Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:53, курсовая работа
Целью нашего исследования явился подбор комплекса коррекционно-развивающих игр, упражнений для оптимизации процесса развития свойств внимания младших школьников с ЗПР (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) Анализ литературы по данной теме.
2) Выдвижение гипотезы эксперимента.
3) Выбор методов исследования особенностей внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР.
4) Изучение внимания детей с ЗПР младшего школьного возраста.
5) Подбор приемов и средств развития свойств внимания для данной группы ребят.
6) Составление программы работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР.
7) Анализ результатов исследования.
8) Формулировка выводов и разработка рекомендаций.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1
1.1 Успешное обучение и факторы на него влияющие
1.2 Особенности внимания младших школьников с ЗПР
1.3 Пути развития внимания младших школьников с ЗПР
Выводы
Глава 2. Экспериментальная
2.1 Методы диагностики внимания у детей с ЗПР
2.2 Программа работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР
2.3 Результаты эксперимента
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа по оптимизации детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.
Принцип приоритетности
коррекции каузального типа означает,
что приоритетной целью проведения
коррекционных мероприятий
Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка, разработанное в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии его личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка.
Принцип учета возрастно-
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы программу оптимизации развития для каждого конкретного ребенка.
Коррекционная программа
не может быть усредненной, обезличенной
или унифицированной. Напротив, она
должна создавать оптимальные
Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
Принцип активного
привлечения ближайшего социального
окружения к участию в
Система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют основной компонент социальной ситуации развития, определяют зону ближайшего развития. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений.
Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов определяет необходимость опоры на более развитые психические процессы и использование активизирующих методов коррекции интеллектуального и перцептивного развития. В детском возрасте развитие произвольных процессов недостаточно, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.
Принцип программированного обучения предусматривает разработку ребенком программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых - сначала с психологом, а затем самостоятельно - приводит к формированию у него необходимых умений и действий.
Принцип возрастания сложности заключается в том, что каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Формальная трудность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Уровень трудности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность испытать радость преодоления.
Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной про граммы необходимо переходить к новому материалу только после относительной сформированности того или иного умения. Разнообразить материал и увеличивать его объем необходимо строго постепенно.
Учет эмоциональной
сложности материала. Этот принцип
требует, чтобы проводимые игры, занятия,
упражнения, предъявляемый материал
создавали благоприятный
Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей ребенка.
Для осуществления
коррекционных воздействий
Общая модель коррекции - система условий оптимального возрастного развития личности в целом - предполагает:
Необходимо оптимально распределять нагрузку в течение занятия, дня, недели, года, вести контроль и учет состояния ребенка.
Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах. Направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.
Индивидуальная модель коррекции включает в себя:
Существуют различные типы коррекционных программ: стандартизированные или свободные (ориентированные на настоящий момент).
При стандартизированной
программе четко обозначаются этапы,
известны необходимые материалы, требования.
Перед началом осуществления
коррекционных мероприятий
При свободной программе психолог самостоятельно составляет коррекционноразвивающую про грамму , формулирует цели и задачи этапов коррекции, продумывает ход встреч, определяет критерии оценки результата достижений для определения возможностей перехода к следующим этапам психокоррекции.
Целенаправленное воздействие на ребенка осуществляется через психокоррекционной комплекс, представляющий собой системное образование, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.
Психокоррекционной комплекс включает в себя четыре основных блока: диагностический; установочный; коррекционный; блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок Его цель - диагностика осабенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Установочный блок. Его цель - снятие тревожности, повышение уверенности ребенка в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный блок. Его цель - гармонизация и оптимизация развития ребенка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Его цель - измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
Коррекционно-развивающая деятельность психолога только тогда будет эффективной, когда она опирается на правильно составленную программу.
При составлении
коррекционной программы
По завершении коррекционных
мероприятий составляется психологическое
или психолого-педагогическое заключение
о целях, задачах и результатах
реализованной коррекционной
Программа состоит из серии специально организованных коррекционноразвивающих занятий, составленных с учетам уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях. Предметно-развивающая среда заменяет домашние задания и освобождает родителей от дополнительных хлопот.
Цель программы: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).
Предмет психокоррекции: свойства внимания.
объект психокоррекции: дети ЗПР 8- 9 лет с нарушениями внимания
Объем программы рассчитан на 8 часов. Всего 20 занятий при частоте встреч - пять раз в неделю. Продолжительность одного занятия - от 20 до 30 минут.
Задачи программы:
Форма работы: индивидуально-групповая.
Данная программа, разработанная для развития свойств внимания, была апробирована на базе Шушенской начальной образовательной школе .
Обязательным условием реализации "Программы по развитию и коррекции внимания в старшем дошкольном возрасте" является специально созданная предметно-развивающая среда. Попадая в нее, дети с нарушениями внимания имеют возможность под контролем воспитателя упражнять свои умения, приобретенные на коррекционно-развивающих занятиях, и чувствовать поддержку взрослого (что формировало у детей веру в успех).
Играя со сверстниками (с нормально развитым вниманием) и воспитателем (как с равным партнером), дети с нарушенным вниманием учатся контролировать полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.
Для создания предметно-развивающей
среды, обеспечивающей развитие внимания,
потребовалось немного времени.
Игры и материалы должны быть доступны
для детей - в открытых коробках на
стеллажах, чтобы дети могли ими
пользоваться в любое свободное
время. Многие игры, вошедшие в состав
данной развивающей среды, были изготовлены
из доступных подручных
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ
Занятие |
№ упр. |
Структура |
Цель |
Оборудование |
Время про-я /(мин) |
Примечание |
1. 20 мин |
1 |
Игра "Ручеёк" |
Психогимнастика |
3 |
В игре участвует нечетное количество детей | |
2 |
Игра "Что слышно" |
Развитие слухового внимания |
Предметы издающие знакомые детям звуки (барабан, свисток, металлофон и др., ширма |
5 |
См. стр. | |
3 |
Задание "Найти 2 одинаковых предмета" |
Развитие сенсорного внимания, объема внимания. |
Карточка 1 (лист 9) каждому ребёнку |
3 |
Разрезать лист 9 на отдельные карточки. См. стр | |
4 |
Игра "кто летает?" |
Развитие моторно–двигательного внимания |
Список названий предметов |
4 |
Список приготовить заранее. См. стр. | |
5 |
Выкладывание из палочек по образцу 1 –го уровня сложности |
Развитие произвольного |
Палочки и образец (любая карточка с листа 13) |
5 |
Разрезать лист 13 на отдельные карточки. См. стр. | |
2. 20 мин |
1 |
Игра "Ручеёк" |
Психогимнастика |
3 |
В игре участвует нечетное количество детей | |
2 |
Игра "Слушай звуки" |
Развитие активного внимания |
Музыкальный инструмент |
3 |
Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп. См. стр. | |
3 |
Задание "Найти 5 отличий" |
Развитие произвольного |
Карточка 1 (лист 18) каждому ребёнку |
5 |
Лист 18 разрезать на отдельные карточки. См. стр. | |
4 |
Игра "кто летает?" |
Развитие моторно–двигательного внимания |
Список названий предметов |
4 |
Список приготовить заранее. См. стр. | |
5 |
Выкладывание из мозаики по образцу |
Развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики руки |
Образец 1 (лист 20) и мозаика каждому ребенку |
5 |
Разрезать лист 20 на отдельные карточки. См. стр. | |
3 20 мин |
1 |
Игра "Ручеёк" |
Психогимнастика |
3 |
В игре участвует нечетное количество детей | |
2 |
Упражнение "Исключение лишнего" |
Развитие сенсорного внимания, объема внимания. |
Карточка 1 (лист 15) каждому ребёнку |
2 |
Лист 15 разрезать на карточки. См стр. | |
3 |
Игра "Узнай по голосу - 1" |
Развитие слухового внимания |
Платок (повязка ) для завязывания глаз |
5 |
См. стр. | |
4 |
Выкладывание из палочек по образцу 1 –го уровня сложности |
Развитие произвольного |
Палочки и образец узора каждому ребёнку (любая карточка с листа 13) |
5 |
Разрезать лист 13 на отдельные карточки. См. стр. | |
5 |
Игра "По новым местам" |
Развитие моторно- |
Круги диаметром 30-35 см (нарисованы на полу мелом или вырезанные из бумаги) |
5 |
Можно проводить под музыкальное сопровождение. См. стр. | |
4 20 мин |
1 |
Игра "Ручеёк" |
Психогимнастика |
3 |
В игре участвует нечетное количество детей | |
2 |
Выкладывание из мозаики по образцу |
Развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики руки |
Образец 1 (лист 20) и мозаика каждому ребенку |
5 |
Разрезать лист 20 на отдельные карточки. См. стр. | |
3 |
Игра "Совушка - сова" |
Формирование внимания, воспитание выдержки |
Нарисованный на полу круг (гнездо), маска совы |
5 |
В начале игры роль совы может исполнять учитель. См. стр. | |
4 |
Задание "Найти 2 одинаковых предмета" |
Развитие сенсорного внимания, объема внимания. |
Карточка 2 (лист 9) каждому ребёнку |
4 |
Разрезать лист 9 на отдельные карточки. См. стр. | |
5 |
Игра "По новым местам" |
Развитие моторно- |
Круги диаметром 30-35 см (нарисованы на полу мелом или вырезанные из бумаги) |
5 |
Можно проводить под музыкальное сопровождение. См. стр. | |
5. |
1 |
Игра "Ручеёк" |
Психогимнастика |
3 |
В игре участвует нечетное количество детей | |
2 |
Выкладывание из палочек по образцу 1 –го уровня сложности |
Развитие произвольного |
Палочки и образец узора каждому ребёнку (любая карточка с листа 13) |
5 |
Разрезать лист 13 на отдельные карточки. См. стр. | |
3 |
Игра "Узнай по голосу - 2" |
Развитие слухового внимания |
Платок (повязка) для завязывания глаз, начерченный на полу большой круг |
5 |
Круг диаметром 3 м. См стр. | |
4 |
Задание "Найти 5 отличий" |
Развитие произвольного |
Карточка 2 (лист 18) каждому ребёнку |
5 |
Лист 18 разрезать на отдельные карточки. См. стр. | |
5 |
Игра "По новым местам" |
Развитие моторно- |
Круги диаметром 30-35 см (нарисованы на полу мелом или вырезанные из бумаги) |
5 |
Можно проводить под музыкальное сопровождение. См. стр. |
Информация о работе Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей с ЗПР