Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования явился подбор комплекса коррекционно-развивающих игр, упражнений для оптимизации процесса развития свойств внимания младших школьников с ЗПР (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) Анализ литературы по данной теме.
2) Выдвижение гипотезы эксперимента.
3) Выбор методов исследования особенностей внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР.
4) Изучение внимания детей с ЗПР младшего школьного возраста.
5) Подбор приемов и средств развития свойств внимания для данной группы ребят.
6) Составление программы работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР.
7) Анализ результатов исследования.
8) Формулировка выводов и разработка рекомендаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1
1.1 Успешное обучение и факторы на него влияющие
1.2 Особенности внимания младших школьников с ЗПР
1.3 Пути развития внимания младших школьников с ЗПР
Выводы
Глава 2. Экспериментальная
2.1 Методы диагностики внимания у детей с ЗПР
2.2 Программа работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР
2.3 Результаты эксперимента
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 265.84 Кб (Скачать)

Причинами низкой сосредоточенности  в младшем школьном возрасте являются:

  • недостаточная интеллектуальная активность;
  • несформированность навыков и умений учебной деятельности;
  • несформировавшаяся воля.

При организации  коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов  внимания. К факторам привлечения  внимания относятся:

  • -структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию);
  • организация занятия (четкое начало и окончание; наличие необходимых условий для работы и т.д.);
  • темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном - работа не захватывает ребенка);
  • последовательность и систематичность требований взрослого;
  • смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.

Под влиянием различных  видов деятельности внимание младшего школьника достигает достаточно высокой степени развития, что  обеспечивает ему возможность успешного  обучения.

Распределение внимания у младших школьников развито  недостаточно. Если ребенок находит  ответ на заданный вопрос, он уже  не в состоянии следить за своим  поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время школьных занятий. Ребенку  трудно сидеть неподвижно и при письме, рисовании, лепке, ведь при этом надо быть внимательным к процессу написания слов, изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к своей позе. Поэтому взрослому необходимо тратить немало сил и времени для формирования правильной позы у детей при письме и чтении.

 

Выводы

 

У каждого ребенка  – свои индивидуальные особенности, в том числе и особенности  развития внимания. Поэтому выбор  направления коррекционной работы сложен и ответствен. Именно совместная деятельность педагога и психолога  обеспечивает индивидуальный подход к  ребенку на основе понимания его  психологических особенностей. Позволяет  своевременно выявлять нарушения в  психическом развитии, в том числе  и внимания, как "составной части  поэтапного формирования умственных действий" [9], и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь.

Коррекционно-развивающую  работу с нуждающимися в ней детьми, целесообразно проводить в группах  развития. В этих группах реализуется  развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить  детей считать, писать, читать. Главная  задача – довести психологическое  развитие ребенка до уровня готовности к дальнейшему успешному обучению.

 

Глава 2. Экспериментальная

2.1 Методы  диагностики внимания у детей  с ЗПР

 

Психодиагностика  свойств внимания младшего школьника  с ЗПР должна быть направлена как  на детальное изучение развития природных  или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное  обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.

Одним из важных условий  получения достоверных результатов  является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между  психологом и ребенком. Для налаживания  такого контакта необходимо проводить  обследование в знакомой ребенку  обстановке. Надо создать условия, при  которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым (малознакомым) человеком. Работу с ребенком следует  начать с игры, постепенно включая  его в требуемые методикой  задания. Отсутствие интереса и мотивации  к заданию может свести все  усилия психолога на нет.

В случае быстрого утомления нужно прервать занятия и дать возможность ребенку походить или сделать физические упражнения.

Необходимо учитывать  требуемое для проведения исследования время. В целом, обследования занимает от 30 до 60 минут.

Для проведения обследования следует создать подходящую обстановку (нежелательны яркие, необычные предметы, которые могут отвлечь внимание ребенка от предложенных заданий).

Обследование необходимо проводить за столиком, размеры которого соответствуют росту ребенка. Школьника  не усаживают лицом к окну, чтобы  происходящее на улице не отвлекало  его.

Работе психолога  с ребенком никто не должен мешать. Во время обследования психолог ведет  протокол и фиксирует:

  • предлагаемые задания и уровень их выполнения;
  • оказываемую ребенку помощь и степень его обучаемости;
  • возможности самостоятельного исправления ошибок;
  • характер контакта со взрослым;
  • отношение к выполнению заданий;
  • уровень активности при выполнении заданий.

В своем исследовании мы использовали следующие методики диагностики свойств внимания:

  • Методика 1. Тест Бурдона в модификации П. А. Рудника.

Задачей данного  исследования является выявление концентрации, точности и продуктивности внимания.

Цель: измерение  количественных характеристик внимания: концентрации, точности и продуктивности, а также динамики этих характеристик  в процессе кратковременной работы. (Описание Приложение 1.1)

  • Методика 2. Запомни и расставь точки. [21].

Цель: определение  объема внимания. (Описание Приложение 1.2)

  • Методика 3. Диагностика особенностей внимания [27]

Цель: определение  эффективности внимания. (Описание Приложение 1.3)

  • Методика 4. Оценка уровня развития произвольного внимания

Цель: выявление  уровня развития устойчивости и объема произвольного внимания. (Описание Приложение 1.4)

  • Методика 5. Тест переплетенных линий

Цель: определение  уровня развития устойчивости внимания. (Описание Приложение 1.5)

 

2.2 Программа  работы по развитию внимания  у младших школьников с ЗПР

 

Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия.

Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на принцип:

  • системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  • единства диагностики и коррекции;
  • приоритетности коррекции причинного типа;
  • деятельностный принцип коррекции;
  • учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
  • комплексности методов психологического воздействия;
  • активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной программе;
  • опоры на разные уровни организации психических процессов;
  • программированного обучения;
  • возрастания сложности;
  • учета объема и степени разнообразия материала;
  • учета эмоциональной окрашенности материала.

Принцип системности  коррекционных, профилактических и  развивающих задач отражает взаимосвязь  развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.

Другими словами, каждое качество ребенка находится на различных  уровнях развития в отношении  разных его аспектов

  • на уровне благополучия, что соответствует норме развития;
  • на уровне риска, что означает угрозу возникновения потенциальных трудностей развития;
  • на уровне актуальных трудностей развития, что объективно выражается в различного рода отклонениях от нормативного хода развития.

В этом факте проявляется  закон неравномерности развития. Поэтому отставание и отклонение в развитии некоторых сторон личности закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов  и потребностей с высокой вероятностью приводит к отставанию в развитии логического операционального интеллекта.

При определении  целей и задач коррекционно-развивающей  работы нельзя ограничиваться лишь актуальными  проблемами и сиюминутными трудностями  развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Вовремя принятые превентивные меры позволяют предупредить различного рода отклонения в развитии. С другой стороны, взаимообусловленность в  развитии различных сторон психики  ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон посредством механизма компенсации. Любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию  отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий  для наиболее полной реализации потенциальных  возможностей гармонического развития личности.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей  работы должны быть сформулированы как  система задач трех уровней:

  • коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
  • профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
  • развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может  обеспечить успех и эффективность  коррекционно-развивающей работы.

Принцип единства диагностики  и коррекции отражает целостность  процесса оказания психологической  помощи.

Принцип реализуется  в двух аспектах.

1. Началу осуществления  коррекционной работы обязательно  должен предшествовать этап комплексного  диагностического обследования, позволяющий  выявить характер и интенсивность  трудностей развития, сделать заключение  об их возможных причинах и  на основании этого заключения  сформулировать цели и задачи  коррекционно-развивающей программы.

Эффективная коррекционная про грамма может быть построена лишь на основе тщательного психологического обследования. В то же время самые точные диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятии.

2. Реализация коррекционно-развивающей  программы требует от психолога  постоянного контроля динамики  изменений личности, поведения и  деятельности, эмоциональных состояний,  чувств и переживаний ребенка.  Такой контроль позволяет внести  необходимые коррективы в задачи  программы, методы и средства  психологического воздействия на  ребенка. Иначе говоря, каждый  шаг в коррекции должен быть  оценен с точки зрения его  воздействия с учетом конечных  целей программы.

Таким образом, контроль динамики и эффективности коррекции, в свою очередь, требует постоянной диагностики на протяжении коррекционной  работы.

Принцип приоритетности коррекции причинного типа.

Выделяют два  типа коррекции в зависимости  от ее направленности: симптоматическую и каузальную (причинную).

Симптоматическая  коррекция направлена на преодоление  внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция причинного (каузального) типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих  проблемы и отклонения. Очевидно, что  только устранение этих причин может  обеспечить наиболее полное разрешение проблем.

Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых ребенком трудностей. Показателен в  этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов детей лежат во внутрисемейных отношениях и связаны, например, с эмоциональным непринятием ребенка родителями и глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии дает лишь нестойкий, кратковременный эффект.

Информация о работе Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей с ЗПР