Семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:20, реферат

Описание работы

Семья, как устойчивое объединение возникло с разложением родового строя. Из состава родовой, а позднее соседской общины, из большой, часто объединяющей под одним кровом сотни людей семьи, люди выделили и создали моногамный союз мужчины и женщины. Моногамия (от греч.) – единобрачие, сожительство одного мужчины с одной женщиной.

Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья (вела совместное хозяйство; управлялась отцом, включала его потомков с их жёнами и детьми, а также домашних рабов).

У слова «семья» есть синоним – «фамилия». FAMILIA (лат.) в Древнем Риме – это 1) семейная хозяйственно-юридическая единица, в состав которой входили рабы; 2) совокупность рабов, принадлежащих одному человеку.

Содержание

Ретроспектива семьи и семейного воспитания.
Функции современной семьи.
Специфика формирующего влияния семьи.
Типы воспитания детей в семье
Стили семейного воспитания.
Типы семей в современном обществе.
Родительский авторитет.
Особенности общения с ребёнком.
Особенности семейного воспитания.

Работа содержит 1 файл

семейное воститание реф..docx

— 66.79 Кб (Скачать)

   Нижегородский институт менеджмента и бизнеса 
 
 
 

   Контрольная работа

   Предмет: русский язык 
 

                    Выполнила 
 

   студентка гуманитарного факультета

                                 3 курса  28-у потока

                                                                       Малгина Е. С 

Г. Семёнов 2011 г.

   Содержание:

  1. Ретроспектива семьи и семейного воспитания.
  2. Функции современной семьи.
  3. Специфика формирующего влияния семьи.
  4. Типы воспитания детей в семье
  5. Стили семейного воспитания.
  6. Типы семей в современном обществе.
  7. Родительский авторитет.
  8. Особенности общения с ребёнком.
  9. Особенности семейного воспитания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  1. Ретроспектива семьи и семейного  воспитания.

   Семья, как устойчивое объединение возникло с разложением родового строя. Из состава родовой, а позднее соседской общины, из большой, часто объединяющей под одним кровом сотни людей семьи, люди выделили и создали моногамный союз мужчины и женщины. Моногамия (от греч.) – единобрачие, сожительство одного мужчины с одной женщиной.

   Первая  историческая форма моногамии –  патриархальная семья (вела совместное хозяйство; управлялась отцом, включала его потомков с их жёнами и детьми, а также домашних рабов).

   У слова «семья» есть синоним –  «фамилия». FAMILIA (лат.) в Древнем Риме – это 1) семейная хозяйственно-юридическая единица, в состав которой входили рабы; 2) совокупность рабов, принадлежащих одному человеку.

   Одной из основных функций патриархальной семьи являлось продолжение рода, связанное с воспитанием детей, - передачей им накопленного опыта, формированием трудовых навыков, сообщения  знаний о традициях, обычаях и  принятых нормах поведения.

   Вплоть  до нового времени семья сохраняла  за собой монополию в воспитании подрастающего поколения, причём формы  и способы воспитательного воздействия  семьи на протяжении многих тысячелетий  оставались практически неизменными.

   Для того чтобы понять причины жизнеспособности и социальной устойчивости семьи, выявить  истоки и специфику её формирующего влияния, следует, прежде всего, определить, что такое семья и каковы её основные функции. 
 

  1. Функции современной семьи.

   Семья основанная на браке или родстве малая социальная группа, в совместной жизнедеятельности членов которой реализуются следующие функции:

    • Репродуктивная – рождение детей: заложенный от природы инстинкт продолжения рода трансформируется у человека разумного в потребность иметь детей. Растить и воспитывать их;
    • Хозяйственно-экономическая – ведение общего (как правило) хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение;
    • Воспитательная – создание условий для формирования личности каждого члена семьи и прежде всего ребёнка (детей); систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача и воспроизведение социального, трудового и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей;
    • Нравственно-психологического обеспечения – создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений, морально-психологическая поддержка каждого члена семейного сообщества. В современных условиях семья, выступая в качестве закрытой для посторонних групп, призвана стать для человека своего рода психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления душевных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях;
    • Коммуникативная – организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами;
    • Рекреативная – организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива.
 
  1. Специфика формирующего влияния  семьи.

   Характер  и интенсивность  семейного влияния  изменяются в различные  периоды жизни  человека: в дошкольном детстве семья играет исключительно важную роль в реализации практически всех (материальных, духовных, познавательных) потребностей ребёнка; в младшем школьном возрасте семья доминирует в удовлетворении материальных , коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе приоритет в развитии познавательной сферы; на этапах отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабевая в целом, сохраняет для растущего человека большое значение в части развития его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.

   Факторы, обеспечивающие особую роль семьи в  социализации личности:

  • Непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих воздействий – семья оказывает влияние на развитие человека с момента появления на свет и практически до его последних дней.
  • Воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности: даже в тех случаях, когда названные чувства утрачены, либо когда человек воспитывается вне семьи, это обстоятельство выступает как важный фактор формирования личности.
  • Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, имеющих разную область интересов и деятельности, призвано способствовать духовному обогащению каждого члена семейного сообщества, передаче и усвоению опыта.
  • Взаимная направленность формирующих воздействий – влияние оказывают не только старшие члены семьи на младших, но и на оборот: дети зачастую пробуждают взрослых к самосовершенствованию, изменению своего образа жизни, поведения, привычек.
  • Благоприятная возможность для учёта индивидуальных особенностей, актуального психического состояния, потребностей и интересов каждого члена семьи – в системе общественного воспитания, в процессе взаимодействия человека с внешней социальной средой такая возможность объективно ограничена.
  • Преимущественно эмоциональный характер семейных отношений, семейного влияния – взаимодействие человека с людьми, не входящими в состав его семейного окружения, имеет главным образом рациональные мотивы и, как правило, рационально по своему характеру.
  1. Типы воспитания в семье

    Существует  прямая зависимость между отношением к ребенку родителей и возникновением личностных деформаций или нарушений  поведения.

    Человеческие  чувства, как и отношения, сложны и многогранны, к тому же, как правило, не выступают в чистом виде, являясь  противоречивыми и изменчивыми (любовь может сочетаться с неприязнью, душевное расположение с отвержением), поэтому  оценить родительские отношения  к детям очень трудно. Учеными  выявлено несколько образцов отношений  родителей к детям и соответственно несколько типов воспитания, среди  которых в первую очередь будут  рассмотрены неадекватные формы.

    Одной из самых трагичных форм отношения  родителей к ребенку является эмоциональное отвергание ребенка матерью, что может по-разному проявляться и может быть в разной степени выражено. Причинами данного явления считаются следующие: во-первых, психологическая незрелость матери, ее неустойчивость, невротичность или даже психотическое состояние. В отношениях с другими людьми такие матери враждебны, неожиданны или боязливы в своих поступках и поведении, не могут привязаться к своему ребенку, так как сами не способны адаптироваться к жизни. Такое положение вещей проявляется прежде всего в неустроенной семейной жизни, невыполнении обязанностей перед своим ребенком и мужем. Одни женщины боятся, что ребенок будет мешать их личной жизни, другие категорически отвергают необходимость играть роль матери. Такое случается, если женщины сами в детском возрасте отвергались или же чрезмерно опекались и не могут принять роль взрослого и ответственного человека, оставшись инфантильными. Другой причиной отвержения ребенка может стать то, что он ассоциируется или идентифицируется с другим лицом (его отцом, сестрой, братом), к которому имеется какое-то негативное отношение — враждебность или неприязнь. Ребенок от случайной беременности в многодетной семье зачастую может показаться лишней обузой для своих родителей, в особенности при условии, что и отец при этом выражает свое неудовольствие. Пугающими являются случаи, когда отвергаемым оказывается ребенок, рожденный матерью с целью воздействия на поведение супруга, по каким-либо причинам не устраивающего свою жену, но на самом деле не выполнивший своей роли. Могут быть определены и другие причины отвергания ребенка матерью: материнский страх плохой наследственности, брак по принуждению, выключение матери из сферы общественной или трудовой активности.

    Отвергание ребенка отцом встречается довольно редко. Причиной его могут быть либо принятие точки зрения жены, отвергающей ребенка (при нахождении мужа в подчиняемом положении), либо обиды, страдания и невротические комплексы отца, переживающего недостаток любви и внимания со стороны жены. В этом случае возникает чувство ревности, которое заставляет отца видеть в ребенке соперника. Бывают случаи, при которых отцы, идентифицируя ребенка с собой, переносят на него чувства неприятия себя самого.

    Выделяют  несколько разновидностей неадекватного  воспитания. Первым видом нерационального  воспитания является гипоопека. У данного вида есть несколько подвидов.

1. Явное эмоциональное отвергание, проявляющееся в открытой враждебности. Может проявляться в более или менее грубом отвергании. В наиболее распространенном виде это грубое воспитание, когда родители постоянно стремятся загрузить ребенка какими-либо, подчас непосильными, заданиями или наказать за некачественное или недостаточно быстрое их выполнение вне зависимости от заслуг и поведения ребенка. При этом он не только не получает поощрения или хотя бы одобрения, но и никогда не удостаивается ласки и внимания: Ребенку постоянно приходится чувствовать, что он несуразен, везде мешается, в чем-то виноват, что он помеха родителям в их жизни. Переживания ребенка не берутся во внимание, а если все же обнаруживаются родителями, то непременно вызывают у них раздражение и озлобленность, а следовательно, приводят к дополнительным наказаниям за недостаточную готовность или неспособность услужить старшим. Менее грубое отвергание сводится к тому, что ребенка не ласкают, не прижимают к себе, не обнимают, т. е. не уделяют должного и необходимого тактильного внимания, которое в нормальных условиях позволяет почувствовать себя нужным и любимым. Мать стремится, насколько это возможно, как можно раньше отнять ребенка от груди, уйти от него к своей работе или другим занятиям, переложив заботу о ребенке каким-либо другим лицам.

2. Гипопротекция. По-другому может формулироваться как недостаточность воспитания. В семье в этом случае не выполняются в необходимой для удовлетворения мере элементарные физические потребности ребенка. К примеру, его забывают покормить, постричь, переодеть в одежду, соответствующую температуре на улице, искупать. Стоит ли уточнять, что духовные потребности ребенка не учитываются совсем. У него нет своего уголка, своих игрушек, книг, родители очень редко или совсем не занимаются с ним и не помогают в приготовлении уроков. Родителей не волнует то, как ребенок проводит время, чем занимается, где и с кем он бывает вне дома, каковы его переживания.

3. Скрытая гипопротекция. Скрытая гипопротекция от гипопротекции отличается наличием лишь видимости какого-то интереса к процессу воспитания, однако кроме словесных наставлений родители больше никаким образом на ребенка не воздействуют. Они не требуют выполнения правил и режима дня своего ребенка, что необходимо для нормального нервно-психического и физического развития, угрозы наказаний и обещания поощрений также не выполняются. Такое формальное отношение к воспитанию дети очень хорошо чувствуют и переживают, так как от показного внимания, проявляющегося чаще всего на людях, ребенок, конечно же, не получает необходимого душевного тепла, и потому его психологическое состояние и развитие также страдают.

Информация о работе Семейное воспитание