Развитие внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:02, творческая работа

Описание работы

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении кото¬рого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной сто¬роны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явле¬ние, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психиче¬ском процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

Работа содержит 1 файл

проект псих.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

    ОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Факультет экономики и менеджмента 
 
 
 
 
 

    Проект  деятельности по учебной  дисциплине «Общая психология» 

    Развитие  внимания 
 
 

                     Выполнила:

                                                    Студентка 2 курса 118 группы

                                                    заочного отделения 
 
 
 

    Омск  – 2010 
 

Пояснительная записка 

    Внимание  представляет собой психологический  феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

    С другой стороны, существуют разногласия  в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание — это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.

  Что же такое внимание? Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внимание на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.

  В настоящее время преподаватель  часто сталкивается с такой проблемой, как неустойчивость произвольного  внимания. Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине, У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение.

  В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Однако следует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические изменения, наблюдаемые в возрасте 13-15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания. Это явление обусловлено не только физиологическими изменениями организма ребенка, но и значительным возрастанием потока воспринимаемой информации и впечатлений школьника.

    Таким образом, одной из ведущих задач преподавателя становится развитие внимания у школьников через использование различных упражнений.  Для этого мы разработали проект упражнений по развитию внимания в старшем школьном возрасте.

    Цель: способствовать развитию внимания в  старшем школьном возрасте.

    Задачи:

  • диагностика личности в сфере развития внимания;
  • обучение старшеклассников основным упражнениям, направленных на развитие внимания;
  • создание необходимых условий для реализации полученных навыков на практике.

Принципы  проекта

    При составлении данного проекта учитывались следующие принципы:

    1. Принцип систематичности  и последовательности.

    Предлагаемые  упражнения выстроены в проекте в определенной последовательности. Это позволяет достичь целостности в реализации проекта.

    2. Принцип индивидуального  роста.

    За  определенные успехи каждый участник проекта в течение занятий зарабатывает поощрения и благодарности,  что фиксируется в книжке «внимательности».

    4. Принцип результативности.

    Каждое  упражнение должно быть доведено до конечного результата.

    Методы  реализации проекта

    В ходе реализации данного проекта используются следующие формы работы с детьми:

    1. Метод формирования сознания (беседа, пример).

    2. Метод организации деятельности  и формирования опыта поведения  (инструктаж, упражнение, игра,).

    3. Метод стимулирования и мотивации  деятельности (соревнование, поощрение,  общественное мнение).

    Условия реализации проекта

    Данный  проект может быть реализован в течении четырех недель. Проект рассчитан на старшеклассников 14-17 лет.

    Предполагаемый  результат

    В результате реализации проекта его участники приобретут новые знания о разнообразных упражнениях по развитию внимания; расширят свой кругозор; получат ощутимое подтверждение собственного роста, что не мало важно для становления их как личности. Полученные умения и навыки ребята смогут использовать в своей будущей жизнедеятельности.

    Механизм оценки результатов проекта

    Для оценки результатов реализации проекта предусматриваются следующие виды диагностики: наблюдение, выполнение практических заданий, анкетирование в начале и в конце.

 

     Содержание проекта 

    Проект  содержит 12 занятий. Они проводятся самостоятельно, не в качестве отдыха во время уроков.

    Занятие №1

    Проведение  диагностики, направленной на изучение развитости внимания.

1. Изучение объема  внимания.

    а) Определение зрительного внимания.

    Материал: плакат, где записаны 10 неодинаковых букв, например,

А, В, Ж, Р, Г, Т, П, К, Ю, Б.

    Инструкция: Я вам покажу в течение 1-2 сек. буквы на плакате. Запомните и запишите их в любом порядку.

    Обработка результатов: подсчитывается, какое количество букв запомнил каждый ученик. Это и будет объем внимания.

    б) Определение слухового внимания.

Материал: ряд цифр, например: 5,3,2, 7, б, 4.

Инструкция: "Я буду называть цифры, повтори их без ошибок".

    Обработка: Границей объема внимания при повторении чисел у данного ученика признается самый длинный ряд чисел, который ему удается повторить безошибочно.

    Материал: ряды слов.

1ряд II ряд III ряд 1V ряд
Кот Град Диван Голова
Лес Дело Дрозд Патрон
Вар Окно Грибы Чайка
Мул Соль Слива Машина
Кит Гриб Пенал Гвоздь

 

    Инструкция: Я тебе прочитаю слово. Ты его выслушаешь, а потом произнесешь по буквам, но начиная с конца, например, "дом" -«-эм,-о-дэ».

    Обработка: показателем объема внимания будет количество букв в слове, произнесенном без ошибок.

2. Изучение распределения внимания.

Задание 1

    Инструкция: Быстро пиши на доске числа от 1 до 20 и одновременно называй их в обратном порядке: пиши 1, говори 20, пиши 2, говори 19 и т.д.

Задание 2

    Инструкция: Напиши свою фамилию (или имя) и одновременно называй буквы, входящие в нее, в обратном порядке.

Задание 3

    Инструкция: Читай вслух громко текст и одновременно пиши на доске "+-+-+ -" без ошибок.

    После прочтения спросить, о чем читал  ученик.

    Во  всех опытах делается вывод о качестве распределения внимания у ученика. 

    Занятие № 2

     Упражнение "Следи за своей речью".

    В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила туалет. В туалете 100 рублей, что хотите, то купите, ''да'' и ''нет'' не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.

-Вы хотите купить черное платье?  
- Я хочу купить зеленое платье. 
- А разве зеленое вам к лицу? 
- Мне просто нравится зеленый бархат. 
- Это будет бальное платье? 
- Бальное. 
- Ваше зеленое платье должно быть длинным? 
- Да(!). 
Проигрыш. Надо было, например, сказать "Разумеется".

Это игра, с одной стороны, на выработку  умения задавать психологически сложные, "градом сыплющиеся" вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего  на обдумывание сложного ответа от не использования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы. Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания.

2. Упражнение "Запрещенная буква".

     В этой игре каждому придется следить  за самим собой, чтобы не проговориться. А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся.  
Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А".  
Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" А спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.

     Игра  ведется в быстром темпе, долго  раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную  букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы. Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую.

     Занятие № 3

Упражнение "Скрытая подсказка".

     В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом. Выбираем водящего и объявляем его  отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется. Задача водящего - отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание. Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно.

- Прошу  подсказать первую букву, - обращается  он к играющим.

Это его  право - требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых  участника игры, каждый по-своему.

Информация о работе Развитие внимания