Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:49, творческая работа
В число наиболее значимых проблем, которые совместными усилиями пытаются преодолеть современные педагоги детского сада входят неудовлетворительный уровень психофизичеекого здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия детей; утрата ими открытости окружающему миру, положительного самоощущения, здорового детского любопытства и творческого потенциала, инициативности; сохранение формальной, «ЗУНовской» ориентации образования; преобладание «безличного» стиля общения взрослых с детьми и др.
В число наиболее значимых проблем, которые совместными усилиями пытаются преодолеть современные педагоги детского сада входят неудовлетворительный уровень психофизичеекого здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия детей; утрата ими открытости окружающему миру, положительного самоощущения, здорового детского любопытства и творческого потенциала, инициативности; сохранение формальной, «ЗУНовской» ориентации образования; преобладание «безличного» стиля общения взрослых с детьми и др. Все это происходит из-за недостаточной сформированности высших психических функций человека, таких как память, внимание, мышление, речи, которые, по мнения Л.С. Выготского, являются целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.
Работая в детском саду компенсирующего вида для детей проблемами в развитии речи более 5-ти лет, и проводя диагностику, я увидел, что воспитанники, посещающие мой детский сад, также имеют проблемы, с недостаточным развитие высших психических функций. Данные по диагностике психических процессов за последние 3 года показаны в таблице № 1,2. Диагностика проводилась по методикам Немова Р.С., Улановой Н.Г., Забрамной О.М.
Таблица № 1.
Процессы Года |
Внимание | Память | |||||||
Произвольное | Зрительная | Слуховая | |||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |
2005-2006 уч. год | 25% | 35% | 40% | 30% | 30% | 40% | 25% | 30% | 45% |
2006-2007 уч. год | 30% | 30% | 40% | 35% | 30% | 35% | 30% | 30% | 40% |
2007-2008 уч. год | 25% | 25% | 50% | 30% | 30% | 40% | 25% | 30% | 45% |
Таблица № 2.
Процессы Года |
Мышление | Воображение | |||||||
Наглядно-действенное | Наглядно-образное | Активное | |||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |
2005-2006 уч. год | 28% | 22% | 50% | 22% | 34% | 44% | 27% | 23% | 50% |
2006-2007 уч. год | 32% | 26% | 42% | 26% | 35% | 39% | 30% | 22% | 48% |
2007-2008 уч. год | 36% | 16% | 48% | 30% | 30% | 40% | 32% | 26% | 42% |
Из таблиц № 1, 2 видно, что большей части детей низкий уровень развития всех психических, а это может помешать им в дальнейшем обучении в школе.
Поэтому проблема развития высших психических функций у детей с особыми проблемами, основной цель моей работы.
Для решения данной проблемы, мы поставил следующие задачи:
Одним из возможных средств изменения сложившейся негативной ситуации видится более широкое и осознанное использование педагогами тех ресурсов, которыми обладает детская игра. В жизни дошкольника и младшего школьника она занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности, а при условии методически корректного отношения к ней способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей.
Отношение к игре как к средству, обладающему мощным воспитательным, обучающим и коррекционно-развивающим потенциалом, прошло длительную проверку временем, а «разнообразная полезность» самостоятельной детской игры и игр взрослых с детьми — что не одно и то же! — тщательно анализировалась в течение ряда веков.
В XVII в. Я.А. Коменский относил игру (наряду с беседами, шутками, музыкой и т.п.), с одной стороны, к числу развлечений, способствующих отдыху и восстанавливающих силы внешних и внутренних чувств человека. С другой стороны, игра была им включена в число средств, которые помогали развить у детей способность мыслить, запоминать, рассуждать и т.д.
В Германии во второй половине XVIII в. игра занимает существенное место в педагогической теории филантропистов. Инициатор этого движения И.Б. Базедов указывает на важную роль игры не только в деле воспитания маленьких детей, но и в дальнейшем их обучении и развитии высших психических функций . Он советует ни в коем случае не ограничивать возможность детей свободно играть по их вкусу в «безвредные» игры, обеспечивающие «известное развитие тела, представления в уме, упражнения, нужные для будущей работы памяти, и облегчая усвоение будущих добродетелей».
Отечественная педагогическая наука в XIX в. имела собственные оригинальные суждения о необходимости оценки игры как неизменной составляющей детства. Так, К.Д. Ушинский особо подчеркивает самостоятельность детской игры: «Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка». Также К.Д. Ушинский, например, еще в середине говорил о том, что «мы хорошо познакомились бы с душою взрослого человека, если бы могли заглянуть в нее свободно; но в деятельности и словах взрослого приходится только угадывать его душу, и мы часто ошибаемся; тогда как дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь». Чуть позже и Д.А. Колоцца писал о том, что «детская игра, на которую обыкновенно смотрят как на простое препровождение времени, представляется в глазах психолога... очень сложным явлением, заслуживающим терпеливого и точного анализа, с помощью которого... можно открыть первые проявления личности». «Разница душевных способностей между людьми нигде не выступает так рано, как в детской игре, именно потому, что она является как бы предварением будущих линий развития индивидуума», — вторил ему В. Штерн.
В России осмысление опыта игры с позиций теории психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) позволяет отечественным психологам рассматривать ее как универсальный инструмент оптимизации психического развития детей и деятельность, в контексте которой правомерно ставить и эффективно решать очень широкий круг диагностических и развивающе-коррек-ционных задач. Игры оказываются, например, чрезвычайно действенными с точки зрения развития у детей познавательных способностей, основными составляющими которых являются память, внимание, мышление и воображение.
Итак, анализ ресурсов игры приводит к выводу об их значимости в решении сложных образовательных задач и одновременно — задач профилактики и преодоления неблагополучии в социально-личностном, познавательном и/или физическом развитии детей. На наш взгляд, наиболее продуктивным в целях эффективного включения игры в педагогический процесс является осознание взрослыми игры как развивающейся и развивающей детской деятельности. Это позволяет, с одной стороны, использовать те ее резервы, которые заложены в ней самой на том уровне развития и в тех видах и формах, которые присутствуют в реальной жизни детей. С другой стороны, такой подход предоставляет возможность корректного вмешательства взрослых в детскую игру с тем, чтобы оптимально влиять на развитие необходимых качеств и черт личности ребенка, формирование его как субъекта собственной деятельности и, прежде всего — деятельности учебной.
Таким образом мы выяснили, что наиболее универсальным средством и методом развития высших психических функций.
Выполнение данной задачи проходило в два этапа:
1. Анализ специальной литературы.
2. Были побраны игры развития каждой психической функции отдельно.
Разумеется, лишь одна или несколько игр, даже самых лучших, не могут обеспечить успеха в развитии всех высших психических функций Поэтому наиболее удобной стратегией педагогической деятельности является конструирование и реализация в работе с детьми дошкольного и возраста целостных игровых программ — т.е. систематизированных наборов игр, которые направлены на достижение тех или иных задач и предлагаются детям в соответствии с поэтапной логикой пространственно-временного развертывания игрового воздействия.
Наблюдение за детьми в условиях общественного воспитания приводит к выводу, что развитие игровой деятельности происходит крайне неравномерно. Не занимая достаточного места в жизни детей и не достигая своего высокого уровня, игра не может в полной мере выполнять свои развивающие функции.
Такое
положение заставляет ставить вопрос
о необходимости
Реализация целенаправленного развития игрового процесса возможна через проведение комплексного повышения эффективности деятельности, в качестве модели которого может служить план коррекционно-развивающей работы представляющая собой систему специальных занятий и игр, рассчитанных для детей дошкольного возраста.
Именно это стало мотивом для решения второй задачи: создать условия для успешного и полноценного развития высших психических функций.
Для выполнения данной проблемы:
После
выполнения задач, была проведена повторная
диагностика по тем же методикам,
что проводились раннее. Данные диагностики
отражены в таблицах № 3,4.
Таблица № 3.
Процессы Года |
Внимание | Память | |||||||
Произвольное | Зрительная | Слуховая | |||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |
Январь 2009 | 30% | 40% | 30% | 40% | 35% | 25% | 30% | 25% | 35% |
Таблица № 4.
Процессы Года |
Мышление | Воображение | |||||||
Наглядно-действенное | Наглядно-образное | Активное | |||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |
Январь 2009 | 33% | 37% | 40% | 40% | 25% | 35% | 37% | 28% | 35% |