Развитие творческого воображения детей в процессе восприятия музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1.Теоретическое представление о воображении и его психологическая характеристика 5
1.2. Особенности развития воображения в младшем школьном 9
возрасте на уроках музыки 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 15
2.1. Организация и методика изучения особенностей воображения младших школьников на уроках музыки в 4 классе 15
2.2. Содержание уроков музыки по исследованию творческого воображения младших школьников в 4 классе 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 28

Работа содержит 1 файл

развитие творческого воображения детей в процессе восприятия музыки.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Воспитание этой способности  через отрицательную оценку, порицание ведет к нарушениям преемственности с предшествующим психическим развитием. Напротив, воспитание способности к целевой регуляции деятельности через поощрение, положительную оценку успеха детей сохраняет богатство предшествующих достижений психического развития младших школьников.

Действие в соответствии с требуемым результатом формирует  у детей такие качества, как устойчивость поведения, способность к мобилизации, к действию с учетом фактора времени, к регуляции своих состояний в соответствии с достигаемым результатом.

Существует несколько  способов педагогически эффективного воспитания таких качеств личности. Во-первых, психологи отмечают важность воспитания  их через обнаружение  или осознание школьником значимости цели. Во-вторых, техника формирования подобных качеств предполагает, что отдаленная и трудная цель деятельности в ходе работы «добиться» на промежуточные цели, в своей совокупности, составляющие данную цель. Например, воспринять произведение сравнительно большой протяженности бывает зачастую не под силу маленькому школьнику. Но если его представить как последовательность ряда относительно завершенных фрагментов, эпизодов, эффект будет иной: ребята, пройдя через это, оказываются вполне в состоянии воспринять сочинение в целом. Есть и другие технические приемы, с помощью которых достигается подобный эффект: «погружение» учителем данной цели в состав более крупной (как это не покажется парадоксальным), но более актуальной «близкой» ребенку, значимой цели. В этом случае она становиться «простой», доступной даже для самых слабеньких ребят.

Нужно отметить, что в  учебно-воспитательной музыкальной  деятельности моторная, сенсорно-перцептивная и интеллектуально-волевая активность  всегда соотноситься с ведущей ролью мотивационной, эмоционально-выразительной активности. Осознанное социальное целеполагание формируется либо через целостное осмысление музыкального произведения, либо через включение обобщенных музыкальных знаний в контекст музыкального восприятия. При этом на основе мотивации может сформироваться ряд вариантов цели;  подключение же ряда мотивов ведет к возрастанию обобщенности цели. Цель музыкальной деятельности как творческой деятельности школьников никогда не предшествует этой художественной деятельности (в отличие от многих других форм учебных занятий детей в школе). Она рождается в процессе деятельности и ее осмысления, переосмысления. Здесь отчетливо видна специфика музыкальной деятельности как художественной: в ней (имеется в виду настоящее музыкальное творчество, настоящая музыка) всегда цель возникает не до восприятия, а в конце его как результат осмысления целостного музыкального сочинения.

В конечном счете, возраст  младших школьников в психологическом  смысле можно охарактеризовать как  возраст целеобразования.

 Данная выше общая  характеристика возрастных психологических особенностей младших школьников дана в аспекте должного развития применительно к музыкальным занятиям в школе, что для педагога-музыканта является наиболее важным.

Укажем теперь на объективно существующие особенности «обычного» психологического облика младших школьников, проявляющиеся в учебной практике:

  • разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;
  • моторная «зажатость», «закрепощенность», особенно у городских ребят;
  • недостаточная вокально-слуховая координация (иногда и двигательно-слуховая);
  • преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений по отношению к слуху (опять же преимущественно у городских ребят);
  • склонность к гедонистическим окрашенным чувствам;
  • потребность в смене эмоциональных состояний ( у младших школьников психологи отмечают своеобразную «импульсивность», бесконтрольность эмоциональных состояний»);
  • склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации, обобщения (с взрослыми, с персонажами произведений музыки);
  • регуляция деятельности, общение в опоре на чувственные ощущения, образы, но не на слово (стремление «увидеть» за словом конкретное представление; предпочтение тем словам, которыми обладают живые образы, представления детей);
  • интерес к внешней форме (музыкальной, словесной), к замещению форм, их « переодеванию» и т.д.;
  • интеллектуально-волевая регуляция только во имя субъективно- привлекательных «важных» причин;
  • личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах – звуковых, зрительных, двигательных и т.д.

Как и все другие психические  процессы, воображение развивается  и совершенствуется в деятельности человека. Основная тенденция в развитии воображения у детей – постепенное увеличение соответствия продукта воображения все более сложным закономерностям реальной действительности.

Обозначим кратко особенности развития воображения в младшем школьном возрасте.

    В младшем школьном  возрасте ребенок в своем воображении  уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируя в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, графические  или музыкальные образы и др.

 Воображение тесно  связано с личностью, ее развитием.  Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития — это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством (для чего также  первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ         ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

2.1. Организация и методика изучения особенностей  воображения        младших школьников на уроках музыки в 4 классе

 

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Более того, для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности школьников.

Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно  использовать специальные экспериментальные  методики, в ряде случаев можно ограничиться наблюдением за школьником, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности. Однако этот путь требует достаточно большого опыта и занимает много времени. Тем не менее, можно назвать ряд жизненных показателей, по которым можно судить о сфере вторичных образов ребенка и его способности оперировать ими.

В частности, об уровне развития представленной можно судить по тому, что играет решающую роль в формировании представлений:

    • о низком уровне развития данной способности свидетельствует доминирующая роль восприятия,
    • о более высоком - способность оперировать представлениями и менять их под влиянием слова,
    • а о наличии еще более высокого уровня – решающая роль слова в процессах формирования и изменения представлений (П.А. Сорокун).

Об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов.

Изучив теоретические  положения по нашей проблеме, мы разработали методику, направленную на исследование воображения младших школьников, которая  основывается на активном привлечении ассоциаций младших школьников, возникающих у них при прослушивании музыкальных произведений.

Суть нашей методики в следующем: чем большее количество ассоциативных связей сможет оживить в своей памяти слушатель, в нашем случае младший школьник, тем ярче, точнее и содержательнее будут отражающие их внутренне слуховые образы, а значит, активизируется его  воображение.

В связи с этим, важно:

  • подобрать яркий звукоизобразительный репертуар, направленный на активную работу фантазии и  всей  эмоциональной сферы учащихся,
  • стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу звучащей музыки.

В соответствии с этим, в качестве репертуара мы использовали произведения  шведская народная песня «Три парня», А.Бородин «Богатырская симфония» фрагмент.

 Детям было предложено прослушать все произведения   в течение 3 уроков и ответить на следующие вопросы.:

       Слушание. Вторая симфония А.Бородина.

    1. Есть что-нибудь общее между прозвучавшей музыкой и эпизодами в романсе «Спящая княжна»?
    2. Как музыкальный язык симфонии передает её русский характер?
    3. А.Бородин не дал названия своей Второй симфонии. Какое название могли бы вы предложить?
    4. Какую картину в вашем воображении рисует музыка Богатырской симфонии?  И.т.д.

                               Шведская народная песня «Три парня».

    1. Какое настроение вызывает у вас эта песня?
    2. Что выражает и изображает мелодия?
    3. Какие картины помогает увидеть нам песня? Опишите словами из песни.
    4. Можем ли мы назвать трех парней богатырями? Почему?
    5. Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе богатырей? И т.д.

Таким образом, через  восприятие и активизацию  воображения  мы пришли к определению программного содержания определенных  музыкальных произведений.

Мы предлагаем следующие рекомендации для учителей музыки, родителей и других взрослых, которые участвуют в воспитании детей:

1. Использовать задания,  в которых ребенок должен:

а) создавать образ  предмета по его словесному описанию;

б) воссоздавать целостный  образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей.

2. Оперировать в уме  образами простых многомерных  объектов (пространственное воображение).

Все предметы окружающего  нас мира существуют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространственные характеристики этих предметов. В связи с этим, очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой способности младшим школьникам можно предложить игры двух типов:

а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,

б) па представление взаимного  расположения нескольких предметов  в пространстве.

3. Подчинять свое воображение  определенному замыслу, создавать  и последовательно реализовывать план этого замысла.

Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не достигают своего воплощения. В этом возрасте у ребенка уже есть необходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее продуманному плану. Поэтому очень важно развить эту способность, научить ребенка не просто бесцельно и отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные произведения (музыку, рисунки, истории, конструкции и т.п.).

2.2. Содержание  уроков музыки по исследованию творческого воображения младших школьников в 4 классе

Конспект урока  музыки

Тема урока: «Музыка передает движения».

Цель: показать, как разные виды искусства – поэзия, музыка и живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание.

Музыкальный материал: К. Листов «Песня о тачанке»; Е.Крылатов, сл. Ю.Энтина «Крылатые качели». 

Дополнительный материал: репродукция картины М.Б.Грекова «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед».

Оборудование: учебная доска, фортепиано, пластинки, проигрыватель.

Информация о работе Развитие творческого воображения детей в процессе восприятия музыки