Воображение и его развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:36, реферат

Описание работы

Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. … Не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. … Каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением – хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным – и преобразованием действительного.

Содержание

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ 3

Основные психологические понятия по теме «Воображение» 3

Природа воображения 3

Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия 4

Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное — их особенности 5

Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения 6

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ, ЕГО РАЗВИТИЕ 6

ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО 7

ВООБРАЖЕНИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 9

ЛИТЕРАТУРА 11

Работа содержит 1 файл

контр_раб Воображение.docx

— 35.67 Кб (Скачать)

Оглавление

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ 3

Основные  психологические  понятия по теме «Воображение» 3

Природа воображения 3

Понятие о воображении, его  основные отличия  от образов памяти и восприятия 4

Виды  воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное —  их особенности 5

Сновидения, галлюцинации и грезы  как виды воображения 6

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ, ЕГО  РАЗВИТИЕ 6

ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО 7

ВООБРАЖЕНИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 9

ЛИТЕРАТУРА 11 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Основные  психологические  понятия по теме «Воображение»

     Агглютинация  — создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]

     Акцентирование  — создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт. Может проявляться как уменьшение, или увеличение, или как изменение пропорций отдельных сторон изображаемого, или как многократное их повторение. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]

     Воображение — форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]

     Опережающее отражение — форма психического отражения, обеспечивающего возможность предвидеть ход развития процесса. Механизм о. о. был открыт П.К. Анохиным. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]

     Творчество  — деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]

     Творческое  воображение — вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющего основу творчества. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]

Природа воображения

     Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно  воспринятого. Перед человеком в  образах может предстать и  то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. … Не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. … Каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением – хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным – и преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать – это преображать. [Рубинштейн С. Л., 19]

     Под воображением в самом широком  смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая  образы прежде воспринятого, представляется "лишь одним из видов воображения" (Ф.Кейра, А.Селли, П.П.Блонский и др.). [Рубинштейн С. Л., 19]

Понятие о воображении, его  основные отличия  от образов памяти и восприятия

     Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между  восприятием, мышлением и памятью. …воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма. … Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.[Немов Р. С., 15]

     …до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. [Немов Р. С., 15]

     Благодаря воображению человек творит, разумно  планирует свою деятельность и управляет  ею. [Немов Р. С., 15]

     Воображение является основой наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться  в ситуации и решать задачи без  непосредственного вмешательства  практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях  жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). [Немов Р. С., 15]

     Воображение тесно взаимосвязано и с процессом  восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые  образы, делает их более продуктивными. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]

     От  восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют  реальности. … Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой. [Немов Р. С., 15]

     Воображение порождено трудовой деятельностью  и развивается на ее основе. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]

     Физиологической основой воображения является сложная  аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных  связей на основе ранее сформированных. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]

     Важную  роль в создании новых временных  связей играет слово. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]

Виды  воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное —  их особенности

     Активное  воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. [Немов Р. С., 15]

Сновидения, галлюцинации и грезы  как виды воображения

     Сновидения  можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. [Немов Р. С., 15]

     Галлюцинациями  называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния. [Немов Р. С., 15]

     Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. [Немов Р. С., 15]

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ, ЕГО  РАЗВИТИЕ

     Люди  так много мечтают потому, что  их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и  тогда, когда в мозг человека не поступает  новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это  время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение. [Немов Р. С., 15]

     В жизни человека воображение выполняет  ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы  представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. [Немов Р. С., 15]

     С помощью воображения мы можем  управлять многими психофизиологическими  состояниями организма, настраивать  его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие  о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек  может влиять на органические процессы. … Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции. [Немов Р. С., 15]

     При помощи специальных упражнений и  приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда —  науке, литературе, искусстве, инженерии  и других — развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. [Немов Р. С., 15]

ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

     Образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности бы не существовало. [Немов Р. С., 15]

     Этапы творческого воображения:

  • возникновение творческой идеи;
  • «вынашивание» замысла;
  • реализация замысла.

     Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

     агглютинация  — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

     гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей;

     схематизация  — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

     типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

     заострение  — подчеркивание каких-либо отдельных признаков. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]

     Существуют  индивидуальные, типологические особенности  воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать  конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает  в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов  говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к  оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым  полушарием мозга). [Немов Р. С., 15]

     Воображение человека выступает как отражение  свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты  проективного типа (Тематический апперцептивный тест — ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на так называемом механизме  проекции, согласно которому человек  в своем воображении склонен  приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат. [Немов Р. С., 15]

Информация о работе Воображение и его развитие