Духовно-нравственное развитие детей на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Духовная музыка может помочь детям открыть путь к своему совершенствованию на уроках музыки. Духовная музыка эмоционально очищает, помогает избавиться от обид внутри нас, тяжестей в душе, накопленных ранее. Духовные песнопения, слушание духовной музыки, радость совместного духовного осознания, возможность в этом общении поделиться появившимся духовным опытом, - всё это представляет своего рода систему духовной поддержки, такую же, как мы имеем в природе. Духовная музыка помогает человеку вслушаться в своё внутреннее «Я» и почувствовать глубокую связь с ритмами вокруг нас, ритмами жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………..
1. Воспитание и его духовно нравственная сторона………………
1.1. Осуществление духовно-нравственного воспитания…………….
1.2. Средство духовно – нравственного воспитания……………..
2. Духовная музыка и её роль в духовно - нравственном воспитании
детей на уроках музыки по программе Е.Д.Критской………………………
2.1. Музыкальная интонация……………………………
2.2. Аспект важности духовной музыки по программе Критской…………
2.3. Основные принципы и методики программы……………
Заключение…………………………………………….
Список использованной литературы………………..

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение…………………………………………………..

1. Воспитание  и его духовно нравственная  сторона………………

      1.1. Осуществление духовно-нравственного воспитания…………….

      1.2. Средство духовно – нравственного  воспитания……………..

2. Духовная музыка  и её роль в духовно - нравственном воспитании 

детей на уроках музыки по программе Е.Д.Критской……………………

      2.1. Музыкальная интонация……………………………

      2.2. Аспект важности духовной музыки  по программе Критской…………

      2.3. Основные принципы и  методики  программы……………

Заключение…………………………………………….

Список использованной литературы……………….. 
 
 
 
 
 

 

      Введение 

     Духовность - это то, что даёт ощущение полноты  жизни, наличие её цели и смысла, понимания счастья и того, что  жизнь есть важнейшая тайна.

     Духовность  – это наше личное понимание, интимное ощущение своей глубины природы, осознание того, что позволяет раскрываться тем глубинным потенциалам, которые находятся внутри нас. Мы живём, чтобы познать мир как внешний, так и внутренний, чтобы совершить нечто полезное, чтобы совершенствоваться.

     Новые возможности духовно-нравственного развития в области музыкального образования содержаться в таком огромном пласте музыкальной культуры, как духовная музыка.

     Духовная  музыка – одно из средств, которое  способно воздействовать на тот потенциал  духовных и творческих способностей, возможностей, которые заключены в эмоциональной сфере человека. Необходимо содержанием такой музыки пробудить ту устремлённость к Добру и Свету, которая заложена в каждой душе ребёнка и может стать источником нравственности и гармоничности личности.

     Открытость, искренний интерес детей к  религиозному искусству; принятие духовных образов, которые содержат музыкальное и изобразительное искусство; раскрепощённость, свободное самовыражение в исполнении песен с духовным содержанием;  чистота, неподдельная искренность детей в своих высказываниях, чувствах – всё это даёт возможность глубже раскрыть внутренний мир ребёнка, его духовную природу.

     Духовная  музыка может помочь детям открыть  путь к своему совершенствованию на уроках музыки. Духовная музыка эмоционально очищает, помогает избавиться от обид внутри нас, тяжестей в душе, накопленных ранее. Духовные песнопения, слушание духовной музыки, радость совместного духовного осознания, возможность в этом общении поделиться появившимся духовным опытом, - всё это представляет своего рода систему духовной поддержки, такую же, как мы имеем в природе. Духовная музыка помогает человеку вслушаться в своё внутреннее «Я» и почувствовать глубокую связь с ритмами вокруг нас, ритмами жизни.

     В  числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

     В вечном поиске положительного и доброго  мы, как правило, выходим  на блистательный  образец – общечеловеческие ценности и идеалы.

 

     1. Воспитание и его духовно нравственная сторона 

     1.1. Осуществление духовно-нравственного воспитания

     Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.

     Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно  влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

     Становление духовного человека невозможно без  правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

     «Конечная цель разумного воспитания детей  заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли».1 Н.И. Пирогов.

     Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школ и всех заинтересованных структур. Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от  профессионализма педагогов, работающих с молодёжью: преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла, учителей, педагогов дополнительного образования.

     Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и предметных  олимпиадах православной направленности.

     Реализация  работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла.

     Мир прекрасен своей гармонией, и  познание его маленьким человеком  так же должно быть гармоничным. Понятие  о нравственности, воспитание  эмоциональной  отзывчивости, любви к окружающему  миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.2

     Реализация  данных задач осуществляется через  различные виды деятельности:

     - чтение, рисование, художественный  труд;

     - слушание музыки и размышления  о ней, сольное и хоровое  пение.

     На  уроках русского языка и литературы например духовно-нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учителя русского языка и литературы ставят перед учениками  следующие задачи:

     1. Учащиеся должны увидеть, что русский язык – это не только средство общения между людьми; он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа.

     2. Воспитать у детей любовь к своему родному языку, научить воспринимать его как дар свыше, быть в ответе за этот дар, уважительно относиться к языкам других народов.

     3. Выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли.

     4. Пробудить интерес к старославянскому языку, как к языку молитвы. Осознание церковно-славянских корней русского языка.

     5. Знакомство с Евангельскими образами на уроках литературы, изучение духовной поэзии.

     Результатом творческой работы педагогов является участие школьников в предметных олимпиадах, тематических конкурсах сочинений на муниципальном, районном и краевом уровнях, на которых учащиеся достойно представляют нашу школу, занимая призовые места.

     На  уроках истории происходит знакомство с деятельностью интересных и  великих людей, культурными и историческими памятниками. Невозможно понять специфику древнерусской истории и древнерусской культуры без знания имён и работ Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Василия Великого… Традиции отечественной истории неразрывно связаны с Православием.

     На  уроках музыкального искусства происходит постепенное введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Интересен опыт интегрированных уроков: «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство», «Колокольные звоны», уроки английского языка, посвящённые празднику Рождества.

     Особое  место в реализации духовно-нравственного воспитания занимает взаимодействие учителей основ православной культуры, изобразительного искусства и трудового обучения.

     Интегрированные уроки следует рассматривать, как  важную предпосылку успешной ориентации в современном мире, сложность, многомерность, парадоксальность, которые требуют соответствующего отражения в организации различных звеньев образовательного процесса. Воспитание духовности, нравственного отношения к жизни, развитие художественного вкуса, комплексное приобщение ребёнка к миру искусства являются важнейшими задачами художественной педагогики.      

1.2. Средство духовно  – нравственного  воспитания 

     Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством духовно – нравственного воспитания. "Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка… Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления”.3

     Духовное  возрождение России…Сегодня об этом много говорят. И главная задача состоит в том, чтобы в изучении отечественного музыкального искусства раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность.

     Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать "темой”, так велико и так всеобъемлюще ее значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему все лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.

     Еще на рубеже 16 – 17 столетий появились  произведения, написанные на религиозные  тексты или сюжеты, но не предназначенны для обязательного исполнения в церкви. Такие сочинения называют духовными, так как слово "духовный” имеет более широкое значение, чем "церковный”.

     Хорошо, что сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому, что она  учит состраданию  к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Слушая "Утреннюю молитву” и "В церкви” П.Чайковского из "Детского альбома”, дети воспринимают интоннационно – образный строй русской духовной музыки размышляют о чувствах, которые навевает музыка.

     Рассматривая  картины Рафаэля, Васнецова, иконы Богоматери Владимирской, Донской, Тихвинской отмечаем, что нигде, ни в одной из них мы не найдем пересечения взглядов Марии и младенца. Их взгляды обращены к нам. Это одна из важнейших тайн иконы. Она всегда обращена к молящемуся, всегда включает предстоящего человека в свое пространство, и в этом внутреннем пространстве входит с ним в общение. Их взгляды обращены к нам, и мы должны либо войти в их духовное пространство, либо так и остаться сторонним наблюдением.

     Говоря  о Рождестве, отмечается, что каждая семья, и каждый человек отмечает Рождество по – своему. Для одних это торжественный религиозный праздник, для других – возможность приятно провести время в компании близких им людей. Для многих приближение Рождества означает, что пришло время покупать подарки, еду, напитки, и кто осмелится сказать, что это противоречит сути праздника? Однако, прежде всего Рождество – это праздник души, и мы чувствуем это при виде мерцающих в темноте свечей и звучащей музыке – рождественской музыке, которая несет с собой радость и веселье. Она обладает способностью создавать праздничное настроение: звенят ли церковные колокола в деревне или звучит трогательная пьеса, раскрывающая рождественскую историю. Здесь можно послушать «Дин – Дон! Высоко, высоко в небе…» на слова Джорджа Вудворда и мелодию французского народного танца 16 века и "Тихую ночь” Франца Груббера на словаДжозефа Мора, викария церкви Святого Николаса, а образ мира и спокойствия передал в красках художник Аткинсон Гримшоу (показываю репродукцию картины.

Информация о работе Духовно-нравственное развитие детей на уроках музыки