Развитие внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:08, реферат

Описание работы

Вниманию отводят ключевую роль в регуляции психических процессов и познавательной деятельности на всех этапах индивидуального развития. Успешность в обучении, в овладении той или иной деятельностью зависит в значительной степени от внимания ребенка, поскольку внимание является неспецифической основой любого успешно протекающего психического процесса. Оно всегда включено в деятельность, является важнейшим условием ее продуктивности и выступает в единстве с различными психическими процессами — познавательными, эмоциональными, волевыми.

Содержание

1. Функции и виды внимания
2. Развитие внимания у детей раннего возраста
3. Развитие внимания у детей дошкольного возраста
4. Пути и средства организации и поддержания внимания детей

Работа содержит 1 файл

детская психология контрольная.docx

— 36.74 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………….стр.1

  1. Функции и виды внимания…………………………………………………..стр.2
  2. Развитие внимания у детей раннего возраста………………………….стр.4
  3. Развитие внимания у детей дошкольного возраста……………………стр.7
  4. Пути и средства организации и поддержания внимания детей……..стр.8
  5. Библиография………………………………………………………………..стр.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Внимание — это направленность  психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную  значимость (Н. Ф. Добрынин1). Ребенок не может быть внимательным вообще. Его внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: он всматривается, вслушивается, отгадывает загадку, пытается прочитать слово в «Букваре» или увлеченно рисует, играет...

Внимание имеет внешние и  внутренние проявления. К первым относят  напряженную позу, сосредоточенный  взгляд, ко вторым - изменения в организме, например учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови  и пр.

Внимание человека может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь. Оно  не только создает наилучшие условия  для психической деятельности как взрослого, так и ребенка, но и несет «сторожевую службу», помогая своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в самом себе, собственном организме.

Традиционные виды внимания разделяют  по наличию цели быть внимательным и применению волевых усилий для  его поддержания. Данная классификация  включает непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с объектом, связано с интересами, потребностями, склонностями человека. Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания, например ребенок противостоит отвлечениям, продолжая готовить домашнее задание. Послепроизвольное внимание наблюдается тогда, когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает.

Об уровне развития внимания говорит  сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется по тому, насколько человек углублен в работу. Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий, например рассказывает стихотворение, перемещаясь по комнате.

Вниманию отводят ключевую роль в регуляции психических процессов  и познавательной деятельности на всех этапах индивидуального развития. Успешность в обучении, в овладении той  или иной деятельностью зависит  в значительной степени от внимания ребенка, поскольку внимание является неспецифической основой любого успешно протекающего психического процесса. Оно всегда включено в  деятельность, является важнейшим условием ее продуктивности и выступает в  единстве с различными психическими процессами — познавательными, эмоциональными, волевыми.

 

 

 

  1. Функции и виды внимания

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных  функций. Оно активизирует нужные и  тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические  процессы, способствует организованному  и целенаправленному отбору поступающей  в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте  или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально  обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное  и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с  самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать  на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.

Непосредственное внимание управляется  ничем, кроме того объекта, на который  оно направлено и который соответствует  актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов и т. д.

Непроизвольное внимание не связано  с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует  усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного  времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.

Наконец можно различать чувственное  и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов  чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли.

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие внимания у детей раннего возраста

 Характерными особенностями  внимания детей раннего возраста  является то, что оно подвержено  значительным колебаниям, привлекается  яркими и сильными раздражителями; с возрастом увеличивается роль  слова в организации и поддержании его.

 Первые проявления внимания  можно заметить в самые ранние  периоды жизни новорожденного. Так,  например, раздражители, связанные  с питанием, в первую очередь  вызывают ориентировочные реакции  ребенка и изменяют характер  его поведения. Однако вначале  внимание носит непроизвольный  характер. Наиболее ранние проявления  зрительного и слухового сосредоточения  были зафиксированы в середине  первого месяца жизни ребенка.  Слуховое сосредоточение проявляется  на второй-третьей неделе после  рождения. Оно выражается в том,  что при звуке звонка или  другого раздражителя малыш замолкает,  прекращаются его движения. Молчит  он до тех пор, пока не  умолкает сигнал раздражителя. На  третьей-четвертой неделе заметно  сосредоточение ребенка на голосе  взрослого человека, который разговаривает  с ним: малыш замолкает, движения  прекращаются. Примерно в то же  время появляется и зрительное  сосредоточение. Так же как и  слуховое, оно выражается в задержке  движений ребенка в момент  сосредоточения, в фиксировании глаз на предмете.

 Таким образом, в ответ  на зрительные или слуховые  сигналы возникает кратковременная  задержка импульсивных движений, т. е. происходит зрительное  или слуховое сосредоточение, которое  является важным моментом бодрствования  ребенка на первом месяце его  жизни. Появление сосредоточений  придает бодрствованию более активный характер.

 Начиная со второго месяца заметно увеличивается время сосредоточения малыша на ярких игрушках. Причем длительность этого акта увеличивается, если игрушка звучащая или ее показ сопровождается речью человека. Ребенок трех месяцев более продолжительное время будет слушать звук погремушки, если он видит ее. Услышав речь взрослого, ребенок поворачивает голову в сторону говорящего и слушает произносимые им звуки дольше, если он видит этого человека.

 Характерной особенностью проявления  ранних форм внимания на втором  и третьем месяцах жизни является  то, что его привлекает взрослый  человек. Общаясь с ребенком, взрослый  вызывает у него ответную реакцию в виде комплекса оживления.

 При изучении сравнительной  привлекательности различных предметов  и человека для младенцев первого  года жизни оказалось, что время  сосредоточения внимания ребенка  по отношению к движущимся  объектам в 3-4 раза больше, чем  к неподвижным, и в 4-5 раз  больше к человеку, чем к другим  объектам. Таким образом, к концу первого полугодия ребенок настолько дифференцирует свое восприятие, что для него становится возможным выделение из окружающей среды человека, его движений и производимых им звуков, это находит свое отражение в значительном увеличении времени сосредоточения на нем. На протяжении всего первого года, а также в более поздние периоды жизни ребенка взрослый является наиболее сильнодействующим раздражителем, способным вызвать и поддержать внимание ребенка.

 С пятого-шестого месяца жизни  объектом внимания у младенца  все чаще становится предмет,  которым он манипулирует. Научившись  манипулировать предметом, разбирать  и складывать его определенным  образом, ребенок получает возможность  самостоятельно изменять его  внешний вид. Такая возможность  вызывает значительную активность  детей, которая является важнейшим  условием Поддержания и развития их внимания.

 Нельзя забывать, что к 6 месяцам  возрастает расстояние до объекта,  на кото- Ром ребенок фиксирует свой взгляд, а также длительность сосредоточения на этом объекте.

 Важным показателем психического  развития ребенка является тот  факт, что к концу первого года  он может действовать с несколькими  предметами. Может стучать одной  погремушкой о другую, вкладывать  маленькую коробку в большую. Это говорит о появлении распределения внимания и об увеличении его объема. В этот период воспитатель должен привлекать внимание малыша к деятельности с 2-3 предметами. Но сначала нужно показать ребенку эти действия, сделать их разнообразными и постепенно довести общее количество предметов до 3-4, что позволит развивать устойчивость, распределение и объем внимания ребенка. Большое значение для развития внимания ребенка имеет овладение им ходьбой, поскольку увеличивается количество объектов, попадающих в сферу его деятельности. Теперь ребенок сам может разбирать и собирать пирамидку, перевозить ее в игрушечном автомобиле. Длительность такого сосредоточения достигает 10 минут.

 Развитие речи, появление потребности  в общении с другими людьми, возникновение интереса к их  действиям, речи приводят к  тому, что ребенок начинает обращать  внимание на более широкий  круг явлений окружающей действительности. Если на 1-м году жизни внимание  ребенка привлекается кем-то или  чем-то, то на 2-м и особенно  на 3-м году он сам может направлять  свое внимание на новый предмет,  на речь взрослого. Ребенок  2-го года жизни самостоятельно  возится с каким-либо предметом,  внимательно рассматривает игрушку  или следит за речью и действиями  окружающих его людей.

 В этот период у малыша  появляется новая качественная  особенность внимания. Теперь он  может быть внимательным не  только к эмоциональному контакту  со взрослым, к предметам и действиям с ними, но и, что особенно важно, к значению слова, к значению речи. Если до этого времени слово взрослого только направляло внимание и сопровождало действия ребенка, то теперь он начинает постигать смысл речи, обращенной к нему.

 Таким образом, уже к 3 годам  ребенок может быть внимательным  ко всем основным явлениям  и предметам, которые его окружают. Более высокая степень развития внимания детей третьего года жизни позволяет соответствующим образом организовать проведение занятий со всей группой одновременно.

Особенности развития внимания в период младенчества и раннего детства:

- первоначально выступает как  реакция сосредоточения;

- сосредоточение обеспечивает  выделение из окружающего мира  эмоций, движений, речи человека, как  его отличительных признаков,  а также предметов и действий  с ними;

- сосредоточение влечет за собой  развитие познавательного отношения  к окружающему;

- появление свойств внимания  способствует зарождению более  сложных форм поведения и деятельности.

- расширяется круг предметов,  их признаков, а также действий  с ними, на которых сосредоточивается  ребенок;

- малыш сосредоточен на выполнении  несложных инструкций взрослого,  на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;

- под влиянием речи у ребенка  начинают складываться предпосылки  для развития произвольного внимания;

- внимание малыша слабо концентрировано,  неустойчиво, - наблюдаются трудности  переключения и распределения,  невелик его объем.

 

 

 

Информация о работе Развитие внимания