Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования явился подбор комплекса коррекционно-развивающих игр, упражнений для оптимизации процесса развития свойств внимания младших школьников с ЗПР (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) Анализ литературы по данной теме.
2) Выдвижение гипотезы эксперимента.
3) Выбор методов исследования особенностей внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР.
4) Изучение внимания детей с ЗПР младшего школьного возраста.
5) Подбор приемов и средств развития свойств внимания для данной группы ребят.
6) Составление программы работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР.
7) Анализ результатов исследования.
8) Формулировка выводов и разработка рекомендаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1
1.1 Успешное обучение и факторы на него влияющие
1.2 Особенности внимания младших школьников с ЗПР
1.3 Пути развития внимания младших школьников с ЗПР
Выводы
Глава 2. Экспериментальная
2.1 Методы диагностики внимания у детей с ЗПР
2.2 Программа работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР
2.3 Результаты эксперимента
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 265.84 Кб (Скачать)

 

 

 

С 6-го занятия включается 6-е упражнение, время проведения занятия увеличивается на 5 минут. Что составляет 25 минут. Всего 20 занятий.[ 22]

2.3 Результаты  эксперимента

 

Диагностический блок нашего эксперимента дал нам следующие  результаты.

Методика 1. Тест Бурдона  в модификации П.А. Рудника показал  результаты до включения в программу  и после её окончания:

 

 

Вывод: уровень концентрации внимания в среднем повысился  на 9,2%.

2. Вычисление коэффициента  точности (аккуратности) внимания дало  следующие результаты:

 

"ДО" "ПОСЛЕ"

 

А1

А2

А3

А4

А5

 

 

А1

А2

А3

А4

А5

Богданов Никита

0,7

0,6

0,5

0,5

0,5

Богданов Никита

0,8

0,7

0,7

0,8

0,6

Дегтярёв Витя

0,7

0,6

0,5

0,6

0,8

Дегтярёв Витя

0,9

0,8

0,8

0,8

1

Зайцев Стёпа

0,7

1

0,8

0,9

0,9

Зайцев Стёпа

0,9

1

1

1

1

Савин Миша

0,6

0,8

0,8

0,7

0,9

Савин Миша

0,8

1

1

0,9

1

Скоробогатько Надя

0,8

0,7

0,6

0,3

0,7

Скоробогатько Надя

1

0,8

0,8

0,7

0,9

Чирков Дима

0,9

0,8

0,9

0,6

0,8

Чирков Дима

1

1

1

0,8

0,9


 

Вывод: В ходе выполнения задания 2, выявилась динамика точности (аккуратности) внимания в процессе кратковременной работы.

На начало эксперимента: у 40% учащихся наибольший коэффициент  точности внимания приходится на первую минуту работы, а у 30% учащихся на последнюю. Наименьший коэффициент точности внимания у 50% учащихся приходится на 4 минуту работы.

На момент завершения эксперимента: коэффициент точности (аккуратности) внимания у испытуемых повысился и его распределение  по минутам имеет более высокие  показатели. Например:

 

Богданов Никита

 

Зайцев Стёпа

 

3. Вычисление коэффициента  продуктивности (эффективности) внимания  показало:

 

 

А

N

Е=А* N

Богданов Никита

А1=0,7

N1=243

E1=164

 

А2=0,6

N2=106

E2=62

А3=0,5

N3=140

E3=73

А4=0,5

N4=104

E4=55

А5=0,5

N5=105

E5=56

Дегтярёв Витя

А1=0,7

N1=148

E1=110

 

А2=0,6

N2=96

E2=64

А3=0,5

N3=183

E3=124

А4=0,6

N4=75

E4=46

А5=0,8

N5=183

E5=126

Зайцев Стёпа

А1=0,7

N1=113

E1=83

 

А2=1

N2=62

E2=62

А3=0,8

N3=219

E3=177

А4=0,9

N4=134

E4=115

А5=0,9

N5=127

E5=109

Савин Миша

А1=0,6

N1=103

E1=64

 

А2=0,8

N2=136

E2=106

А3=0,8

N3=85

E3=71

А4=0,7

N4=246

E4=172

А5=0,9

N5=122

E5=110

Скоробогатько Надя

А1=0,8

N1=180

E1=139

 

А2=0,7

N2=122

E2=79

А3=0,6

N3=152

E3=97

А4=0,3

N4=111

E4=28

А5=0,7

N5=169

E5=113

Чирков Дима

А1=0,9

N1=113

E1=97

 

А2=0,8

N2=107

E2=86

А3=0,9

N3=111

E3=99

А4=0,6

N4=134

E4=86

А5=0,8

N5=235

E5=193


 

Результат нахождения коэффициента продуктивности (эффективности) внимания (отнесенным ко всем 5 минутам  работы) представим в виде сводной  таблице для всей группы.

 

 

Коэффициента продуктивности внимания по каждой минуте работы

1

2

3

4

5

Богданов Никита

164

62

73

55

56

Дегтярёв Витя

110

64

124

46

126

Зайцев Стёпа

83

62

177

117

109

Савин Миша

64

106

71

172

110

Скоробогатько Надя

139

79

97

28

113

Чирков Дима

97

86

99

86

193


 

Вывод: В ходе выполнения задания 3, на начало эксперимента выявилось, что у 40% учеников наивысший коэффициент  продуктивности внимания приходится на первую минуту выполнения задания, а  наименьший коэффициент продуктивности у 50% учеников приходится на 4 минуту работы, как и коэффициент точности внимания.

Методика 2. Запомни  и расставь точки. [19].

Результат выявления уровня развития объёма внимания представим в виде сводной таблице для всей группы.

 

 

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОБЪЁМА ВНИМАНИЯ "ДО"

 

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОБЪЁМА ВНИМАНИЯ "ПОСЛЕ"

Богданов Никита

Низкий

Богданов Никита

Средний

Дегтярёв Витя

Средний

Дегтярёв Витя

Высокий

Зайцев Стёпа

Высокий

Зайцев Стёпа

Высокий

Савин Миша

Средний

Савин Миша

Средний

Скоробогатько Надя

Очень низкий

Скоробогатько Надя

Низкий 

Чирков Дима

Средний

Чирков Дима

Высокий


 

Вывод: В ходе выполнения задания по методике 2 выявилось, что  на начало эксперимента:

у 34% учеников низкий и очень низкий уровень объёма внимания,

у 51% - средний уровень,

у 17 % - высокий.

На окончание  эксперимента:

у 17% учеников низкий.

У 34% - средний уровень,

у 49 % - высокий.

В результате нашего исследования мы получили данные о особенностях развития внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Мы, опираясь на рекомендации и опыт современных отечественных  психологов, подобрали наиболее эффективные  игры и упражнения для диагностики  и коррекции особенностей развития внимания данной группы учащихся, составили  программу развития и коррекции  внимания младших школьников с ЗПР.

 

Заключение

 

Проведённый анализ психологической  литературы позволил выяснить наиболее значимые характеристики внимания, на которые учитель должен опираться, используя систему приёмов организации  и развития внимания.

Были изучены особенности  развития внимания у детей младшего школьного возраста. Возрастная особенность  младших школьников — сравнительная  слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности [11].

Следовательно, наша гипотеза относительно приемов и  методов по организации внимания детей младшего школьного возраста, применяемых учителем, способствующих формированию и развитию внимания подтверждена.

При профессионально  грамотной организации и осуществлении  психолого-педагогических процессов  обучения и воспитания, задачи психического развития детей решаются нормально, что было видно, после проведения данной психокоррекционной программы. Большинство детей показало улучшенные результаты в процессе школьного обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989-355. 
  2. Ананьев Б.Г. "Психология педагогической оценки" // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение, 1980.
  3. Антонова Г.П. "Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач" // Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М., Просвещение, 1968
  4. Бабанский Ю.К. "Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности". М., Просвещение, 1983. 
  5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991- 169.
  6. Блонский П.П. "Трудные школьники". М., 1929г. 
  7. Блонский П.П. "Школьная успеваемость" // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961. 
  8. Бударный А.А. "Преодолевать неуспеваемость" - Народное образование, 1963,  
  9. Выготский Л.С. "Проблемы обучения и умственного развития" // Избранные исследования. М., 1956 г. 
  10. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М. 1976. –186 с.
  11. Гальперин П.Я., Запорожец В.А., Эльконин Д.Б. "Проблемы формирования знаний и умений и новые методы обучения в школе" - Вопросы психологии, 1963, №5
  12. Гельмонт А.Н. "О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления". М., 1954. 
  13. Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991-71.
  14. Добрынин С.Я. "Структура и динамика мотивов деятельности" - Вопросы психологии, 1984, №4.
  15. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания. // Вопросы психологии. 1975.
  16. Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. 1973. №3 с. 121 – 128
  17. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. /Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. – М., 1958.
  18. Лейтес Н.С. "Умственные способности и возраст". М., 1971.
  19. Менчинская Н.А. "Обучение и умственное развитие" // Обучение и развитие. М, Просвещение, 1966. 
  20. Менчинская Н.А., Колмыкова З.И. "Проблемы преодоления отставания в учении" - Народное образование, 1963, №4.
  21. Немов Р. С. т. 1. Общая психология. – М.: Владос, 1999 – 460 с.
  22. Осипова А.А Диагностика и коррекция внимания.М.,2002.
  23. Славина Л.С. "Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам". М., 1958. 
  24. Самохвалова В.И. "Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала" // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., Просвящение, 1997.
  25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад. шк., 1988-272.
  26. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974-569
  27. Черемошкина. Л.В. развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.С.21
  28. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. / Под ред.М.И. Буянова.М.,1995.
  29. Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. - Смоленск, 1994.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1.1

Методики  диагностики внимания

Методика 1. Тест Бурдона  в модификации П. А. Рудника.

Задачей данного  исследования является выявление концентрации, точности и продуктивности внимания.

Цель: измерение  количественных характеристик внимания: концентрации, точности и продуктивности, а также динамики этих характеристик  в процессе кратковременной работы.

Оборудование: в  работе используется бланк тест Бурдона

 

 

Порядок проведения: Исследование проводится с группой  школьников. Каждому испытуемому  выдаются листы с тестом Бурдона. Зачитывается инструкция: "По моей команде "начали" вы начинаете искать и вычеркивать в каждой строке лежащего перед вами листа буквы: А, М, К, З. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. Вначале будет минута упражнения. Затем основная работа в течение каждой минуты в ответ на мою команду "Черта!" вы будите ставить черту в том месте, где сейчас работаете. Выполнение задания прекращается по команде "Закончили работу".

Обработка и анализ результатов:

  1. Вычисление коэффициента концентрации внимания производится по формуле:

 

К= (n1-n2-n3)/n * 100%,

 

где n1 - общее количество правильно зачеркнутых букв;

n2 – количество пропусков букв А, М, К, З;

n3 – количество ошибочно зачеркнутых букв;

n – общее количество в просмотренных строках букв А, М, К, З, подлежащих вычеркиванию.

2. Вычисление коэффициента  точности (аккуратности) внимания производится  по формуле: А=(n1–n3) / (n1+n2). Заполним таблицу, отражающую динамику точности внимания по отдельным минутам работы т. е. по величинам – А1, А2, А3, А4, А5.

3. Вычислить коэффициент  продуктивности (эффективности) внимания  по формуле: Е=А *N, где А – коэффициент точности внимания; N – общее количество знаков просмотренное за данное количество времени

 

Уровень развития объёма внимания

(%)

Очень высокий

80%-100%

Выше среднего

60%-80%

Средний

40%-60%

Низкий 

20%-40%)

Информация о работе Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей с ЗПР