Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:08, реферат
Вниманию отводят ключевую роль в регуляции психических процессов и познавательной деятельности на всех этапах индивидуального развития. Успешность в обучении, в овладении той или иной деятельностью зависит в значительной степени от внимания ребенка, поскольку внимание является неспецифической основой любого успешно протекающего психического процесса. Оно всегда включено в деятельность, является важнейшим условием ее продуктивности и выступает в единстве с различными психическими процессами — познавательными, эмоциональными, волевыми.
1. Функции и виды внимания
2. Развитие внимания у детей раннего возраста
3. Развитие внимания у детей дошкольного возраста
4. Пути и средства организации и поддержания внимания детей
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Введение
Внимание — это
Внимание имеет внешние и внутренние проявления. К первым относят напряженную позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым - изменения в организме, например учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и пр.
Внимание человека может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь. Оно не только создает наилучшие условия для психической деятельности как взрослого, так и ребенка, но и несет «сторожевую службу», помогая своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в самом себе, собственном организме.
Традиционные виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательным и применению волевых усилий для его поддержания. Данная классификация включает непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с объектом, связано с интересами, потребностями, склонностями человека. Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания, например ребенок противостоит отвлечениям, продолжая готовить домашнее задание. Послепроизвольное внимание наблюдается тогда, когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает.
Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется по тому, насколько человек углублен в работу. Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий, например рассказывает стихотворение, перемещаясь по комнате.
Вниманию отводят ключевую роль
в регуляции психических
Внимание в жизни и
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.
Непосредственное внимание управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов и т. д.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.
Наконец можно различать чувственное
и интеллектуальное внимание. Первое
по преимуществу связано с эмоциями
и избирательной работой
2. Развитие внимания у детей раннего возраста
Характерными особенностями
внимания детей раннего
Первые проявления внимания
можно заметить в самые ранние
периоды жизни новорожденного. Так,
например, раздражители, связанные
с питанием, в первую очередь
вызывают ориентировочные
Таким образом, в ответ
на зрительные или слуховые
сигналы возникает
Начиная со второго месяца заметно увеличивается время сосредоточения малыша на ярких игрушках. Причем длительность этого акта увеличивается, если игрушка звучащая или ее показ сопровождается речью человека. Ребенок трех месяцев более продолжительное время будет слушать звук погремушки, если он видит ее. Услышав речь взрослого, ребенок поворачивает голову в сторону говорящего и слушает произносимые им звуки дольше, если он видит этого человека.
Характерной особенностью
При изучении сравнительной
привлекательности различных
С пятого-шестого месяца
Нельзя забывать, что к 6 месяцам
возрастает расстояние до
Важным показателем
Развитие речи, появление потребности
в общении с другими людьми,
возникновение интереса к их
действиям, речи приводят к
тому, что ребенок начинает обращать
внимание на более широкий
круг явлений окружающей
В этот период у малыша
появляется новая качественная
особенность внимания. Теперь он
может быть внимательным не
только к эмоциональному
Таким образом, уже к 3 годам
ребенок может быть
Особенности развития внимания в период младенчества и раннего детства:
- первоначально выступает как реакция сосредоточения;
- сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними;
- сосредоточение влечет за
- появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.
- расширяется круг предметов,
их признаков, а также
- малыш сосредоточен на
- под влиянием речи у ребенка
начинают складываться
- внимание малыша слабо