Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:55, реферат
Цель:
1.изучение семейного воспитания
2.найти индивидуальный подход
3.приобрести знания для опыта
Умственное воспитание ребенка начинается в семье. В раннем детстве умственное развитие тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее общий и верный путь интеллектуального развития ребёнка — введение его в возможно более широкий круг доступной его возрасту деятельности, достаточно продолжительное общение со взрослыми и старшими детьми, способствующее развитию речи.
Развитие детского ума происходит постоянно: во время игр и занятий со взрослыми, повседневного общения с родителями, выполнения общих домашних дел, на прогулках. Самые обыденные занятия — еда, умывание, одевание и другие — несут малышу массу сведений. Чрезвычайно важны ответы взрослых на детские вопросы, их разъяснения. Родители, обращая внимание детей на окружающие их предметы, учат их видеть и сравнивать («Посмотри, какой большой ботинок у папы и какой маленький у тебя, какое длинное платье у мамы и какая короткая юбочка у дочки, какое высокое дерево и какой низкий кустик»). Они помогают найти в предметах и явлениях общее: у мамы синяя кофточка и у сестры, шарик круглый и яблоко. Обращая внимание ребёнка на то, что происходит в природе, на свойства снега и дождя, песка и травы и т. п., взрослые, как правило, употребляют новые слова, которые характеризуют предметы, что в свою очередь расширяет кругозор и словарный запас ребёнка.
Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важны игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но разные по величине предметы, игры на выбор предметов определённого цвета.
Родителям важно заботиться не столько о большом количестве игрушек, сколько о разнообразии их — они должны подходить для ролевых игр, в которых малыш подражает действиям взрослых в быту (куклы, наборы посуды и мебели, звери и птицы); для сборки и разборки (матрёшки, пирамидки, шары); для построек (разнообразные кубики и др.); среди них могут быть простейшие орудия труда (лопаточки, совочки, ведёрки).
Необходимо заботиться о том, чтобы в игрушечном хозяйстве сына или дочери был порядок. Ребёнок пользуется ограниченным количеством игрушек, и родители должны следить за тем, какими игрушками малыш в данный момент занят, а какие лежат без внимания. Эти игрушки надо убирать, чтобы через некоторое время опять дать их ребёнку. Они будут встречены с радостью, как старые друзья, и опять найдут место в детской игре.
Необходимо иметь в виду, что длительное время играть в одиночестве ребёнок младшего дошкольного возраста не может. У него иссякает воображение, он начинает скучать, использует игрушки не по назначению. Своевременная подсказка темы игры взрослым, даже его простое внимание к игре побуждает ребёнка к новым действиям, что способствует и более успешному умственному развитию.
Незаменимым средством умственного воспитания является художественная литература. Читая сказку, рассказ, стихотворение, родители должны обращать внимание малыша на отдельные слова и выражения, задерживать на них внимание ребёнка. Важно научить его пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Сначала он привыкает слушать литературное произведение, позлее — отвечать на вопросы, поставленные взрослым, включать в рассказ отдельные слова и предложения. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения. Важно также научить ребёнка находить в произведении главную мысль («О чём эта сказка?», «Что ты узнал из этого рассказа?»). Для развития связной речи и обогащения словаря особое значение имеет рассказ малыша по картинке. Интенсивному развитию сообразительности дошкольника способствуют конструирование, изобразительная и трудовая деятельность.
Могучим стимулом дальнейшего умственного развития становится учёба ребёнка в школе. К. Д. Ушинский отмечал, что умственный труд едва ли не самый тяжёлый, ребёнка следует приучать к нему понемногу и постепенно. Процесс систематического учения невозможен без воспитания у школьника культуры умственного труда. Семья в состоянии оказать существенную помощь детям в организации их умственной деятельности, в воспитании наиболее рациональных приёмов и методов познания. При отсутствии помощи и контроля со стороны родителей учащиеся нередко вырабатывают неудачные, а порой и неправильные методы и приёмы учебной работы, которые иногда сводятся к простому, неосмысленному заучиванию заданного урока, хотя есть и такой материал, который необходимо просто запомнить. Такая подготовка уроков может в дальнейшем привести к потере интереса к учению, к неуверенности в своих силах. В семье, как и в школе, необходимо учить детей рациональным методам и приёмам работы, в частности умению работать с учебником. Работу над текстом учебника целесообразно организовать в такой последовательности:
1) чтение всего параграфа про себя или
вслух с целью общего знакомства с его со
держанием;
2) деление текста на смысловые части;
3) выделение из каждой части главной
идеи;
4) выяснение смысла непонятных слов
и терминов;
5) пересказ текста своими словами.
При подготовке домашних заданий
школьники, читая учебники, другую литературу, встречают слова, смысла которых не знают. Младших школьников необходимо убедить, что, встретив при чтении непонятное слово, нужно обратиться за разъяснением к взрослому. Как молено раньше следует приучить школьника пользоваться справочной литературой. Контролируя выполнение домашнего задания, родители должны не только интересоваться выученными уроками, но и обращать внимание на то, как ребёнок уяснил сущность новых понятий.
Особенно необходима действенная помощь родителей при выполнении детьми ' домашних заданий по математике, в частности при решении задач. В большинстве случаев в младших классах школьники затрудняются решить задачу потому, что нечётко представляют её условие. Им надо помочь проанализировать её смысл, добиться понимания того, что известно и что надо узнать. Если ребёнок затрудняется решить задачу и после её анализа, можно прибегнуть к её наглядному изображению — составлению рисунка, чертежа, схемы и даже иногда подсказать ход решения. Бывает целесообразно предложить ребёнку решить аналогичную задачу, в условия которой входят б)олее понятные ему предметы и величинь!.
Начиная с первого /класса, ребёнок должен приобретать навыки самоконтроля — сознательной оценкиусвоих действий, поступков, самостоятельного исправления ошибок. Задача родителей — помочь ему в формировании этих навыков.
И д е й н о-п
олитическое воспитание, формирование
у детей основ
Дети рано начинают проявлять интерес к явлениям общественной жизни. Об этом свидетельствуют разнообразные вопросы дошкольника, его желание побольше узнать о происходящем вокруг.
В каждой семье отмечаются праздники, связанные со знаменательными событиями в жизни нашего народа. Задача родителей помочь детям пораньше узнать, в чём смысл этих праздников. От старших ребёнок слышит о том, как изменилась жизнь людей после Октябрьской революции, о героическом пути Советской Армии.
Очень часто семья располагает таким источником идейно-политического влияния на сына или дочь, как личные документы, воспоминания, фотографии, награды — всё то, что принято называть семейными реликвиями. Каждая из них — это повесть о подвиге, о жизни и делах близких людей, тех, кто сражался на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн, работал на стройках пятилеток. Члены семьи своими воспоминаниями, рассказами, демонстрацией семейных реликвий, совместными просмотрами кино- и телефильмов, чтением и обсуждением художественной литературы преподносят детям уроки мужества, формируют у них отношение к гражданскому долгу.
Для бесед с детьми целесообразно использовать местный материал. Во время прогулок родители знакомят ребёнка с памятниками, рассказывают, в связи с какими событиями они возведены и т. д. Путешествие детей в мир подвигов, совершённых во имя чести, славы, независимости Родины,— это начало их жизни в мире возвышенного, великого, начало формирования патриотизма. Героическое прошлое нашей Родины воспитывает у них чувство гордости за тех, кто совершил Великую Октябрьскую социалистическую революцию, защитил и отстоял в боях Советскую власть, вызывает горячее стремление продолжать и развивать славные традиции нашего народа. Важно также, чтобы ребёнок знал, что всё, что его окружает, в том числе его игрушки и книги,— результат труда многих людей и когда он вырастет, он сможет также построить красивый дом, в котором будет жить много людей, или стать водителем трамвая, в котором ездят взрослые и дети, или сконструировать новую машину. Но для этого надо делать всегда всё аккуратно и хорошо учиться. У ребёнка вырабатывается чувство причастности ко "всему окружающему, чувство гражданского долга.
В формировании интереса к общественно полезной деятельности важную роль играет пример родителей. Дети должны знать о трудовых успехах своих родителей. Если отец и мать делятся впечатлениями.
Воспитание коммунистической идейности и формирование общественной активности у детей наиболее действенно осуществляются в школе. Однако школьник значительную часть времени проводит в семье. От её нравственных устоев, отношения к общественным идеалам, ценностям нашего общества во многом зависит жизненная позиция детей.
В распоряжении учащихся широкий круг источников политических знаний: уроки, радио- и телепередачи, газеты, журналы, художественная литература, собрания, общение с товарищами. Задача семьи — научить своих детей целенаправленно воспринимать и использовать различные источники информации, оценивать факты и явления окружающей жизни с классовых позиций, с позиций политики Коммунистической партии и нашего государства. Долг родителей — интересоваться общественными делами своих детей. Каждое событие в школьной жизни сына или дочери должно встречать в семье внимание и поддержку. Особо серьёзно следует отнестись к приёму детей в октябрята, в ряды пионерской и комсомольской организаций. Правильно поступают те родители, которые отмечают эти события как семейные праздники.
Важным, действенным
средством идейно-
Нравственное воспитание.
Незаменима роль семьи как фактора
нравственного становления
Уже в раннем детстве формируют нравственные качества человека. Возможности, упущенные в этот период, подчас невосполнимы в более старшем возрасте.
Главный путь нравственного воспитания маленького ребёнка — общение со взрослыми. Чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребёнком окружающего мира, шире возможности нравственного воспитания. Однако было бы проявлением педагогической безграмотности родителей их поведение, продиктованное стремлением не спускать с ребёнка глаз и бежать к нему по первому зову. Нужно уметь различать потребности ребёнка и его капризы, чтобы первые удовлетворять, а вторые пресекать.
Родителям не следует скупиться на ласку. Это, однако, не означает отсутствия требовательности по отношению к малышу. Ласковое, заботливое отношение важно сочетать с разумной требовательностью. Причём эта требовательность доброжелательна: взрослый выражает уверенность, что дело, за которое берётся малыш, будет им выполнено успешно, что неблаговидный поступок, который он позволил себе, больше не повторится и т. д. На ребёнка надо смотреть как на самостоятельную личность, он умеет чувствовать так же, как и взрослый. За старание ребёнка надо похвалить даже в том случае, если достигнутые результаты незначительны.
Если лее взрослые не проявляют по отношению к малышу должного внимания или если они чрезмерно и неразумно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребёнка может возникнуть недоброжелательность по отношению к другим людям, а порой и злобность, страх, стремление к уединению.
Важно добиться, чтобы у малыша преобладали положительные эмоции — радость, сочувствие, доверчивость, а проявление таких отрицательных эмоций, как обида, страх, неудовольствие, гнев, вовремя замечались и гасились.
В дошкольный период незаменимым источником активного накопления ребёнком представлений о нормах морали являются сказки, рассказы, беседы, разъяснения взрослых, раскрывающие в доступной форме понятия доброты, честности, чуткости и др. Когда малыша знакомят с окружающим миром, читают ему или рассказывают, взрослые стараются подчеркнуть нравственную сторону происходящего: «Вот видишь — мальчик собачку ударил. Ей больно», «Смотри, вот девочка бабушке помогла. Надо всем помогать».