Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования явился подбор комплекса коррекционно-развивающих игр, упражнений для оптимизации процесса развития свойств внимания младших школьников с ЗПР (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) Анализ литературы по данной теме.
2) Выдвижение гипотезы эксперимента.
3) Выбор методов исследования особенностей внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР.
4) Изучение внимания детей с ЗПР младшего школьного возраста.
5) Подбор приемов и средств развития свойств внимания для данной группы ребят.
6) Составление программы работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР.
7) Анализ результатов исследования.
8) Формулировка выводов и разработка рекомендаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1
1.1 Успешное обучение и факторы на него влияющие
1.2 Особенности внимания младших школьников с ЗПР
1.3 Пути развития внимания младших школьников с ЗПР
Выводы
Глава 2. Экспериментальная
2.1 Методы диагностики внимания у детей с ЗПР
2.2 Программа работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР
2.3 Результаты эксперимента
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 265.84 Кб (Скачать)

 

Дефицит внимания, по З.Тржесоглаве, характеризуется наличием короткого промежутка собственно внимательного поведения: ребенок рассеян, дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания. Ошибки чаще возникают из-за невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала. Наблюдается повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зрительные стимулы, детали собственной одежды и т. п.

В настоящее время  по отношению к детям, у которых  на первое место выходят исключительно  нарушения внимания, осложненные  повышенной двигательной и речевой  активностью, стали использовать термин "синдром дефицита внимания с  гиперактивностью" (СДВГ).

На первое место  среди причин, вызывающих данное нарушение  ставят причины биологического характера, в частности слабое развитие лобных долей, которые отвечают за программирование и контроль поведения, а также  нарушения ретикулярной формации (блок активации).

 

 

Таблица 2

 

Среди неблагоприятных  факторов отмечается также отягощенный  акушерский анамнез, нежелательность  беременности и попытки ее прервать, травмы при рождении и малый вес  при рождении.

Кроме того, отмечается и значение генетического фактора. Замечено что в большом проценте случаев у родителей детей  с СДВГ в детстве наблюдались  те же симптомы. Была выдвинута гипотеза о существовании наследственной предрасположенности к этому  заболеванию (Т. Б. Глезерман).

Не исключаются  и причины социально-психологического порядка, такие, как стресс матери во время беременности, неблагоприятная  семейная обстановка.

Распространенность  данного нарушения в разных странах  колеблется от 24 до 40% среди детей, испытывающих трудности в адаптации. По данным Н. Н. Заваденко, частота проявлений данного синдрома в общеобразовательной школе — 6,6%, при этом среди мальчиков эта цифра составила 11,2%, а среди девочек — 2%.

Несмотря на описанные  выше общие недостатки внимания, у  детей с ЗПР наблюдается большой  индивидуальный разброс показателей, характеризующих их деятельность:

  • у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются по мере продолжения работы;
  • у других — максимальная концентрация внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности;
  • у третьих — наблюдаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

1.3 Пути  развития внимания младших школьников  с ЗПР

 

Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано  с появлением новых интересов, расширением  кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.

Развитие внимания в онтогенезе анализировал Л.С. Выготский. Он писал, что "культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов - знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание". [9]

Процесс возрастного  развития внимания, по мнению А.Н. Леонтьева, - это улучшение внимания с возрастом  под влиянием внешних стимулов. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. С  первых дней жизни ребенка внимание в значительной степени оказывается  направляемым с помощью слов-стимулов.

На протяжении младшего школьного возраста внимание ребенка  становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это ярко проявляется в формировании у ребенка произвольного действия.

Так, Н.Н. Поддъяковым, изучавшим особенности автоматизации действия у детей 6-7 летнего возраста, были получены данные, свидетельствующие о повышении эффективности внимания при формировании действия. Он предлагал ребенку гасить разноцветные лампочки, зажигавшиеся на пульте в определенной последовательности, и регистрировал количество ориентировочных реакций на сигналы (лампочки) и объекты действия (кнопки). В отличие от дошкольников 3,54 лет, которые долго не могли установить расположение лампочек в пространстве и последовательность их зажигания, дошкольники 6,5-7 лет находили их одним-двумя движениями головы. К началу школьного возраста постепенно появляется опыт управления своим вниманием, умение более или менее самостоятельно его организовывать, сознательно направлять на определенные предметы, явления, удерживаться на них.

Произвольное внимание тесно связано с речью. В 6-7 летнем возрасте произвольное внимание формируется  в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения  ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется  произвольное внимание.

Внимание в детстве  носит преимущественно непроизвольный характер. Ряд отечественных психологов (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Ф. Добрынин и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Непроизвольное внимание развивается в течение всего дошкольного детства. Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардин и Н.В. Лаврова отмечают, что дальнейшее развитие непроизвольного внимания связано с обогащением интересов. По мере того, как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому кругу предметов и явлений.

  • 6) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;
  • 7) в 7 -летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;
  • 8) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

- расширяется объем  внимания;

- возрастает устойчивость  внимания;

- формируется произвольное  внимание.

Объем внимания в  значительной степени зависит от прошлого опыта и развития ребенка. Младший школьник способен удерживать в поле зрения небольшое количество предметов или явлений.

Исследования психологов показывают, что развитие произвольного  внимания в случае грамотного управления этим процессом в течение первого  года обучения может происходить  довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у детей умения работать целенаправленно. Первоначально  цель перед ребенком ставит взрослый, оказывая помощь в ее достижении. Развитие произвольного внимания у детей  идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам ставит и  контролирует их достижение.

Физиологической основой  непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс. Данная форма  внимания преобладает у дошкольников и встречается у младших школьников в начале обучения. Реакция на все  новое и яркое достаточно сильна в данном возрасте. Ребенок еще  не может управлять своим вниманием  и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Внимание ребёнка  тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не только делать трудное, непонятное доступным и понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ними и произвольное внимание.

Даже при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают эмоциональное переживание, которое оказывает тормозное внимание на мыслительную деятельность. И если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники не замечают ее. С развитием и совершенствованием мыслительной деятельности дети все в большей степени становятся способными сосредоточить свое внимание на главном, основном, существенном.

Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются в дошкольном детстве  и развиваются в начальной  школе . Развитие произвольного внимания в период начального обучения предполагает формирование трех умений:

  • принятие постепенно усложняющихся инструкций;
  • удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
  • развитие навыков самоконтроля.

Одна из задач  развития внимания - формирование контрольной  функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять  результаты своей деятельности. В  этом многие психологи видят основное содержание внимания: становление умственного  действия контроля можно обеспечить при самостоятельной работе детей  с программированным учебным  материалом.

Организация материалов в коррекционно-развивающем занятии  позволяет:

  • планировать действия контроля;
  • действовать в соответствии с намеченным планом;
  • постоянно производить операцию сличения с имеющимся образцом.

Такое построение работы дает возможность индивидуализировать  деятельность каждого ребенка соответственно его оптимальному темпу и степени  активности.

Истоки произвольного  внимания находятся вне личности ребенка. Это означает, что само по себе развитие непроизвольного внимания не гарантирует возникновения произвольного. Последнее формируется благодаря  тому, что взрослые включают ребенка  в новые виды деятельности и при  помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослый тем  самым дает ему средства, с помощью  которых он впоследствии начинает и  сам управлять своим вниманием.

Универсальным средством  организации внимания является речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных  указаний. В дальнейшем ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание для достижения результата. По мере развития планирующих функций  речи ребенок становится способным  заранее организовывать свое внимание на предстоящей деятельности, формулировать  словесные инструкции для выполнения действия.

На протяжении младшего школьного возраста использование  речи для организации собственного внимания резко возрастает. Таким  образом, произвольное внимание формируется  в связи с возрастным развитием  речи и ее роли в регуляции поведения  ребенка.

Хотя дети и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста. Детям трудно сосредоточиваться  на однообразной и малопривлекательной  для них деятельности, в то время  как в процессе игры или решения  эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго  оставаться вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными.

Эта особенность  является одним из оснований, по которым  коррекционно- развивающая работа может строиться на занятиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание младших школьников на достаточно высоком уровне.

Для поддержания  устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:

  • отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;
  • привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;
  • возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;
  • создание благоприятных условий для деятельности, Т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его;
  • тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей.

Для детей с невнимательностью  характерно отсутствие предварительной  готовности к активной работе на занятии. Они постоянно отвлекаются от основного вида деятельности. Мимика и поза очень ярко свидетельствуют  об их невнимательности. Главным показателем  невнимательности являются низкая продуктивность и большое количество ошибок в выполняемой работе.

Информация о работе Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей с ЗПР