Развитие творческого воображения детей в процессе восприятия музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1.Теоретическое представление о воображении и его психологическая характеристика 5
1.2. Особенности развития воображения в младшем школьном 9
возрасте на уроках музыки 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 15
2.1. Организация и методика изучения особенностей воображения младших школьников на уроках музыки в 4 классе 15
2.2. Содержание уроков музыки по исследованию творческого воображения младших школьников в 4 классе 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 28

Работа содержит 1 файл

развитие творческого воображения детей в процессе восприятия музыки.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

                                                 СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Специфичность данной формы  психического процесса заключается  в том, что воображение,  характерно только для человека и странным образом  связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.

Воображение представляет собой  особую форму отражения, которая  заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.  Развитие воображения  идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов,  все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Воображение становиться опосредованным и преднамеренным.

Но воображение, как  любая психологическая функция  ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

Наиболее успешно становление  воображения происходит в игре, а  также на занятиях рисованием, музыкой, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением. [2]

Изучением воображения занимались исследователи: в области психологии – Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер; в области педагогики –Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.; в области музыкальной педагогики - Апраксина О.А., Румер М.А, Ветлугина В.В., Теплов Б.М., Асафьев Б.В., Савшинский С.И, Беренбойм Л.А.

В современной психологии существует представление о воображении, как  о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение:  воссоздающие или репродуктивное и творческое, музыкальное. В творческое входят мечта и фантазия.

 К сожалению, на сегодняшний  день нет методик, диагностирующих  функциональные механизмы воображения.  Для большинства используемых  методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности младших школьников.

Цель исследования: изучить особенности развития творческого воображение детей в процессе восприятия музыки.

 Задачи:

    1. Изучить литературу по теме курсовой работы;
    2. Раскрыть сущность понятия воображение.
    3. Описать особенности воображения в младшем школьном возрасте на уроках музыки.
    4. Подобрать методику для развития воображения в младшем школьном возрасте и реализовать её на практике.

Методы исследования: изучение литературы по данной проблеме, обобщение теоретического материала и практическая работа по реализации уроков музыки в средней общеобразовательной школе №7 г.Джанкоя в 4 классе.

 

 

                                     

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Теоретическое  представление о воображении  и его психологическая   характеристика

    Воображение  – это особая форма человеческой жизни, стоящая отдельно от остальных технических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

    Воображение  характерно только для человека  и странным образом связано с деятельностью всего организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы  его сиюминутного существования напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

  От восприятия  воображение отличается тем, что  образы не всегда соответствуют реальности в них есть элементы фантазии, если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует. В действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой. Воображение может быть четырех основных видов:

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. К активному воображению относятся творческое и музыкальное воображение.

Творческое воображение  – это такой вид воображения, в ходе которого

человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов и интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций:

1-ый тип операций, посредством  которых формируются идейные  образы.

2-ой тип операций, на  основе которых перерабатывается готовая продукция.

 Одной из наиболее  сложных видов работы педагога  на уроках музыки            является развитие музыкального воображения учащихся, так как воображение представляет собой необходимый и существенный элемент художественного творчества. Для воображения, связанного с той или иной музыкальной деятельностью человека, характерно преднамеренное, сознательное формирование и преобразование образов в соответствии с определенными целями и задачами.

Музыкальное произведение существует в трех проекциях, а именно в виде:

-     записанных  композитором нот, 

  • живого звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот, и
  • взаимодействия художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя. Во всех этих видах деятельности - создании музыки, её исполнении и восприятии - обязательно присутствуют образы воображения, без работы которых невозможна никакая полноценная музыкальная деятельность. Создавая музыкальное произведение, композитор оперирует воображаемыми звуками, продумывает логику их развертывания, отбирает интонации, наилучшим образом передающие чувства и мысли в момент создания музыки. Слушатель сможет понять то, что хотели выразить композитор и исполнитель, если в его внутренних представлениях звуки музыки смогут выразить те жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают духу музыкального произведения.

Деятельность музыкального воображения самым тесным образом  связана с музыкально-слуховыми  представлениями, т.е. умение слышать  музыку без опоры на ее реальное звучание. Особенно большое значение в работе музыкального воображения играют зрительные образы. Музыкально-слуховые образы переходят из области эмоционального в область сознательного, интеллектуального отражения. Чем активнее происходит этот процесс, тем многограннее и стабильнее становится музыкально-слуховые представления. Известный русский психолог Б.М. Теплов поясняет, что о внутренне слуховой сфере музыканта можно серьезно говорить лишь тогда, когда появляется возможность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями. Произвольные репродуктивные музыкально-слуховые представления – это результат умственных действий, открывающих возможность свободно, по своему желанию,  вызывать из памяти необходимые образы.

Произвольные музыкально-слуховые представления находятся в постоянной взаимосвязи с процессами мышления и восприятия. Важно отметить, что в зависимости от своего жизненного опыта 2 человека, слушающие одно и то же музыкальное произведение, могут совершенно по-разному понять и оценить его, увидеть в нем разное. Все эти особенности восприятия в музыке, ее исполнение и создание обусловлены работой воображения, которое, подобно отпечаткам пальцев, никогда не может быть одинаковым даже у двух людей.

  1. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  2. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательна, конструируется человеком, а не просто механически кооперируется им, воссоздается, но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  3. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в котором она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Но есть и другие виды воображения. Это – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновидения – можно  отнести к разряду пассивных  и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что  в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации (осуществления) в жизни.

Галлюцинациями называют фактические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они результат тех или иных нарушений психики или работы организма сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым (представляющим) будущим.

Мечта от грез отличается тем, что она несколько более  реалистична и в большей степени  связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

В жизни человека воображение  выполняет ряд специфических функций. А.С. Выготский выделяет три функции воображения.

  1. Последовательная. Что бы вызвать в ребенке живое представление о предмете, надо в реальной жизни найти все элементы, из которых будет построено представление.
  2. Эмоциональная. Всякая эмоция имеет свое внутренне и внешнее состояние, а это значит, что фантазия является аппаратом, непосредственно осуществляющим работу наших эмоций.
  3. Воспитательная. В игре эмоциональная функция позволяет обеспечить организацию форм среды, позволяющих развивать и упражнять свои способности. Можно заметить,

Что все функции воображения  всецело согласуются с его  психологическим свойством – поведения, направленное на формы, еще не бывшее в нашей работе и это подчеркивает необходимость развития воображения.

1.2. Особенности развития воображения в младшем школьном

возрасте на уроках музыки

Поскольку в музыкальном  воспитании громадную роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности  младших школьников в единстве сущего и должного. В психологии порой забывают об этом единстве, констатируют только фонд наличных наличных психологических проявлений. Вот почему учителю музыки нужно творчески применять знания о психологических особенностях детей.

Приведем здесь наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста:

    • моторная активность;
    • сенсорно – перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);
    • интеллектуально – волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно – следственных отношений, выделение себя из поля зрения и т.д.);
    • мотивация и эмоционально – выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность к их эмоционально – выразительному выявлению, символизации, замещению);
    • способность к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную ( т.е ценную не только для себя) деятельность, поведение, общение ( включая учение и игру) во имя их эффективного построения, регулирования и социальной (осмысляемой все больше и больше) оценки.

Первые четыре показателя зарождаются и естественно проявляются  в «самодеятельности» детей этого  возраста (т.е. деятельности, прежде всего для себя). Последний показатель является наиболее сложным, интегральным. Он определяет в психологическом смысле позицию ребенка уже как школьника, деятельность которого характеризуется всеми основными чертами общественно полезной деятельности.

Включение сложившихся  у детей форм психической активности в учебную деятельность и общение в детском коллективе предполагают, с одной стороны, модификацию этих форм, с другой – рождение психических новообразований. Важнейшим новообразованием является способность детей регулировать свою деятельность на сравнительно большом временном и пространственном участке, причем с сохранением представления о требуемом (другим человеком, задачами обучения) результате. Требуемый результат и есть  социальная цель деятельности. Детям овладеть этой способностью трудно. Степень, темп овладения ее характеризуют диапазон возрастных психологических особенностей учащихся младших классов, уровень психического развития детей.

Информация о работе Развитие творческого воображения детей в процессе восприятия музыки