Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:36, реферат
Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. … Не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. … Каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением – хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным – и преобразованием действительного.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ 3
Основные психологические понятия по теме «Воображение» 3
Природа воображения 3
Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия 4
Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное — их особенности 5
Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения 6
ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ, ЕГО РАЗВИТИЕ 6
ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО 7
ВООБРАЖЕНИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 9
ЛИТЕРАТУРА 11
Оглавление
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ 3
Основные психологические понятия по теме «Воображение» 3
Природа воображения 3
Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия 4
Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное — их особенности 5
Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения 6
ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ, ЕГО РАЗВИТИЕ 6
ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО 7
ВООБРАЖЕНИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 9
ЛИТЕРАТУРА 11
Агглютинация — создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]
Акцентирование — создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт. Может проявляться как уменьшение, или увеличение, или как изменение пропорций отдельных сторон изображаемого, или как многократное их повторение. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]
Воображение — форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]
Опережающее отражение — форма психического отражения, обеспечивающего возможность предвидеть ход развития процесса. Механизм о. о. был открыт П.К. Анохиным. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]
Творчество — деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]
Творческое воображение — вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющего основу творчества. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]
Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. … Не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. … Каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением – хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным – и преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать – это преображать. [Рубинштейн С. Л., 19]
Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется "лишь одним из видов воображения" (Ф.Кейра, А.Селли, П.П.Блонский и др.). [Рубинштейн С. Л., 19]
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. …воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма. … Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.[Немов Р. С., 15]
…до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. [Немов Р. С., 15]
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. [Немов Р. С., 15]
Воображение
является основой наглядно-образного
мышления, позволяющего человеку ориентироваться
в ситуации и решать задачи без
непосредственного
Воображение
тесно взаимосвязано и с
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности. … Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой. [Немов Р. С., 15]
Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]
Физиологической
основой воображения является сложная
аналитико-синтетическая
Важную роль в создании новых временных связей играет слово. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. [Немов Р. С., 15]
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. [Немов Р. С., 15]
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния. [Немов Р. С., 15]
Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. [Немов Р. С., 15]
Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение. [Немов Р. С., 15]
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. [Немов Р. С., 15]
С
помощью воображения мы можем
управлять многими
При
помощи специальных упражнений и
приемов можно развивать
Образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности бы не существовало. [Немов Р. С., 15]
Этапы творческого воображения:
Синтез,
реализуемый в процессах
агглютинация — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;
гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей;
схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков. [Гамезо М. В., Домашенко И. А., 5]
Существуют
индивидуальные, типологические особенности
воображения, связанные со спецификой
памяти, восприятия и мышления человека.
У одних людей может
Воображение
человека выступает как отражение
свойств его личности, его психологического
состояния в данный момент времени.
Известно, что продукт творчества,
его содержание и форма хорошо
отражают личность творца. Данный факт
нашел широкое применение в психологии,
особенно в создании психодиагностических
личностных методик. Личностные тесты
проективного типа (Тематический апперцептивный
тест — ТАТ, тест Роршаха и др.)
основаны на так называемом механизме
проекции, согласно которому человек
в своем воображении склонен
приписывать другим людям свои личностные
качества и состояния. Проводя по
специальной системе