Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 23:24, курсовая работа
Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью. Гипотеза исследования. Развитие творческого воображения происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельности является художественно-дидакточеская игра.
Введение
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте
1.1. Понятие о воображении
1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов
1.3. Механизм творческого воображения
1.4. Особенности воображения у детей
1.5. Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их воображения
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующие эксперименты
2.3. Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Министерство
общего и профессионального
Свердловской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Нижнетагильский
педагогический колледж №2»
Шадрина
Татьяна Юрьевна
Курсовая работа
Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.
Специальность:
0310 «Дошкольное образование»
Содержание
Введение
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте
1.1. Понятие о воображении
1.2. Виды
воображения и способы
1.3. Механизм творческого воображения
1.4. Особенности воображения у детей
1.5. Влияние
изобразительной деятельности
Глава
2. Экспериментальные
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующие эксперименты
2.3. Контрольный эксперимент
Заключение
Список
литературы
Введение
Актуальность темы. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей. Проблема исследования. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Объект исследования. Объектом исследования являются дети подготовительной группы ДОУ. Предмет исследования. Организация работы по развитию творческого воображения у детей подготовительной группы в процессе изодеятельности.
Цель работы. Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью. Гипотеза исследования. Развитие творческого воображения происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельности является художественно-дидакточеская игра.
Задачи исследования.
– раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
– определить
особенности изодеятельности
–
разработать комплексную
– определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;
– провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
– разработать
рекомендации по развитию творческого
воображения детей. База исследования.
Исследования проводятся на базе МДОУ
«Детский сад № 24», общеразвивающего
вида. Поселок Фосфоритный, Воскресенского
района, Московской области. Продолжительность
исследования 6 месяцев. Количество испытуемых
15 человек. Дети подготовительной группы
(от 6 до 7 лет). Условия проведения: в
нормальной обстановке, в дневное
время.
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
1.1. Понятие о воображении.
Всякая
деятельность человека, результатом
которой является не воспроизведение
бывших в его опыте впечатлений
и действий, а создание новых образов
или действий; будет принадлежать
к творческой деятельности. Мозг есть
не только орган, сохраняющий и воспроизводящий
наш прежний опыт, он есть также
орган комбинирующий, творчески
перерабатывающий и создающий из
элементов этого прежнего опыта
новые положения и новое
Воображение
порождает замысел, т.е. представление
о будущем творении. И когда
человек приступает к любой работе,
он «видит» цель своей деятельности,
ее результат. Даже самый плохой архитектор
от наилучшей пчелы с самого начала
отличается тем, что прежде чем строить
ячейку из воска, он уже построил ее
в своей голове. В конце процесса
труда получается результат, который
уже в начале этого процесса имелся
в представлении человека, т. е. идеально.
Если же человек занимается творческой
работой, то он должен вообразить то, что
никто, и в том числе он сам,
еще не делал и, следовательно, не
видел и не слышал. Воображение
порождает «образ» того, что лишь
будет создано в процессе творческой
работы. В литературе имеются самые
разные определения воображения. Так
Л. С. Выгодский отмечает, что «Воображение
не повторяет в тех же сочетаниях
и в тех же формах отдельных
впечатлений, которые накоплены
прежде, а строит какие-то новые ряды
из прежде накопленных впечатлений. Иначе
говоря, принесение нового в самое течение
наших впечатлений и изменение этих впечатлений
так, что в результате этой деятельности
возникает некоторый новый, ранее не существовавший
образ, составляет, как известно самую
основу той деятельности, которую мы называем
воображением». «Воображение, – пишет
С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью,
и необходимостью творить новое». И далее
«Воображение – это отлет от прошлого
опыта, преобразование его. Воображение
– это преобразование данного, осуществляемое
в образной форме». «Основной признак
процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев,
– в той или иной конкретной практической
деятельности заключается в преобразовании
и переработке данных восприятия и другого
материала прошлого опыта, в результате
чего получаются новые впечатления». «Философская
энциклопедия» определяет воображение,
как психическую деятельность, заключающуюся
в создании представлений и мысленных
ситуаций, никогда в целом непосредственно
не воспринимавшихся человеком в действительности.
Многие исследователи отмечают, что воображение
есть процесс создания новых образов в
наглядном плане. Эта тенденция относит
воображение к формам чувственного материала.
Природу воображения составляет синтез,
единство логического и чувственного.
Воображение – это психический процесс,
в котором отражение действительности
происходит в специфической форме – объективно
или субъективно нового (в виде образов,
представлений, идей), созданного на основе
образов восприятий, памяти, а также знаний
приобретенных в процессе речевого общения.
Когда речь идет об объективно новом, то
имеется в виду, что данный продукт воображения
вообще впервые создается в обществе.
Когда же речь идет о субъективно новом,
то это значит, что созданный продукт обладает
новизной только лишь для самого создателя,
в то время как в обществе он уже известен.
Воображение – это аналитико-синтетическая
деятельность, которая осуществляется
под направляющим влиянием сознательно
поставленной цели либо чувств, переживаний,
которые владеют человеком в данный момент.
Чаще всего воображение возникает в проблемной
ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо
отыскать новое решение, т.е. требуется
опережающее практическое действие отражения,
которое происходит в конкретно-образной
форме, как результат оперирования образами.
1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов.
Существуют
несколько классификаций видов
воображения, каждая из которых имеет
в своем основании какой-либо
из существенных признаков воображения.
По признаку активности различают пассивное,
созерцательное воображение с его
непроизвольными формами (грезы, сновидения)
и активное, практически деятельное
воображение. При активном воображении
образы всегда формируются сознательно
с условием поставленной цели. В
зависимости от самостоятельности
и оригинальности образов воображения
бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение – это
представление чего-либо нового для
данного человека, опирающееся на
словесное описание или условное
изображение этого нового (чертеж,
схема, нотная запись и т.п.). Этот вид
воображения широко используется в
разных видах деятельности человека,
в том числе и в обучении.
Ведущую роль в нем играют образы
памяти. Воссоздающее воображение играет
важную роль в процессе коммуникации
и усвоении социального опыта. Творческое
воображение – это создание новых
образов без опоры на готовое
описание или условное изображение.
Творческое воображение заключается
в самостоятельном создании новых
образов. Почти вся человеческая
культура является результатом творческого
воображения людей. В творческом
комбинировании образов исчезает ведущая
роль памяти, но ее место приходит эмоционально
окрашенное мышление. Образы творческого
воображения создаются
Конечный
источник операций воображения –
предметно-практическая деятельность,
служащая фундаментом для преобразования
и оформления содержания образов
воображения. Следовательно, основой
для воображения являются чувственные
образы, но их преобразование осуществляется
в логической форме.
1.3. Механизм творческого воображения.
Базой
воображения всегда являются восприятия,
предоставляющие материал, из которого
будет строиться новое. Затем
идет процесс переработки этого
материала – комбинирование и
перекомбинирование. Составными частями
этого процесса являются диссоциации
(анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.
На этом деятельность творческого воображения
не заканчивается. Полный круг будет
завершен тогда, когда воображение
воплощается, или кристаллизуется
во внешних образах. Будучи воплощено
вовне, принявши материальное воплощение,
это, «кристаллизованное»
1.4. Особенности воображения у детей.
Творческое
воображение зависит от многих факторов:
возраста, умственного развития и
особенностей развития (присутствия
какого-либо нарушения психофизического
развития), индивидуальных особенностей
личности (устойчивости, осознанности
и направленности мотивов; оценочных
структур образа «Я»; особенностей коммуникации;
степени самореализации и оценки
собственной деятельности; черт характера
и темперамента), и, что очень важно,
от разработанности процесса обучения
и воспитания. Опыт ребенка складывается
и растет постепенно, он отличается
глубоким своеобразием по сравнению
с опытом взрослого. Отношение к
среде, которая своей сложностью
или простотой, своими традициями и
влияниями стимулирует и