Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:47, реферат
Цель: изучить приемы развития внимания.
Задачи:
Дать наиболее полное определение термину «внимание».
Определить виды внимания.
Выделить свойства и функции внимания.
Выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания.
Исследовать работы ученых, связанные непосредственно с темой приемов развития внимания.
Введение
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного.
Высокую оценку внимания
на уровне мировоззрения и
в этическом аспекте можно
найти у многих авторов.
Цель: изучить приемы развития внимания.
Задачи:
1 Общее понятие о внимании. Определение
Психическая деятельность
не может протекать
Человек, занятый какой-либо работой, может не слышать о чем говорят другие и не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что он делает, что он обращает внимание на те или иные предметы, занимается ими, отвлекаясь от всего остального. Из этого следует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Например, в дружеской компании сначала мы слышим только общий шум голосов разговаривающих. Однако, достаточно, чтобы кто-либо вдруг обратился к нам, чтобы мы, несмотря на продолжающийся вокруг разговор, сразу начали воспринимать то, что говорят нам. Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность) определяют направление внимания человека.
Под направленностью
следует понимать, прежде всего,
избирательный характер
Внимание обычно выражается в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.
Внимание можно определить
как психофизиологический
2 Виды внимания
Психологи выделяют
ряд видов внимания. Таковыми
являются непроизвольное и
Непроизвольное внимание,
наиболее простое и
Возникновение непроизвольного
внимания связано с различными физическими,
психофизиологическими и
1. Характер и качество
раздражителя. Сюда надо включить,
прежде всего, его силу или
интенсивность. Важную роль
2. Ко второй группе
причин относятся те внешние
раздражители, которые соответствуют
внутреннему состоянию
3. Третья группа причин
связана с общей
Например, идя по одной
и той же улице, дворник
В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Произвольное внимание обычно связано с борьбой мотивов и побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.[5,с.206]
Природное внимание
дано человеку с самого его
рождения в виде врожденной
способности избирательно
Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.[4,с.207]
Социально обусловленное
внимание складывается
Непосредственное внимание
не управляется ничем, кроме
того объекта, на который оно
направлено и который
Опосредствованное внимание
регулируется с помощью
Чувственное и
3 Свойства и функции внимания
Внимание означает
связь сознания с определенным
объектом, его сосредоточенность
на нем. Особенности этой
Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания. Исследование преследует цель установить, насколько прочно и устойчиво оно сохраняется в течение длительного времени, отмечаются ли при этом колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.[6,с.198]
Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы
Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3-5-10 мин) вычеркивать заданные буквы. Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты и число обнаруженных пропусков. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.
Концентрация внимания
- это степень или интенсивность
сосредоточенности, т.е.
Под распределением
внимания понимают субъективно
переживаемую способность
Для исследования
Исследователи считают, что эти различия могут надежно отражать некоторые вариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом пользоваться в диагностических целях.[3,с.198-199]
Многие психологи считают,
что распределение внимания
Следующее свойство
внимания - это его объем. Известно,
что человек не может
Это ограничение вынуждает дробить поступающую информацию на части, не превышающие возможности человека. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания.
Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используют прибор - тахистоскоп - позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой.
Объем внимания - величина индивидуально изменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считается 5 одновременно ясно воспринимаемых объектов.
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет множество различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации. Со вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности.