Детские игры и их роль в развитии внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:59, реферат

Описание работы

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.

Содержание

1. Введение
2. Развитие внимания у детей
3. Классификация игр
4. Роль игры в развитии внимания детей дошкольного возраста
5. Заключение
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат- детские игры и внимание.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Ставропольский  Государственный университет

Кафедра клинической психологии 
 
 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: 

«Детские  игры и их роль в развитии внимания» 
 
 
 
 

                                                           
 
 
 
 

Ставрополь, 2008 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

  1. Введение
  2. Развитие внимания у детей
  3. Классификация игр
  4. Роль игры в развитии внимания детей дошкольного возраста
  5. Заключение
  6. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Сегодня, как никогда  широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов  для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются  в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.

     А между тем, педагогика и психология  видят в игре  такие важные особенности как:

- Полифункциональность – возможность предоставить личности позицию субъекта деятельности вместо пассивного «потребителя» информации, крайне важные для эффективности учебно-воспитательного процесса.

- Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя  объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.

- Игра – это такое средство, где воспитание  переходит в самовоспитание.

- Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.

- Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.

     В ранние, дошкольные годы жизни ребенка  игра является тем видом деятельности, в котором формируется  его личность.

     Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок  все лучше овладевает ими: игра становится  для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы  приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности.

     Он  играет, потому что развивается и  развивается, потому что играет. Игра-практика развития.

     Игра  подготавливает детей к продолжению  дела старшего поколения, формируя, развивая  в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.

     В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и  отлет от действительности, и проникновение  в неё. Способности к преобразованию действительности  в образе и  преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается  путь от чувства  к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.

     В игре в той или иной мере формируется  свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.

     На  разных этапах развития детям свойственны  разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается. 
 
 
 
 
 
 

Развитие внимания у детей  

     Первоначально у ребёнка имеет место только непроизвольное внимание. В первые месяцы жизни внимание ребёнка привлекают различные сильные раздражители (например, громкие звуки, яркий свет), резкие изменения внешней обстановки (например, переход от темноты к свету), движущиеся объекты (например, блестящий шарик, который передвигают в поле его зрения).

     Особое  значение в организации внимания младенца имеют те объекты и те их свойства, которые непосредственно  связаны с удовлетворением его  органических потребностей. Так, различного рода звуковые, световые, механические раздражители, сопровождающие кормление ребёнка, рано начинают привлекать его внимание и вызывать соответствующие ответные реакции.

     В результате накопления соответствующего опыта, образования временных связей в головном мозгу ребёнка, всё большее число предметов, окружающих ребёнка, начинают привлекать его внимание. Если раньше, для того чтобы заставить ребёнка «сосредоточиться» и прекратить посторонние движения, необходимо было, чтобы пища попала ему в рот, то позднее для этого часто бывает достаточно, чтобы мать приблизилась к его постельке, чтобы он увидел рожок с молоком или чтобы его взяли на руки перед кормлением.

     Дальнейшее  развитие непроизвольного внимания тесно связано с формированием  детских интересов.

     По  мере того как ребёнок начинает интересоваться всё более широким кругом окружающих предметов и явлений, сложнее и многообразнее становится проявление его внимания.

     Так, преддошкольник может уже довольно долго возиться с каким-нибудь предметом, внимательно рассматривать какую-либо игрушку, сосредоточенно следить за речью и поступками окружающих людей.

     Высокого  развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление  новых интересов, участие в новых  видах деятельности заставляют ребёнка  сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

     У дошкольника возрастает устойчивость внимания, способность длительно  заниматься определённым делом или  определённым предметом. Дошкольники  могут часами играть в какую-нибудь интересную игру, рисовать или конструировать.

     Решающее  значение в развитии непроизвольного  внимания имеет организация воспитательной работы. Знакомя дошкольника с  окружающей действительностью, побуждая его активно отображать эту действительность в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, воспитатель вызывает интерес к новым предметам и явлениям, заставляет ребёнка непроизвольно сосредоточить на них своё внимание.

     Если  непроизвольное внимание достигает  у детей дошкольного возраста высокой ступени развития, то внимание произвольное начинает у них ещё только формироваться.

     Выполняя поручения взрослых, исполняя некоторые обязанности в детском саду и дома, принимая участие в коллективных играх, дошкольник всё чаще сталкивается с такими условиями, где приходится обращать внимание на то, что необходимо для осуществления намеченного задания, что соответствует словесным указаниям взрослого или требованиям детского коллектива. Таким образом, новые жизненные условия, специально организуемые родителями и воспитателями, приводят к формированию произвольного внимания.

     Первоначально произвольное внимание у дошкольника  очень неустойчиво. Обычно необходимо, чтобы взрослый организовал его  деятельность и чётко определил  стоящее перед ним задание. Лишь при этих условиях дошкольники могут на первых порах обнаружить произвольное внимание.

     Одна  воспитательница рассказывает, что  она как-то изменила обычное расположение игрушек и мебели в одной из комнат детского сада, поместила на витрину новую книгу, но дети не обратили на это никакого внимания. Тогда она поставила перед ними специальное задание: отмечать каждый раз, приходя утром в группу, какие изменения произошли в их комнате, придав этому заданию характер игры-соревнования (кто точнее и лучше заметит произошедшие перемены).

     После этого дети, приходя утром в  группу, сосредоточенно рассматривали  окружающую обстановку, отмечая малейшие изменения, произошедшие в ней со вчерашнего дня.

Так, организовав  соответствующим образом деятельность детей, воспитатель заставил их намеренно обратить внимание на некоторые особенности окружающей обстановки.

     В дальнейшем у старших дошкольников при надлежащей организации воспитательной работы появляется умение более самостоятельно организовывать своё внимание, без  ежеминутной помощи со стороны взрослого.

     Важное  значение при этом имеет опыт, который  ребёнок накапливает в процессе коллективных игр с правилами, в  ходе обязательных занятий и при  выполнении несложных трудовых заданий.

     Необходимость соблюдать известные правила, подчинять  свои действия определённым требованиям вырабатывает у ребёнка умение намеренно сосредоточивать своё внимание на сознательно намеченном объекте. Возрастает роль речи, второй сигнальной системы в организации детского внимания, что придаёт ему произвольный характер.

     Воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка к школьному обучению.

     Умение  произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, требуется учителем, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.

     На  протяжении дошкольного возраста возникают  лишь зачатки произвольного внимания. Дальнейшее развитие его и усовершенствование происходит в школьном возрасте под  влиянием школьного обучения.

     Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство с все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование с игрушками и другими предметами - все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание. Следовательно, игры ребенка, особенно с участием взрослого, являются важнейшим условием развития внимания ребенка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Классификация игр 

     Принято различать два основных типа игр:

- игры с фиксированными  и открытыми правилами;

- игры со скрытыми  правилами.

     Примером  игр первого типа является большинство  познавательных, дидактических и  подвижных игр, а также развивающих (интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы). 

      Ко  второму типу относятся игры, в  которых на основе жизненных или  художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся  социальные отношения или материальные объекты.

     Обычно выделяются такие типы игр: 

1.подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению  здоровья  детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с  удовольствием слушают музыку  и умеют ритмично двигаться  под неё; 

2.строительные  игры – с песком, кубиками, специальными  строительными материалами, развивают  у детей конструктивные способности,  служат своего рода, подготовкой  к овладению в дальнейшем трудовыми  умениями и навыками; 

3.дидактические  игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания); 

4.сюжетно-ролевые  игры – игры, в которых дети  подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

     Сюжетно-ролевые  игры уже давно были выделены психологами и педагогами из других видов игр. Это игры, в которых дети берут на себя какие-либо роли и разыгрывают различные события из жизни людей, изображают их деятельность и взаимоотношения - и тем самым творчески отражают действительность. Творческая ролевая игра школьников имеет свое содержание, свои внутренние правила. Стремясь воплотить в игре реальную жизнь, школьники действуют по соответствующим правилам этой жизни, которые становятся для них внутренними правилами игры. Поэтому содержание игры заставляет школьников стремиться максимально приблизить её к обстоятельствам реальной жизни, внести в неё действительные трудности, в которых будут реально проявляться (тренироваться, воспитываться) лучшие человеческие качества. Среди игр, содержащих большие воспитательные возможности, можно выделить несколько видов:

Информация о работе Детские игры и их роль в развитии внимания