Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования явился подбор комплекса коррекционно-развивающих игр, упражнений для оптимизации процесса развития свойств внимания младших школьников с ЗПР (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) Анализ литературы по данной теме.
2) Выдвижение гипотезы эксперимента.
3) Выбор методов исследования особенностей внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР.
4) Изучение внимания детей с ЗПР младшего школьного возраста.
5) Подбор приемов и средств развития свойств внимания для данной группы ребят.
6) Составление программы работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР.
7) Анализ результатов исследования.
8) Формулировка выводов и разработка рекомендаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1
1.1 Успешное обучение и факторы на него влияющие
1.2 Особенности внимания младших школьников с ЗПР
1.3 Пути развития внимания младших школьников с ЗПР
Выводы
Глава 2. Экспериментальная
2.1 Методы диагностики внимания у детей с ЗПР
2.2 Программа работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР
2.3 Результаты эксперимента
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 265.84 Кб (Скачать)

Интерпретация.

Методика позволяет  оценить скорость и продуктивность работы, а также количество и качество допущенных ошибок.

Графический диктант

Цель: выяснение  наиболее типичных причин, приводящих к трудностям в начальном обучении, проверка умения слушать и выполнять  указания взрослого, способность работать в коллективе.

Описание: на тетрадном  листе в клетку ребенок выполняет  четыре задания (одно из них — тренировочное) под диктовку взрослого, с дальнейшим самостоятельным выполнением узора. По количеству ошибок определяют уровень  развития ориентации.

Оборудование: тетрадный  лист в клетку, простой отточенный карандаш, протокол для фиксации параметров.

Инструкция: "Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить  линии, а вы рисуйте то, что я  диктую. Вы помните, где у вас правая рука? Правильно, это та, в которой  карандаш. Ну-ка вытяните ее в сторону. Куда она показывает?

  • На дверь.
  • Значит, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы проведете ее в сторону двери. А куда показывает левая рука?
  • К окну.
  • Правильно. Когда я скажу ."налево", вы проведете линии по направлению к окну. Я буду говорить не только, в какую сторону проводить линию, но и какой она должна быть длины — в одну или в две клеточки. Рисуйте только то, что я скажу. Когда проведете линию, остановитесь и ждите, пока я не скажу, как проводить следующую. Новую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая".

На листе у  каждого ребенка должны быть заранее  поставлены точки для начала узоров.

Всего в задании  четыре узора. Первый узор тренировочный, его можно показать на доске, можно  помочь детям, если нужно. Второй, третий и четвертый рисунки выполняются  под диктовку экспериментатора (помогать, исправлять нельзя).

После того как дана инструкция, диктуйте:

— Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна направо. Одна вверх. Одна направо. Одна вниз. А теперь сами рисуйте узор до конца строки.

При правильном выполнении "диктанта" должен получиться такой  узор:

 

 

Если какой-то ребенок  допускает ошибки, поправьте его: этот узор тренировочный. Рисуя его, дети должны лучше понять инструкцию. Когда этот узор готов, покажите детям, откуда начинать следующий, и диктуйте:

— Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Две клетки направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Две направо. Две вверх. Одна на право. Одна вверх. Две направо. Одна вниз. Одна направо. Две вниз. Две направо. Дальше рисуйте узор сами.

Теперь уже по ходу рисования не дается никаких  дополнительных указаний, ошибки не исправляются. Когда узор доведен до конца строки, начинайте диктовать следующий:

— Две клетки вверх. Две клетки направо. Одна клетка вниз. Одна клетка налево (слово "налево" нужно слегка подчеркнуть голосом). Одна вниз. Две направо. Дальше рисуйте сами. И, наконец, последний узор:

— Одна клетка вверх. Две клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Две направо. Одна вниз. Одна налево. Две вниз. Одна направо. Одна клеточка вверх. Две направо. Одна вверх. Одна налево. Две вверх. Одна направо. Одна вниз. Две направо. Одна вниз. Одна направо. А дальше рисуйте сами.

Диктуемые узоры  должны выглядеть так:

Фиксируемые параметры: ошибки в ходе выполнения каждого  задания.

Нормативы: оценка уровня выполнения каждого из узоров, кроме тренировочного. Выполнение узора под диктовку и его самостоятельное продолжение оцениваются отдельно:

4 балла — самый  высокий уровень — безошибочное  воспроизведение.

3 балла — имеются  одна-две ошибки.

2 балла — больше  двух ошибок.

1 балл — ошибок  больше, чем правильно воспроизведенных  участков.

О баллов — правильных участков нет.

Теперь сложите  все баллы, полученные ребенком за выполнение узоров под диктовку (сумма может  составить от нуля, если все выполнено  совершенно неверно, до 12 баллов, если три основных узора воспроизведены безошибочно.О хорошем уровне ориентации на указания взрослого свидетельствует балл не ниже 8-9.


Информация о работе Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей с ЗПР