисовать и лепить. Родители должны помочь своим детям приобрести определённые навыки в рисовании. Умение ребёнка  читать чужой рисунок — первое условие его готовности к изобразительной деятельности. Малыш очень рано, ещё до того, как научится читать, любит листать иллюстрированные книжки. Это занятие нужно поощрять, помогая понять изображение.

Руководство изобразительной  деятельностью детей требует от взрослого большого такта. Следует избегать крайностей — нетерпимой критики замеченных недостатков или полного невмешательства. Видя, например, что дочь, начиная рисовать куклу, изображает голову очень большой, можно предложить ей подумать, какой величины должна быть голова, чтобы весь рисунок уместился на листе. Вот 4-летний сын нарисовал кузов машины и остановился, не зная, что делать дальше. «У тебя получился хороший автомобиль,— замечает отец.— Но сможет ли он поехать?». Мальчик догадается, что нужно дорисовать колёса, руль.

Родители приобщают  детей к рисованию с натуры, по памяти, подключают декоративное рисование, составление узоров, лепку. Особенно следует поощрять трудолюбие, настойчивость, самостоятельность — качества, являющиеся залогом развития художественных способностей.

Основа развития музыкальности  ребёнка — живое восприятие музыки. Малыши 2—3 лет с удовольствием  слушают народные песни, произведения композиторов. К восприятию музыкального произведения детей иногда надо готовить заранее. Краткое слово о том, что предстоит им услышать, усиливает внимание, углубляет музыкальное впечатление ребёнка. После того, как ребёнок прослушал музыку, можно предложить ему поделиться своими впечатлениями. Целесообразно проводить многократное прослушивание песен, музыкальных пьес, игру в узнавание. Чрезвычайно важен и такой вид музыкальной деятельности, как исполнительство: пение, игра на музыкальных инструментах и др. Особое развивающее значение имеет хоровое пение.

Детей с явно выраженной музыкальной одарённостью целесообразно определять в специализированные школы.

В эстетическом воспитании детей большое значение имеет  развитие чувства любви к природе. В связи с усилением природоохранительной деятельности, с необходимостью рационального  использования природных богатств становится актуальной такая грань личностного развития ребёнка, как экологическая воспитанность.

Экологическое воспитание призвано формировать отношение  к природе как к общественной ценности, научить ребёнка бережно  к ней относиться. С точки зрения экологического развития многое дают походы и экскурсии по родному краю, участие семьи в таких мероприятиях, как День птиц, День леса, всякое разумное общение семьи с природой. Эстетически развитый человек способен не только наслаждаться красотой и творить по законам красоты, но и активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого.

Методы семейного  воспитания. Под методами семейного  воспитания понимают способы взаимосвязанной  деятельности родителей и детей, направленные на развитие сознания, чувств и воли, формирование культуры поведения детей. Они находятся в единстве со средствами воспитания, к которым относятся различные виды деятельности (игровая, трудовая, учебная и т. д.), предметы и произведения материальной и духовной культуры (игрушки, книги, музыкальные инструменты, кинофильмы и т. д.). Формирующая сила воспитательных средств обусловлена их умелым применением. Воспитание ребёнка в семье начинается с разумной организации его жизни, формирования положительного опыта общения, включения его в педагогически целесообразные виды деятельности.В итоге у него вырабатываются добрые привычки — гигиенические, нравственные, познавательные, трудовые, потребность в опрятности, аккуратности, вежливости, обязательности и т. п.

Различают 2 группы основных методов семейного воспитания: методы организации поведения и деятельности и методы формирования сознания. В  первой группе методов велико значение повседневного приучения и упражнения.

Режим дня ребёнка  можно рассматривать как ежедневное упражнение в дисциплинированности, точности, как естественный тренаж воли. Это не насильственная регламентация жизни ребёнка, подавляющая его личность. Логика вводимого распорядка дня ему должна быть очевидна. Психологическая расположенность к выполнению режима облегчает приучение к нему. Важно поощрять проявление инициативы в совершенствовании распорядка дня. Так, уже младшие школьники способны самостоятельно вносить в свой распорядок необходимые поправки, по своему усмотрению отводить время на чтение художественной литературы, помощь братьям и сестрам, занятие любимым делом и т. п. Подростков важно побуждать к формированию собственного характера, составлению программы самовоспитания.

Семейные традиции играют важную роль в развитии культуры общения. А. С. Макаренко говорил, что ничто так не украшает коллектив, как добрые традиции. Они отражают вкусы, уровень воспитанности, характер общения. Семья — микроколлектив, в котором складываются свои традиции, обычаи, оказывающие благотворное влияние на детей. Так, участвуя в подготовке и проведении традиционных семейных праздников, дети естественно приобщаются к культуре быта: убирают и украшают квартиру, занимаются кухонной стряпнёй, придумывают фирменные блюда, сервируют стол, готовят близким подарки, пишут поздравительные открытки.

Подарок, выбранный  с учётом вкусов и потребностей виновника  торжества, добрые слова и пожелания, адресованные ему,— не простая условность. В этом искренние родственные  чувства находят соответствующую  внешнюю форму проявления. В дни рождения отца и матери дети учатся культуре выражения своей любви и благодарности. Принимая вместе с родителями гостей, они на практике постигают этикетные тонкости застолья, поддержания беседы, вежливости и предупредительности.

Семейные традиции — это не только праздничные ритуалы. Не менее важными являются трудовые, спортивные и другие традиции — всей семьёй делать еженедельную генеральную уборку квартиры, в выходные дни отправляться в турпоходы, на экскурсии и т. д.

Игра — естественная форма выражения детской активности. Для дошкольников это и основной способ познания жизни. С увлечением играют в свободное время и школьники. А. С. Макаренко высоко ценил хорошую игру, требующую от ребёнка волевого и интеллектуального напряжения.

Как свободная деятельность, в которую ребёнок включается по собственному побуждению, игра всегда доставляет радость, удовольствие. Дети часами играют в семью, дочки-матери, куклы, в школу, магазин, больницу и т. д. Привлекательность игры создаёт личностную увлечённость процессом овладения необходимыми привычками. Так, играя в куклы, которых кормят завтраками и обедами, одевают, водят на прогулки, лечат и т. д., дети постигают модели человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Эти игры полезны для девочек и мальчиков. Психологическая и практическая подготовка к выполнению социально важных функций отца и матери, хозяина и хозяйки дома обусловлена в значительной мере детскими играми.

Ролевые игры (в детсад, в библиотеку, школу, театр, магазин) при умелом, тактичном руководстве взрослых создают естественные ситуации для упражнения в дисциплинированном и культурном поведении. Отцу или матери иногда целесообразно стать непосредственным участником игры. Так легче поддержать детские игровые замыслы, корректировать их нравственное содержание.

Любые положительные  качества ребёнка—доброжелательность, честность, правдивость и др.,—  если они проявляются повседневно (в общении с отцом и матерью, братьями и сестрами, друзьями, знакомыми  и незнакомыми), становятся в итоге  чертами его характера.

А. С. Макаренко большое  значение придавал «гимнастике поведения», то есть систематическому повторению положительных поступков и действий.

Разновидностью упражнения является родительское поручение, в  особенности если оно даётся не эпизодически, а вменяется в постоянную обязанность. Посредством заданий по поддержанию порядка в доме, организации семейного быта постоянно прививается трудолюбие.

В случаях, когда нужно  отучить ребёнка от дурных увлечений, эффективен приём переключения. Родители создают благоприятные условия для изменения направленности интересов ребёнка. Например, заметив, что сын-третьеклассник стремится всё свободное время проводить в дворовой компании бездельничающих подростков, отец старается вовлечь его в работу школьной спортивной секции. Главное условие успешного применения переключения — соответствие новых занятий потребностям и склонностям ребёнка, их эмоциональная привлекательность.

Успех упражнения ребёнка  в положительных действиях и  поступках зависит от умелого  предъявления родительских требований, показа образца, напоминаний, контроля, побуждения к самоконтролю.

Требования отца и  матери должны быть едиными. Разногласия  и непоследовательность дезориентируют детей, затрудняют формирование нужной привычки. Требование целесообразно облекать в форму пожелания, совета, просьбы, тактично, но настойчиво акцентируя внимание ребёнка на той или иной норме. Злоупотребление приказным тоном вызывает отрицательную реакцию у дошкольника и в ещё большей мере у подростка.

Чем меньше дети, тем более конкретными и определёнными должны быть педагогические требования. «Я заметила, что ты не умеешь правильно здороваться,— говорит мать дошкольнице.— Посмотри, как это делается». Или: «Ты обратила внимание, как была приветлива Машенька, когда пришла к нам? Улыбнулась и сказала: «Добрый вечер, Татьяна Ивановна и Галя».

Успех усвоения нужной нормы поведения зависит от положительной  настроенности ребёнка, которую  создают сказка, рассказ, мультфильм, стихотворение, песенка. Дети с готовностью  подражают полюбившимся героям, осуждают проявления грубости, трусости, лживости, неблагодарности, лености.

Тренировка — сердцевина упражнения. Этот этап формирования привычки наиболее ответственный, так как  родителям приходится требовать  от ребёнка довольно частого повторения одних и тех же действий. Быстрота формирования умения и навыка зависит от индивидуальных особенностей .'. ребёнка. Родителям важно предъявлять посильные требования, чтобы ребёнок. не: переутомился, не утратил положительную настроенность. Эффективна поощрительная тактика: «Ну вот, ещё немного терпения — и ты легко будешь управляться с вилкой и ножом».

Информация о работе Семейное воспитание