Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:38, доклад
Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, чаще низкая педагогическая культура родителей. В этих случаях может помочь разъяснительная работа и разумная терапия. Нередко основную роль играют нарушения в личности самих родителей. При этом особый интерес для специалиста представляют две группы причин:
1) Отклонения характера самих родителей. Отклонения характера и психопатии нередко приводят к нарушениям в воспитании.
Причины отклонений в семейном воспитании
Причины неправильного
воспитания весьма различны. Порой это определенные
обстоятельства в жизни семьи, чаще низкая
педагогическая культура родителей. В
этих случаях может помочь разъяснительная
работа и разумная терапия. Нередко основную
роль играют нарушения в личности самих
родителей. При этом особый интерес для
специалиста представляют две группы причин:
1) Отклонения характера самих родителей.
Отклонения характера и психопатии нередко
приводят к нарушениям в воспитании.
При неустойчивой акцентуации
характера родитель чаще склонен
проводить воспитание, характеризующееся
пониженным уровнем требований к
подростку. Эпилептоидная акцентуация
родителей чаще других обуславливает
жестокий стиль воспитания, доминирование.
Стиль доминирования может обуславливаться
либо сензитивным, либо конформным характером
родителей. Истероидная акцентуация у
родителя обуславливает противоречивый
стиль воспитания: демонстративная забота
и любовь к подростку при зрителях и эмоциональное
отвержение в их отсутствие. В этих случаях
необходимо выявить отклонение характера
родителей, убедиться, что именно оно играет
решающую роль в возникновении нарушений
в воспитании. На осознание родителями
взаимосвязи между особенностями своего
характера, стилем воспитания и нарушениями
в поведении подростка направляется в
этом случае основное внимание врача–психотерапевта;
2) Личностные проблемы родителей, решаемые
за счет подростка. В этом случае в основе
нарушений воспитания лежит какая-то чаще
всего неосознанная потребность. Ее-то
родитель и пытается удовлетворить за
счет воспитания подростка. В этом случае
объяснение родителю неправильности его
поведения и уговоры изменить стиль воспитания
оказываются безрезультатными. Перед
врачом-психо-терапевтом встает нелегкая
задача выявить личную проблему родителя,
помочь ему осознать ее, снять действие
защитных механизмов, препятствующих
такому осознанию. Именно эти случаи, как
показывает практика, представляют особую
трудность при диагностике и коррекции.
Поэтому описанию таких неосознанных
нарушений в воспитании и будет посвящен
данный параграф. Излагая наиболее часто
встречающиеся случаи, мы опираемся в
основном на практический опыт с родителями
подростков — пациентов подросткового
психиатрического отделения и подростков
— делинквентов. Как и в предыдущем параграфе,
одновременно с описанием основных случаев
будут даны описания шкал опросника АСВ,
предназначенные для диагностики.
Расширение сферы родительских
чувств (шкала РРЧ)
Обуславливаемое нарушение: повышенная
протекция (потворствующая или доминирующая).
Данный источник нарушения воспитания
возникает чаще всего тогда, когда в силу
каких–либо причин супружеские отношения
между родителями оказываются нарушенными:
супруга нет (умер, в разводе) либо отношения
с ним не удовлетворяют родителя, играющего
основную роль в воспитании (эмоциональная
холодность, несоответствие характеров).
Нередко при этом мать, реже отец, сами
того не осознавая, хотят, чтобы ребенок,
а позже подросток, стал для них чем–то
большим, нежели просто ребенком. Они хотят,
чтобы он удовлетворял хотя бы часть потребностей,
которые в обычной семье должны быть удовлетворены
в ходе супружеских отношений (взаимная
исключительная привязанность, частично
эротические потребности). Отношения с
ребенком, а позднее с подростком, становятся
исключительными, важными для родителя.
Мать нередко отказывается от повторного
замужества. Появляется стремление отдать
сыну «все чувства», «всю любовь». В детстве
стимулируются эротические отношения
к матери (ревность, детская влюбленность).
В подростковом возрасте у родителя возникает
страх перед нарастающей самостоятельностью
подростка, появляется стремление удержать
его с помощью потворствующей или доминирующей
гиперпротекции.
Стремление к расширению именно супружеских
отношений, как правило, не осознается
самой матерью (оно строго табуировано).
Это желание проявляется косвенно, в высказываниях
о том, что ей никто не нужен, кроме сына,
в характерном противопоставлении идеализированных
отношений с сыном с неудовлетворяющими
отношениями с мужем. Иногда такие матери
осознают свою ревность к подругам сына,
хотя чаще они рационализируют ее в виде
многочисленных придирок к ним.
Предпочтение в подростке
детских качеств (шкала ПДК)
Обуславливаемое нарушение в воспитании:
потворствующая гиперпротекция. В этом
случае у родителей появляется стремление
игнорировать повзросление детей, стимулировать
у них детские качества (детскую импульсивность,
непосредственность, игривость). Для таких
родителей подросток все еще «маленький».
Нередко они открыто признают, что маленькие
им вообще нравятся больше, что с большими
уже не так интересно. Страх или нежелание
повзросления детей могут быть связаны
с особенностями биографии самого родителя
(он имел младшего брата или сестру, и на
них переместилась любовь родителей. В
связи с этим стал воспринимать свой старший
возраст как несчастье).
Рассматривая подростка как еще «маленького»,
родители снижают уровень требований
к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию,
стимулируя развитие психического инфантилизма.
Воспитательная неуверенность
родителей (шкала ВН)
Обуславливаемое нарушение в воспитании:
потворствующая гиперпротекция или пониженный
уровень требований. Важное место среди
источников нарушений в воспитании занимает
и то, что можно было бы назвать «слабым
местом» личности родителя. В этом случае
из–за каких–либо психологических особенностей
родителей происходит перераспределение
власти в семье между подростком и родителем.
Родитель идет «на поводу» у подростка,
уступает даже в вопросах, в которых, по
собственному мнению, уступать нельзя.
Это происходит потому, что ребенок сумел
найти к этому родителю подход, нащупать
его «слабое место» и использует это, чтобы
добиться ситуации «минимум требований
— максимум прав». Типичная ситуация в
этом случае: бойкий, уверенный в себе
подросток, смело ставящий требования,
и нерешительный, винящий себя во всех
неудачах с подростком родитель. Один
из вариантов «слабого места» связан с
психастеничными особенностями родителя.
Определенную роль в формировании этой
особенности могли сыграть отношения
родителя с его собственными родителями.
В определенных условиях дети, воспитанные
требовательными, эгоцентричными родителями,
став взрослыми, видят в своих детях тех
же требовательных, эгоцентричных существ,
испытывают по отношению к ним то же чувство
«неоплатного долга», какое испытывали
ранее по отношению к собственным родителям.
Характерная черта высказываний таких
родителей — признание массы ошибок, совершенных
в воспитании. Такие родители боятся упрямства,
сопротивления своих детей и находят довольно
много поводов уступить им.
Фобия утраты ребенка
(шкала ФУ)
Обуславливаемое нарушение: гиперпротекция
(господствующая или доминирующая). «Слабое
место» — повышенная неуверенность родителей,
боязнь ошибиться, преувеличенное представление
о хрупкости ребенка, его болезненности
— все это могло развиться в связи с историей
рождения ребенка (его долго ждали, обращения
к врачам ничего не давали, родили хрупким
и болезненным, с большим трудом удалось
выходить и т.п.). Другой источник — перенесенные
тяжелые заболевания ребенка, особенно,
если они были длительными. Отношения
родителя к ребенку в этом случае формируется
под воздействием накопленного страха
утраты ребенка. Этот страх заставляет
одних родителей тревожно прислушиваться
к каждому пожеланию подростка и спешить
с его выполнением (потворствующая гиперпротекция),
других — докучно опекать его (доминирующая
гиперпротекция). Типичные высказывания
таких родителей отражают их ипохондрическую
боязнь за ребенка: они видят у него много
болезненных проявлений. У родителей свежи
воспоминания о прошлых, даже отдаленных
по времени переживаниях по поводу здоровья
подростка.
Неразвитость родительских
чувств (шкала НРЧ)
Обуславливаемые нарушения воспитания:
гиперпротекция, эмоциональное отвержение,
повышенная моральная ответственность,
жестокое обращение. Воспитание становится
адекватным лишь тогда, когда родителем
движут достаточно сильные мотивы: чувство
долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность
«реализовать себя» в детях, «продолжить
себя». Слабость, неразвитость родительских
чувств нередко встречаются у родителей
подростков с отклонениями характера.
В то же время это явление очень редко
осознается, а еще реже признается такими
родителями. Внешне оно проявляется в
нежелании иметь дело с подростком, в плохой
переносимости его общества, в поверхностном
интересе к его делам. Причиной неразвитости
родительских чувств может быть отвержение
самого родителя в детстве его родителями,
то, что он сам в свое время не испытал
родительского тепла. Другой причиной
могут быть особенности характера самого
родителя, например, шизоидность. Родительские
чувства нередко слабее у очень молодых
родителей, усиливаются с возрастом (любящие
бабушки и дедушки). При достаточно благоприятных
условиях жизни семьи НРЧ обуславливает
стиль воспитания по типу гипопротекции
и особенно — эмоционального отвержения.
При трудных, напряженных условиях жизни
на подростка часто перекладывается значительная
часть родительских обязанностей («повышенная
моральная ответственность»), либо к нему
возникает раздражительно–враждебное
отношение. Типичные высказывания таких
родителей содержат жалобы на утомительность
родительских обязанностей, сожаление,
что эти обязанности отрывают от чего–то
более важного и интересного. Для женщин
с неразвитым родительским чувством довольно
характерны эмансипационные устремления.
Проекция на ребенка
собственных нежелаемых качеств
(шкала ППСК)
Обуславливаемые нарушения воспитания:
эмоциональное отвержение, жестокое воспитание.
Причиной такого воспитания подростка
нередко является то, что в своем ребенке
родитель видит черты, которые чувствует,
но не признает в самом себе. Это может
быть агрессивность, склонность к лени,
тяга к алкоголю, те или иные сексуальные
склонности, чрезмерная тяга к сопротивлению,
протесту, несдержанности. Ведя борьбу
с такими же истинными или мнимыми качествами
у подростка, родитель (чаще отец) извлекает
из этого эмоциональную выгоду для себя.
Борьба с нежелаемым качеством в ком–то
другом помогает ему верить, что у него
самого этого качества нет. Эти родители
много и охотно говорят о своей непримиримости
и постоянной борьбе с отрицательными
качествами и слабостями подростка, о
мерах и наказаниях, которое они в связи
с этим применяют. В высказываниях родителей
сквозит неверие в сына, нередки инвизиторские
интонации с характерным стремлением
в любом поступке выявить «истинную»,
т.е. плохую, причину. Этой причиной чаще
всего бывает качество, с которым родитель
неосознанно борется.
Вынесение конфликта
между супругами
в сферу воспитания
(шкала ВК)
Обуславливаемое нарушение воспитания:
противоречивый стиль воспитания — соединение
потворствующей гиперпротекции одного
родителя с отвержением либо доминирующей
гиперпротекцией другого. Конфликтность
во взаимоотношениях с супругами — нередкое
явление даже в относительно стабильных
семьях. Нередко воспитание превращается
в «поле битвы» конфликтующих родителей.
Здесь они получают возможность более
открыто выражать недовольство друг другом,
руководствуясь «заботой о благе ребенка».
При этом разница в мнениях родителей
чаще бывает диаметральной: один настаивает
на весьма строгом воспитании (по типу
доминирующей гиперпротекции), другой
же родитель склонен «жалеть» ребенка.
Он тяготеет к стилю воспитания по типу
потворствующей гиперпротекции. Характерное
проявление ВК — выражение недовольства
воспитательными методами другого супруга.
При этом легко обнаруживается, что каждого
интересует не столько то, как воспитывать
подростка, сколько то, кто прав в воспитательных
спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания
«строгой стороны». Это связано с тем,
что как раз «строгая сторона», как правило,
является инициатором обращения к врачу
либо психологу.
Сдвиг в установках
родителя по отношению к подростку в зависимости
от пола подростка (шкала предпочтения
мужских качеств — ПМК, шкала предпочтения
женских качеств — ПЖК)
Обуславливаемые нарушения воспитания:
гиперпротекция, эмоциональное отвержение.
Нередко отношение родителя к подростку
обуславливается не действительными особенностями
подростка, а теми чертами, которые родитель
приписывает его полу, т.е. «вообще мужчинам»
или «вообще женщинам». Так, при наличии
предпочтения женских качеств наблюдается
неосознанное неприятие подростков мужского
пола. В этих случаях типичны стереотипные
отрицательные высказывания о мужчинах
вообще: «Мужчины в основном грубы, неопрятны.
Они легко поддаются животным побуждениям,
агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны
к алкоголизму. Человек же — и мужчина
и женщина — должен стремиться к противоположным
качествам: быть нежным, деликатным, опрятным,
сдержанным в чувствах». Пример проявления
ПЖК — отец, видящий массу недостатков
у сына и считающий, что таковы все его
сверстники. В то же время этот отец «без
ума» от младшей сестры подростка, видит
в ней одни достоинства. Под влиянием ПЖК
в данном случае в отношении подростка
мужского пола формируется стиль эмоционального
отвержения. Возможен и противоположный
перекос — с выраженной антифеминистской
установкой, пренебрежением к матери подростка,
его сестрам. В этом случае по отно-шению
к самому подростку формируется стиль
потворствующей гиперпротекции.
Правила пользования
опросником АСВ
Перед заполнением опросника необходимо
создать доверительную атмосферу между
психологом и родителем, заинтересовать
родителя в правдивости собственных ответов.
Каждый опрашиваемый получает текст опросника
и бланк регистрации ответов. Проводящий
исследование зачитывает инструкцию,
убеждается, что опрашиваемые ее правильно
поняли. После того как родители приступили
к заполнению анкеты, инструктирование
и пояснения не допускаются.
На бланке регистрации ответов номера
ответов, относящиеся к одной шкале, расположены
в одной строке. Справа от номеров ответов,
относящихся к одной шкале, указаны применяемые
в данных рекомендациях, сокращенные названия
шкал. Справа от сокращенного названия
шкал указано диагностическое значение
для каждой шкалы. Так, например, ответы
на вопросы 1, 21, 41, 61 и 81 относятся к шкале
Г + (гиперпротекция), диагностическое
значение которой равно 7. Для подсчета
баллов по каждой шкале необходимо подсчитать
число обведенных в соответствующей строке
номеров; если число баллов достигает
или превышает диагностическое значение,
то у обследуемого родителя диагностируется
тот или иной тип отклонения в воспитании.
Если названия шкал подчеркнуты, как, например,
Г +, то к результату необходимо прибавить
число баллов по дополнительной шкале,
которая находится в нижней части бланка
и обозначена теми же буквами. Так, для
шкалы Г + общее количество баллов подсчитывается
с учетом ответов но вопросы 101, 107, 113, 119,
125. Именно оно и сравнивается с 7.
При наличии отклонений по нескольким
шкалам необходимо обратиться к Таблице
диагностики типов семейного воспитания
для установления типа неправильного
семейного воспитания.
Информация о работе Причины отклонений в семейном воспитании