Семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:55, реферат

Описание работы

Цель:
1.изучение семейного воспитания
2.найти индивидуальный подход
3.приобрести знания для опыта

Работа содержит 1 файл

пед кр.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

Процесс приучения  наиболее успешно идёт тогда, когда  взрос лый опирается на разум, чувства и волю ребёнка, мобилизуя  его духовные силы. Дети отличаются импульсивностью и забывчивостью. Они нуждаются  в доброжелательном напоминании взрослого, подкрепляющем их волю и активность. Забывчивость ведёт к накоплению отрицательного опыта, разрушает сформировавшуюся привычку. Цель систематического родительского контроля заключается не в том, чтобы уличить ребёнка, заострить внимание на недостатках его поведения, а в том, чтобы вселить уверенность в свои силы, помочь испытать радостное чувство успеха. Переживание морального удовлетворения является для детей важным стимулом самоконтроля и самовоспитания.

Культурные привычки появляются не в результате искусственной  дрессировки ребёнка. Они вырабатываются естественно, по мере того, как ребёнок  привыкает совершать гигиенические  процедуры, пользоваться столовыми  приборами и салфеткой, класть вещи на место, благодарить за услугу, уступать место старшим, всегда быть приветливым и предупредительным с окружающими, беспрекословно выполнять домашние обязанности и т. д.

Сталкиваясь с дурной привычкой сына или дочери, родители должны стремиться устранить причины, которые её породили. Так, грубость, необязательность, лживость могут иметь различные истоки Развитие ребёнка идёт от действий по требованию, просьбе или подсказке родителей к поведению по глубокому убеждению. Постепенно он приучается к самостоятельному выбору поступка.

Научить ребёнка правилам поведения легче, чем сформировать культуру чувств. Замечена связь между  эмоциональным развитием ребёнка  в первые месяцы и годы и отношением к нему близких. Если малыша не ласкают, не берут на руки, не разговаривают, ему грозит эмоциональная бедность. Для нормального развития детей необходима атмосфера сердечности, доброжелательности, определённой эмоциональной раскованности. Родительский педантизм, осуждение малейшего промаха угнетает, глушит искренность самовыражения ребёнка, провоцирует лицемерие.

Анализируя поведение  ребёнка, важно распознавать подлинные  чувства, которыми он руководствуется. Случается, что необычайная предупредительность, ласковость к матери продиктована отнюдь не любовью, а расчётом получить обещанный подарок; нечаянно прорвавшаяся грубость по отношению к отцу может быть случайной, вызванной обострённым чувством собственного достоинства. Присматриваясь к тому, что волнует детей, воодушевляет, обижает, оставляет равнодушными, родители получают возможность целенаправленно развивать положительные проявления и сдерживать, пресекать отрицательные.

В семье ребёнок  проходит своеобразную школу любви, сострадания, доброты, чуткости, деликатности, терпимости. Из простых детских переживаний выкристаллизовываются сложные, высшие качества — патриотизм, коллективизм, гуманизм. Однако могут развиваться и низменные чувства — эгоизм, жадность, зависть.

В семейном общении  тон задают отец и мать. Их взаимная любовь и уважение создают в доме атмосферу тепла, согласия и покоя, внушают сыну или дочери почтение и нежность к старшим. Ссоры, оскорбления, нетерпимость друг к другу, напротив, способствуют возникновению эмоциональной неустойчивости, тревожности у ребёнка. Систематически повторяясь, тяжёлые переживания закрепляются и перерастают в озлобленность, агрессивность, мстительность, подавленность, порождают пессимистичное мироощущение.

   Чувство юмора, умение ребёнка увидеть смешное в своём поведении развивают самокритичность, жизненную стойкость, предупреждая формирование обидчивости, слезливости.

   Вторая группа методов воспитания направлена на развитие детского сознания, формирование необходимых жизненных понятий, представлений, взглядов, идеалов, оценок, убеждений, устойчивых мотивов поведения.

Отношение детей к  семье, людям, обществу, труду, учёбе, природе, миру вещей, искусству формируется  в процессе многостороннего их просвещения  — нравственного, политического, эстетического. Первостепенную роль в этом играет слово родителей. В процессе общения с сыновьями и дочерьми они призваны внушать им передовые взгляды, разъяснять правила поведения в обществе, убеждать следовать принципам социалистической морали, расти патриотами, интернационалистами, коллективистами, быть трудолюбивыми, скромными, порядочными, культурными.

Воспитание — процесс  длительный. Его результаты проявляются  не сразу. Опро-хегчиво возлагать  надежды на сиюминутную педагогическую отдачу самого задушевного разговора  с сыном или дочерью. 3 лучшем случае беседа может пробудить у них жажду стать лучше. Темы для бесед забираются с учётом возрастных особенностей развития ребёнка. Так, упрямство, т^призность дошкольника легче преодо-ск-ть с помощью весёлой сказки, незатейливого стихотворения. А с подростком, схлонным к хвастовству, нужно серьёзно говорить о скромности как человеческом Ллтоинстве. В беседах с взрослеющими сетьми важно помочь им преодолеть слабость, разобраться в сомнениях, вселить зеру в свои силы, предостеречь от ошибок. Сознание ребёнка успешно формируется, если находит опору в определённых :5разцах поведения. Не случайно пример называют наглядной формой убеждения. Разъяснение норм и правил поведения : бретает необходимую конкретность, когда гозители прибегают к литературным примерам или анализируют факты поведения самого ребёнка, знакомых ему людей. Особенно заразительными оказываются поступки тех, кто близок ему по возрасту. Например, ребят всегда увлекают подвиги юных героев — Марата Казея, Вали Котика, Люси Герасименко и др. Испытанным средством воспитания выступает знакомство с жизнеописанием выдающихся революционеров, воинов, полководцев, учёных, писателей, замечательных тружеников — рабочих, колхозников и т. д. Успешно формируются коммунистические идеалы на примере жизни и деятельности В. И. Ленина и его соратников.

Ни с чем несравнима внушающая сила личного примера  родителей. Не способные к критическому осмыслению своих наблюдений, малыши с одинаковой лёгкостью подражают  и хорошему, и плохому. Если родители хотят, чтобы их дети росли честными, трудолюбивыми, дисциплинированными, культурными, любили Родину, они сами должны руководствоваться нормами социалистической морали.

Велико значение личного  примера родителей в многостороннем развитии ребёнка. Приучить ребёнка  к труду может лишь та семья, которая  трудится на его глазах, когда он сам принимает участие в общих делах. Наблюдая за тем, как родные проводят свободное время, он проникается их склонностями и интересами. Чем сильнее ребёнок любит отца и мать, тем больше он будет    руководствоваться    их    этикой.

В арсенале семейной подготовки имеется ещё одна группа методов воспитания, которые называют вспомогательными. Это соревнование, поощрение и наказание. Их смысл  в оказании стимулирующего и корригирующего воздействия, то есть в усилении эффективности  основных методов.

Соревнование как  воспитательный метод имеет стимулирующее  значение. Это связано с естественным стремлением каждого ребёнка  к самоутверждению при помощи знаний, умений, с желанием успешно  выполнить поручение, добиться ощутимой результативности в разнообразных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой, спортивной, художественной и т. д. Сравнение его достижений с успехами других детей или самих родителей, переживание радости победы или горечи поражения побуждает ребёнка к самосовершенствованию.

Привнесение духа соревнования особенно целесообразно при организации  таких видов деятельности, в которых  у ребёнка проявляется слабая подготовка или к которым у  него ещё нет интереса. Прибегая к этому воспитательному приёму, следует помнить об опасности духа нездорового соперничества, стремления добиться первенства любой ценой (например, обманом), возникновения зависти к победителю. Поэтому важно позаботиться, чтобы каждый ребёнок пережил успех, если не полный, то частичный, страхующий от ощущения неполноценности, обречённости из-за поражения. В этой связи имеет смысл разносторонне оценивать деятельность соревнующихся. Например, о выполнении трудового задания можно судить не только по конечному продукту, его количеству и качеству, но и по особой тщательности, красоте исполнения, внесению творческих элементов, оказанию помощи сопернику и т. д. Кому-то достанется семейный приз за объём выполненной работы, а кому-то за изящество отделки, рационализацию производственного процесса и т. д. При таком подходе каждый участник домашнего состязания, турнира, конкурса получает заряд бодрости и оптимизма, то есть стимул к совершенствованию своих знаний, умений, способностей.

Ребёнок нуждается  в поощрении как проявлении умной родительской ласки, внимания к своим добрым делам. Доставляя чувство радости, морального удовлетворения, оно побуждает к анализу и повторению отмеченного поступка. Родительское равнодушие к тому хорошему, что только намечается в личностном развитии ребёнка, может затормозить этот процесс.

Поощрение как воспитательное воздействие предполагает разумную меру и педагогически целесообразную форму. Далеко не каждое поощрение способствует накоплению положительного опыта. По словам основоположника отечественной теории семейного воспитания П. Ф. Лесгафта, безмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. Распространённой формой поощрения является похвала как развёрнутая положительная характеристика поступка, тактичное выражение родительского удовлетворения, не наталкивающее ребёнка на ложную мысль о превосходстве над другими.

Для подтверждения  правильности действий ребёнка важно  одобрение. Оно может быть выражено не только словами («хорошо», «молодец»  и т. п.), но и жестом, ласковым взглядом, побуждая ребёнка довести дело до конца. Одобрение особенно важно, когда выполняется непривычное или не совсем приятное поручение. Эффективно также оказание доверия, поручение нового ответственного задания.

Ввиду своей материальности, наглядности заметный след в сознании ребёнка оставляет подарок, в особенности отвечающий его потребностям и интересам. Однако такое поощрение не следует применять часто, а только в тех случаях, когда сын или дочь проявили большое упорство и настойчивость в достижении поставленной цели (в учёбе, труде, преодолении плохих привычек). В качестве подарка ребёнку вручают книгу, игрушку, музыкальный инструмент, фотоаппарат, спортивные принадлежности, то есть то, что может способствовать совершенствованию его духовных потребностей, познавательных и эстетических интересов, формировать полезные  умения,   укреплять   здоровье.

Бывает целесообразно  обещание награды, когда от ребёнка  требуется длительное напряжение сил. Приятная перспектива облегчает  процесс преодоления трудностей. Этот вид поощрения не только теряет свою силу, но и отрицательно сказывается на отношении дочери или сына к родителям, если они забывают о своих обещаниях.

Допустимо ли награждение  ребёнка деньгами? Использование  этого вида поощрения требует  большой осторожности и оправдано лишь в тех случаях, если имеет точно определённое целевое назначение. Например, если мать решила поощрить увлечение сына зоологией приобретением аквариума, то ей вовсе не обязательно самой ехать в магазин. Мальчик может успешно сделать покупку сам. В семейном воспитании материальное поощрение играет несущественную роль, ибо высшей мерой выступает доброе слово отца или матери.

Принципиально недопустимы  сделки между родителями и детьми типа «ты мне — я тебе», прививающие  холодную расчётливость и корыстолюбие. Поощрение — средство внешнего побуждения. А важно, чтобы ребёнок осознал и то хорошее, что заключено в самом содержании поступка, понимал его пользу для окружающих. Поэтому имеет значение тактичный анализ нравственной сущности положительных дел и поступков.

Подлинная родительская любовь немыслима без требовательности. Если с помощью поощрений в  поведении ребёнка закрепляются добрые начала, то как лечебная мера против накопления негативного опыта  и упрочения дурных привычек выступает наказание. Причиняя неприятные переживания, наказание заставляет ребёнка осмыслить своё поведение и поступать в соответствии с общепринятыми нормами. Наказание как метод коммунистического воспитания не преследует цели подавления личности ребёнка, а направлено на закаливание его характера, формирование способности управлять своим поведением. Доставляя огорчение, оно заставляет воздерживаться от повторения проступка, выполняет профилактическую роль, препятствуя накоплению нежелательного опыта.

Наказание нередко подкрепляет категорический родительский запрет, выраженный словом «нельзя». А. С. Макаренко предупреждал, что если ребёнок упражняется лишь в том, чтобы исполнять все желания, и не умеет затормозить себя, у него не будет сильной воли.

Наказание не воспитывает само по себе. Оно воздействует положительно лишь тогда, когда вызывает в душе ребёнка переживание   вины,   стыда   за   проступок, искреннее раскаяние. Если же у него возникает слепой страх перед родительской властью, молчаливое озлобление из-за несправедливости, оно лишено педагогического смысла.

«...Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадёжно»,— подчёркивал  известный польский педагог и  врач Януш Корчак (Избранные педагогические произведения. М., 1979. С. 64).

В семьях, в которых  злоупотребляют наказаниями, дети растут неискренними, замкнутыми. Подчёркивая  тормозящую силу наказания, нельзя не отметить, что оно призвано формировать  положительную мотивацию, активизировать сознательное стремление ребёнка поступать должным образом. Это становится возможным, если родители помогают ему понять неприглядность проступка, его вред.

В хорошей семье  наказание является чрезвычайным происшествием. Его частота — своеобразное мерило правильности воспитательной линии  отца и матери, благополучия взаимоотношений в их микроколлективе. Следует учитывать, что наказание на какое-то время отдаляет ребёнка от родителей, даёт почувствовать своё неравноправие. Чем ребёнок старше, тем он острее переживает это. Особенно болезненной бывает реакция подростка. Наказывая, родители невольно фиксируют внимание ребёнка на нежелательных проявлениях. Частые родительские санкции опасны с точки зрения развития комплекса неполноценности. Наказывают далеко не за каждый проступок. Если это проявление возрастного невежества, то долг родителей терпеливо разъяснить сущность того или иного житейского правила. Искреннее раскаяние ребёнка смягчает, а подчас снимает вопрос о наказании. Не должно быть шумных сцен из-за нечаянно разбитой чашки или пятен на скатерти.

Информация о работе Семейное воспитание