Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:53, курсовая работа
Целью нашего исследования явился подбор комплекса коррекционно-развивающих игр, упражнений для оптимизации процесса развития свойств внимания младших школьников с ЗПР (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) Анализ литературы по данной теме.
2) Выдвижение гипотезы эксперимента.
3) Выбор методов исследования особенностей внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР.
4) Изучение внимания детей с ЗПР младшего школьного возраста.
5) Подбор приемов и средств развития свойств внимания для данной группы ребят.
6) Составление программы работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР.
7) Анализ результатов исследования.
8) Формулировка выводов и разработка рекомендаций.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1
1.1 Успешное обучение и факторы на него влияющие
1.2 Особенности внимания младших школьников с ЗПР
1.3 Пути развития внимания младших школьников с ЗПР
Выводы
Глава 2. Экспериментальная
2.1 Методы диагностики внимания у детей с ЗПР
2.2 Программа работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР
2.3 Результаты эксперимента
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
С 6-го занятия включается 6-е упражнение, время проведения занятия увеличивается на 5 минут. Что составляет 25 минут. Всего 20 занятий.[ 22]
Диагностический блок нашего эксперимента дал нам следующие результаты.
Методика 1. Тест Бурдона в модификации П.А. Рудника показал результаты до включения в программу и после её окончания:
Вывод: уровень концентрации внимания в среднем повысился на 9,2%.
2. Вычисление коэффициента точности (аккуратности) внимания дало следующие результаты:
"ДО" "ПОСЛЕ"
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
|
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 | |
Богданов Никита |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Богданов Никита |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
0,6 |
Дегтярёв Витя |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
Дегтярёв Витя |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
1 |
Зайцев Стёпа |
0,7 |
1 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
Зайцев Стёпа |
0,9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Савин Миша |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,9 |
Савин Миша |
0,8 |
1 |
1 |
0,9 |
1 |
Скоробогатько Надя |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,3 |
0,7 |
Скоробогатько Надя |
1 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,9 |
Чирков Дима |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
0,6 |
0,8 |
Чирков Дима |
1 |
1 |
1 |
0,8 |
0,9 |
Вывод: В ходе выполнения задания 2, выявилась динамика точности (аккуратности) внимания в процессе кратковременной работы.
На начало эксперимента: у 40% учащихся наибольший коэффициент точности внимания приходится на первую минуту работы, а у 30% учащихся на последнюю. Наименьший коэффициент точности внимания у 50% учащихся приходится на 4 минуту работы.
На момент завершения эксперимента: коэффициент точности (аккуратности) внимания у испытуемых повысился и его распределение по минутам имеет более высокие показатели. Например:
Богданов Никита
Зайцев Стёпа
3. Вычисление коэффициента продуктивности (эффективности) внимания показало:
А |
N |
Е=А* N | |
Богданов Никита |
А1=0,7 |
N1=243 |
E1=164 |
А2=0,6 |
N2=106 |
E2=62 | |
А3=0,5 |
N3=140 |
E3=73 | |
А4=0,5 |
N4=104 |
E4=55 | |
А5=0,5 |
N5=105 |
E5=56 | |
Дегтярёв Витя |
А1=0,7 |
N1=148 |
E1=110 |
А2=0,6 |
N2=96 |
E2=64 | |
А3=0,5 |
N3=183 |
E3=124 | |
А4=0,6 |
N4=75 |
E4=46 | |
А5=0,8 |
N5=183 |
E5=126 | |
Зайцев Стёпа |
А1=0,7 |
N1=113 |
E1=83 |
А2=1 |
N2=62 |
E2=62 | |
А3=0,8 |
N3=219 |
E3=177 | |
А4=0,9 |
N4=134 |
E4=115 | |
А5=0,9 |
N5=127 |
E5=109 | |
Савин Миша |
А1=0,6 |
N1=103 |
E1=64 |
А2=0,8 |
N2=136 |
E2=106 | |
А3=0,8 |
N3=85 |
E3=71 | |
А4=0,7 |
N4=246 |
E4=172 | |
А5=0,9 |
N5=122 |
E5=110 | |
Скоробогатько Надя |
А1=0,8 |
N1=180 |
E1=139 |
А2=0,7 |
N2=122 |
E2=79 | |
А3=0,6 |
N3=152 |
E3=97 | |
А4=0,3 |
N4=111 |
E4=28 | |
А5=0,7 |
N5=169 |
E5=113 | |
Чирков Дима |
А1=0,9 |
N1=113 |
E1=97 |
А2=0,8 |
N2=107 |
E2=86 | |
А3=0,9 |
N3=111 |
E3=99 | |
А4=0,6 |
N4=134 |
E4=86 | |
А5=0,8 |
N5=235 |
E5=193 |
Результат нахождения коэффициента продуктивности (эффективности) внимания (отнесенным ко всем 5 минутам работы) представим в виде сводной таблице для всей группы.
Коэффициента продуктивности внимания по каждой минуте работы | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Богданов Никита |
164 |
62 |
73 |
55 |
56 |
Дегтярёв Витя |
110 |
64 |
124 |
46 |
126 |
Зайцев Стёпа |
83 |
62 |
177 |
117 |
109 |
Савин Миша |
64 |
106 |
71 |
172 |
110 |
Скоробогатько Надя |
139 |
79 |
97 |
28 |
113 |
Чирков Дима |
97 |
86 |
99 |
86 |
193 |
Вывод: В ходе выполнения задания 3, на начало эксперимента выявилось, что у 40% учеников наивысший коэффициент продуктивности внимания приходится на первую минуту выполнения задания, а наименьший коэффициент продуктивности у 50% учеников приходится на 4 минуту работы, как и коэффициент точности внимания.
Методика 2. Запомни и расставь точки. [19].
Результат выявления уровня развития объёма внимания представим в виде сводной таблице для всей группы.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОБЪЁМА ВНИМАНИЯ "ДО" |
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОБЪЁМА ВНИМАНИЯ "ПОСЛЕ" | ||
Богданов Никита |
Низкий |
Богданов Никита |
Средний |
Дегтярёв Витя |
Средний |
Дегтярёв Витя |
Высокий |
Зайцев Стёпа |
Высокий |
Зайцев Стёпа |
Высокий |
Савин Миша |
Средний |
Савин Миша |
Средний |
Скоробогатько Надя |
Очень низкий |
Скоробогатько Надя |
Низкий |
Чирков Дима |
Средний |
Чирков Дима |
Высокий |
Вывод: В ходе выполнения задания по методике 2 выявилось, что на начало эксперимента:
у 34% учеников низкий и очень низкий уровень объёма внимания,
у 51% - средний уровень,
у 17 % - высокий.
На окончание эксперимента:
у 17% учеников низкий.
У 34% - средний уровень,
у 49 % - высокий.
В результате нашего исследования мы получили данные о особенностях развития внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Мы, опираясь на рекомендации и опыт современных отечественных психологов, подобрали наиболее эффективные игры и упражнения для диагностики и коррекции особенностей развития внимания данной группы учащихся, составили программу развития и коррекции внимания младших школьников с ЗПР.
Проведённый анализ психологической
литературы позволил выяснить наиболее
значимые характеристики внимания, на
которые учитель должен опираться,
используя систему приёмов
Были изучены особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста. Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности [11].
Следовательно, наша гипотеза относительно приемов и методов по организации внимания детей младшего школьного возраста, применяемых учителем, способствующих формированию и развитию внимания подтверждена.
При профессионально
грамотной организации и
Приложение 1.1
Методика 1. Тест Бурдона в модификации П. А. Рудника.
Задачей данного исследования является выявление концентрации, точности и продуктивности внимания.
Цель: измерение количественных характеристик внимания: концентрации, точности и продуктивности, а также динамики этих характеристик в процессе кратковременной работы.
Оборудование: в работе используется бланк тест Бурдона
Порядок проведения: Исследование проводится с группой школьников. Каждому испытуемому выдаются листы с тестом Бурдона. Зачитывается инструкция: "По моей команде "начали" вы начинаете искать и вычеркивать в каждой строке лежащего перед вами листа буквы: А, М, К, З. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. Вначале будет минута упражнения. Затем основная работа в течение каждой минуты в ответ на мою команду "Черта!" вы будите ставить черту в том месте, где сейчас работаете. Выполнение задания прекращается по команде "Закончили работу".
Обработка и анализ результатов:
К= (n1-n2-n3)/n * 100%,
где n1 - общее количество правильно зачеркнутых букв;
n2 – количество пропусков букв А, М, К, З;
n3 – количество ошибочно зачеркнутых букв;
n – общее количество в просмотренных строках букв А, М, К, З, подлежащих вычеркиванию.
2. Вычисление коэффициента точности (аккуратности) внимания производится по формуле: А=(n1–n3) / (n1+n2). Заполним таблицу, отражающую динамику точности внимания по отдельным минутам работы т. е. по величинам – А1, А2, А3, А4, А5.
3. Вычислить коэффициент продуктивности (эффективности) внимания по формуле: Е=А *N, где А – коэффициент точности внимания; N – общее количество знаков просмотренное за данное количество времени
Уровень развития объёма внимания |
(%) |
Очень высокий |
80%-100% |
Выше среднего |
60%-80% |
Средний |
40%-60% |
Низкий |
20%-40%) |
Информация о работе Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей с ЗПР