Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:00, курсовая работа
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1.Теоретическое представление о воображении и его психологическая характеристика 5
1.2. Особенности развития воображения в младшем школьном 9
возрасте на уроках музыки 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 15
2.1. Организация и методика изучения особенностей воображения младших школьников на уроках музыки в 4 классе 15
2.2. Содержание уроков музыки по исследованию творческого воображения младших школьников в 4 классе 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 28
1.Слушание и анализ «Песни о тачанке» К.Листова.
Учитель: - Слушая «Орленка, мы (каждый по-своему) представляем в своем воображении подвиг и гибель бойца. Что вы представите, слушая «Песню о тачанке» К.Листова?
Слушание и показ репродукции.
Учитель: - 1. Что вы увидели в музыке? Обоснуйте свой ответ.
2. Сравните с репродукцией М.
3.Как вы думаете, что
4. Как вы считаете, художник М.Б.Греков любил музыку?
Тачанка в сраженье летела,
Качнулся и наземь упал,
Так в несколько строк
поэтесса Елена Нестерова уложила
всю биографию Митрофана
Учитель: - Как вы думаете, что?
Дети: - Пианино!
Учитель: - Музыка нужна, Тоня, - сказал он жене, - не только тебе, но и мне. Она помогает творить.
И в скромном маленьком домике на улице Песчаной в Новочеркасске, где ныне находиться Дом-музей М.Б.Грекова, звучала, с утра и до темна, музыка: прелюдии Шопена, напевы Грига, сонаты Бетховена, мелодии Бородина …
Учитель: - Почему художник просил жену играть ему классическую музыку?
Дети: - Во все времена классическая музыка давала художникам пищу для творчества, успокаивала и одновременно возбуждала воображение, питала фантазию и рождала художественные образы.
Учитель: - Правильно!
Повторное слушание.
2. Слушание, разучивание песни Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина «Крылатые качели»
Учитель: - И вот произведение, которое появилось в наши дни, в котором тоже стремительное движение, что и в песни «Тачанка», и в картине «Тачанка» - «Крылатые качели» Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина. Послушайте. Передайте главную мысль своими словами. Найдите в поэтическом тексте слова, наиболее точно передовающие настроение песни.
Слушание песни «Крылатые качели».
Учитель: - Как в мелодии и в аккомпанементе передается стремительное движение? Какую роль при этом играют паузы?
Разучивание песни.
3. Итог урока.
Учитель: - Разные виды искусства – поэзия, музыка, живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше внимание об эпохе гражданской войны. Мы одновременно видим картину и слышим песню, в которой стихи сливаются с музыкой. Многие русские художники работали в разных жанрах живописи- и музыканты на их полотнах не только полны революционного энтузиазма, как в картинах Грекова, но и выражают различные чувства, присущие простым людям.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось?
Конспект урока музыки
Тема урока: «Богатырские образы в искусстве».
Цель: показать как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов.
Музыкальный материал: А.Бородин «Богатырская симфония» фрагмент; А.Бородин романс «Спящая княжна»; шведская народная песня «Три парня» обработка В.Попова русский текст К. Алемасовой.
Дополнительный материал: репродукции В.М. Васнецова «Три богатыря» и И.Глазунова «Два князя»
Оборудование: учебная доска, фортепиано, пластинки, проигрыватель.
Ход урока
1.Слушание и разучивание шведской народной песни «Три парня».
Слушание.
Учитель: - 1.Какое настроение вызывает у вас шведская народная песня «Три парня»?
2.Что выражает и изображает мелодия?
3. Какие картины помогает
4. Можем ли мы назвать трех парней богатырями? Почему?
5.Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе богатырей?
Разучивание песни.
2.Слушание и анализ романса А.Бородина «Спящая княжна»
Учитель: - Вспомните композитора, который написал эти стихи и музыку к ним.
Спит. Спит в лесу глухом,
Спит княжна волшебным сном,
Спит под кровом темной ночи,
Сон сковал ей крепко очи.
Спит. Спит.
Вот и лес глухой очнулся,
С диким смехом вдруг проснулся
Ведьм и леших шумный рой
И промчался над княжной.
Лишь княжна в лесу глухом
Спит все тем же мертвым сном,
Спит. Спит.
Слух прошел, что в лес дремучий
Богатырь придет могучий,
Чары силой сокрушит,
Сон волшебный победит
И княжну освободит, освободит.
Но проходят дни за днями,
Годы идут за годами….
Ни души живой кругом,
Все объято мертвым сном.
Так княжна в лесу глухом
Тихо спит глубоким сном;
Сон сковал ей крепко очи;
Спит она и дни и ночи.
Спит. Спит.
И никто не знает, скоро ль
Час ударит пробужденья
Дети: - А. Бородин
Учитель: - Правильно!
Как музыкальный язык романса помогает увидеть нам сказку?
Слушание фрагмента «Спящая княжна» А.Бородина.
Дети: - Форма рондо. Богатырский характер эпизодов.
Учитель: - Молодцы!
«Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
3.Слушание и анализ фрагмента из 2-ой симфонии А.Бородина.
Слушание. Вторая симфония А.Бородина.
Учитель: - 1.Есть что-нибудь общее между прозвучавшей музыкой и эпизодами в романсе «Спящая княжна»?
2.Как музыкальный язык симфонии передает её русский характер?
3.А.Бородин не дал названия своей Второй симфонии. Какое название могли бы вы предложить?
4. Какую картину в вашем воображении рисует музыка Богатырской симфонии?
Демонстрация репродукций.
Учитель: - Какая картина наиболее созвучна музыке А.П.Бородина?
Произведения разных
видов искусства появились
4.Итог урока
Учитель: - Вторая симфония
А.П.Бородина – одно из лучших произведений
русской и мировой
Незлобивость и добродушие А.П. Бородин считал лучшими качествами русского человека. Поэтому в мировой музыке А.П.Бородин занимает ему одному надлежащее место – Богатыря русской музыки
Повторное слушание 2-й симфонии А.П.Бородина.
Подводя итог изучению проблемы развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки в 4 классе, следует сделать обобщающий вывод по вышеизложенному материалу.
Проблема развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки в 4 классе является актуальной и требует тщательной её разработки. Заявленная в курсовой работе проблема не является в основе своей новой. Об ее значимости и важности призывали размышлять в области педагогике - Ушинский К.Д, Макакренко А.С., Сухомлинский В.А.; в области психологии – Выготский Л.С., Давыдов В.В. и другие. Знания психологии и педагогики позволяют определить методы и приемы, которые активизируют воображение младших школьников на уроках музыки в 4 классе.
Воображение, его прочесы и механизмы рассматриваются в психологии как важнейший показатель креативности человека, его способность к воспроизводству новых образов и идей. Процесс воображения не мыслим без накопленных человеком знаний, умений, эмоций, ярких жизненных впечатлений.
Замечено, что воображение тесно связано с музыкально – слуховыми представлениями, музыкальной памятью, чувством ритма, ладовым чувством, то есть музыкальными способностями.
К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно использовать специальные экспериментальные методики, в ряде случаев можно ограничиться наблюдением за школьником, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности. Однако этот путь требует достаточно большого опыта и занимает много времени. Тем не менее, об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов.
Информация о работе Развитие творческого воображения детей в процессе восприятия музыки