Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:00, курсовая работа
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1.Теоретическое представление о воображении и его психологическая характеристика 5
1.2. Особенности развития воображения в младшем школьном 9
возрасте на уроках музыки 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 15
2.1. Организация и методика изучения особенностей воображения младших школьников на уроках музыки в 4 классе 15
2.2. Содержание уроков музыки по исследованию творческого воображения младших школьников в 4 классе 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 28
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы
психического процесса заключается
в том, что воображение, характерно
только для человека и странным образом
связано с деятельностью
Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Воображение становиться опосредованным и преднамеренным.
Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, музыкой, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением. [2]
Изучением воображения занимались исследователи: в области психологии – Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер; в области педагогики –Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.; в области музыкальной педагогики - Апраксина О.А., Румер М.А, Ветлугина В.В., Теплов Б.М., Асафьев Б.В., Савшинский С.И, Беренбойм Л.А.
В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое, музыкальное. В творческое входят мечта и фантазия.
К сожалению, на сегодняшний
день нет методик,
Цель исследования: изучить особенности развития творческого воображение детей в процессе восприятия музыки.
Задачи:
Методы исследования: изучение литературы по данной проблеме, обобщение теоретического материала и практическая работа по реализации уроков музыки в средней общеобразовательной школе №7 г.Джанкоя в 4 классе.
Воображение
– это особая форма человеческо
Воображение
характерно только для
От восприятия
воображение отличается тем,
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. К активному воображению относятся творческое и музыкальное воображение.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого
человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов и интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций:
1-ый тип операций, посредством которых формируются идейные образы.
2-ой тип операций, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Одной из наиболее сложных видов работы педагога на уроках музыки является развитие музыкального воображения учащихся, так как воображение представляет собой необходимый и существенный элемент художественного творчества. Для воображения, связанного с той или иной музыкальной деятельностью человека, характерно преднамеренное, сознательное формирование и преобразование образов в соответствии с определенными целями и задачами.
Музыкальное произведение существует в трех проекциях, а именно в виде:
- записанных композитором нот,
Деятельность музыкального
воображения самым тесным образом
связана с музыкально-
Произвольные музыкально-слухов
Но есть и другие виды воображения. Это – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.
Сновидения – можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации (осуществления) в жизни.
Галлюцинациями называют
фактические видения, не имеющие, по-видимому,
почти никакой связи с
Грезы в отличие от галлюцинаций это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым (представляющим) будущим.
Мечта от грез отличается
тем, что она несколько более
реалистична и в большей
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. А.С. Выготский выделяет три функции воображения.
Что все функции воображения всецело согласуются с его психологическим свойством – поведения, направленное на формы, еще не бывшее в нашей работе и это подчеркивает необходимость развития воображения.
Поскольку в музыкальном воспитании громадную роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности младших школьников в единстве сущего и должного. В психологии порой забывают об этом единстве, констатируют только фонд наличных наличных психологических проявлений. Вот почему учителю музыки нужно творчески применять знания о психологических особенностях детей.
Приведем здесь наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста:
Первые четыре показателя
зарождаются и естественно
Включение сложившихся у детей форм психической активности в учебную деятельность и общение в детском коллективе предполагают, с одной стороны, модификацию этих форм, с другой – рождение психических новообразований. Важнейшим новообразованием является способность детей регулировать свою деятельность на сравнительно большом временном и пространственном участке, причем с сохранением представления о требуемом (другим человеком, задачами обучения) результате. Требуемый результат и есть социальная цель деятельности. Детям овладеть этой способностью трудно. Степень, темп овладения ее характеризуют диапазон возрастных психологических особенностей учащихся младших классов, уровень психического развития детей.
Информация о работе Развитие творческого воображения детей в процессе восприятия музыки