Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 17:38, статья
Появление гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов является свидетельством того, что в нашей стране появилась острая необходимость в поддержке и развитии наиболее способных и одаренных детей. Ведь именно такие дети являются интеллектуальным богатством страны.
Одаренность - стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Марьин В.А.
учитель физики и информатики
МОУ СОШ п.Усть - Люга
I (Первая) категория
Одаренность человека - это маленький
росточек, едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод.
Появление гимназий, лицеев, школ с
углубленным изучением
Одаренность - стечение трех характеристик:
интеллектуальных способностей, превышающих
средний уровень, креативности и настойчивости.
Многие утверждают, что способности даются
человеку от рождения. Но это не так: способности
развиваются в деятельности. «Ученик умственно
воспитывается лишь тогда, когда по отношению
к знаниям он занимает не пассивную, а
деятельную позицию. Только при этом условии
учение, познание доставляет ему глубокие
чувства радости, удовлетворенности, взволнованности,
эмоциональной
Проблема одаренности в настоящее время
становится все более актуальной. Это,
прежде всего, связано с потребностью
общества в неординарной творческой личности.
Неопределенность современной окружающей
среды требует не только высокую активность
человека, но и его умения, способности
нестандартного поведения.
Однако недостаточный психологический
уровень подготовки педагогов для работы
с детьми, проявляющими нестандартность
в поведении и мышлении, приводит к неадекватной
оценке их личностных качеств и всей их
деятельности. Нередко творческое мышление
одаренного ребенка рассматривается как
отклонение от нормы или негативизм.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются
в помощи взрослых, в особом внимании и
руководстве. Однако в силу личностных
особенностей такие дети наиболее чувствительны
к оценке их деятельности, поведения и
мышления, они более восприимчивы к сенсорным
стимулам и лучше понимают отношения и
связи. Одаренный ребенок склонен к критическому
отношению не только к себе, но и к окружающему.
Поэтому педагоги, работающие с одаренными
детьми, должны быть достаточно терпимы
к критике вообще и себя в частности. Талантливые
дети часто воспринимают невербальные
сигналы как проявление неприятия себя
окружающими. В результате такой ребенок
может производить впечатление отвлекающегося,
непоседливого, постоянно на все реагирующего.
Для них не существует стандартных требований
(все как у всех), им сложно быть конформистами,
особенно если существующие нормы и правила
идут вразрез с их интересами и кажутся
бессмысленными. Для одаренного ребенка
утверждение, что так принято, не является
аргументом. Одаренные дети достаточно
требовательны к себе, часто ставят перед
собой не осуществимые в данный момент
цели, что приводит к эмоциональному расстройству
и дестабилизации поведения. Такие дети
нередко с недостаточной терпимостью
относятся к детям, стоящим ниже их в плане
развития способностей. Эти и другие особенности
таких ребят влияют на их социальный статус,
когда они оказываются в положении “неодобряемых”.
Способности рассматриваются как индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека
от другого, от которых зависит возможность
успеха деятельности, а одаренность - как
качественно своеобразное сочетание способностей
(индивидуально-психологических особенностей),
от которого также зависит возможность
успеха в деятельности. Иногда способности
считают врожденными, "данными от природы".
Однако научный анализ показывает, что
врожденными могут быть лишь задатки,
а способности являются результатом развития
задатков.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические
особенности организма. К ним относятся,
прежде всего, особенности строения головного
мозга, органов чувств и движения, свойства
нервной системы, которыми организм наделен
от рождения. Задатки представляют собой
лишь возможности, и предпосылки развития
способностей, но еще не гарантируют, не
предопределяют появления и развития
тех или иных способностей. Возникая на
основе задатков, способности развиваются
в процессе и под влиянием деятельности,
которая требует от человека определенных
способностей. Вне деятельности никакие
способности развиваться не могут. Ни
один человек, какими бы задатками он не
обладал, не может стать талантливым математиком,
музыкантом или художником, не занимаясь
много и упорно соответствующей деятельностью.
К этому нужно добавить, что задатки многозначны.
На основе одних и тех же задатков могут
развиваться неодинаковые способности,
в зависимости опять - таки от характера
и требований деятельности, которой занимается
человек, а также от условий жизни и особенно
воспитания. Задатки и сами развиваются,
приобретают новые качества. Поэтому,
строго говоря, анатомо-физиологической
основой способностей человека являются
не просто задатки, а развитие задатков,
то есть не просто природные особенности
его организма (безусловные рефлексы),
но и то, что приобретено им в процессе
жизни - системы условных рефлексов.
Качественно своеобразное сочетание способностей,
необходимых для успешного выполнения
какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Существуют в основном 2 стратегии обучения
одарённых детей: ускорение и обогащение.
Ускорение: это и раннее поступление
в школу, занятия в другом классе, перепрыгивание
через класс, создание профильных классов,
частные школы.
Обогащение: это миникурсы, кружки, факультативы,
разработка индивидуальных программ.
1. Ускорение обучения
Вопросы темпа обучения являются предметом
давних до сих пор неутихающих споров,
как среди ученых-психологов, так и среди
педагогов и родителей. Многие горячо
поддерживают ускорение, указывая на его
эффективность для одаренных учащихся.
Другие считают, что установка на ускорение
— односторонний подход к детям с высоким
уровнем интеллекта, так как не учитываются
их потребность в общении со сверстниками
эмоциональное развитие. Следует заметить,
что ускорение возможно не только как
это представляют в форме «перескакивания»
через класс. Ускорение связано в первую
очередь с изменением скорости обучения,
а не содержания того чему учат.
Каковы психологические предпосылки обращения
к ускорению?
Одной из бросающихся в глаза особенностей
интеллектуально одаренных детей является
их раннее речевое развитие. В силу разных
причин эти дети понимают большее количество
слов и больше сообщений. Отсюда — быстрота
в схватывании сущности смысла характерные
для них. Как следствие такие учащиеся
способны усваивать учебную программу
с высокой скоростью. Имеются основания
считать, что когда уровень и скорость
обучения не соответствуют потребностям
ребенка то наносится вред как его познавательному,
так и личностному развитию. Быстрое схватывание
великолепное запоминание информации
сила обобщения любознательность и независимость
суждений под влиянием уже освоенной скучной
учебной программы тратятся в холостую.
Следующая аналогия дает возможность
почувствовать необходимость стратегии
ускорения. Занятия одаренного ребенка
в обычном классе по стандартной учебной
программе похожи на тот случай, когда
нормального ребенка по ошибке помещают
в класс для детей с задержкой умственного
развития. Ребенок в таких условиях начинает
приспосабливаться он старается быть
похожим на своих одноклассников в самых
разных проявлениях и спустя какое то
время его поведение будет похоже на поведение
всех остальных детей в классе. Он начинает
подстраивать выполнение заданий по качеству
и количеству под соответствующее ожидание
учителя. У невнимательного неподготовленного
педагога такой ребенок может надолго
задержаться в развитии.
Значительная часть проблем детей с высоким
интеллектом в обычном классе определяется
тем, что они легко справляются с учением
и поэтому могут не привлекать к себе внимания
создавая у учителя впечатление, интеллектуальные
потребности удовлетворены. Однако неожиданный
бунт ученика или жалобы родителей могут
обнаружить, что это далеко не так. Все
специалисты сходятся в том, что в каком
либо виде ускорение должно входить в
любую программу обучения детей с высоким
умственным развитием. Также единодушны
они в том, что ускорение не является универсальной
стратегией, необходимой всем одаренным.
Очевидно, несопровождаемое какими- то
ещё изменениями в программе, ускорение
лишь сокращает число лет, проводимых
в школе. Многолетние исследования, проведенные
рядом психологов, показали, что ускорение
способствует развитию интеллекта и обычно
не наносит вреда в сфере общения.
Основные требования при включении учащихся
в учебные программы, построенные с использованием
ускорения следующие:
- Учащиеся должны быть определенно заинтересованы
в ускорении, демонстрировать явный интерес
и повышенные способности в той сфере,
где будет использовано ускорение;
- Дети должны быть достаточно зрелыми
в социально-эмоциональном плане;
- Необходимо согласие родителей, но не
обязательно их активное участие.
Существует несколько организационных
форм ускорения: ранее поступление в школу;
ускорение в обычном классе; занятия в
другом классе; «перепрыгивание» через
класс; профильные классы; радикальное
ускорение, возможность заниматься по
университетской программе; частные школы;
раннее поступление в высшее учебное заведение.
Исследователи, изучавшие эффективность
форм ускорения на всех возрастных этапах,
единодушны в том, что оптимальный результат
достигается при одновременном соответствующем
изменении содержания учебных программ
и методов обучения.
Как правило, учебные программы основываются
на сочетании двух основных стратегий
— ускорения и обогащения.
2.Обогащение обучения
Стратегия обогащения в обучении выдающихся
по своим способностям детей появилась
как прогрессивная альтернатива ускорению,
которое начали практиковать несколько
раньше. Передовые педагоги были озабочены
развитием ребенка как целостной личности
и поэтому считали, что обогащение, без
установки на ускорение как на самоцель,
дает ребенку возможность созревать эмоционально
в среде сверстников, одновременно развивая
свои интеллектуальные способности на
соответствующем уровне. Такое представление
об обогащении сохраняется у большинства
современных специалистов.
Одаренный ребенок не продвигается быстрее,
а получает дополнительный материал к
традиционным курсам, большие возможности
развития мышления, креативности, умение
работать самостоятельно.
Стратегия обогащения включает несколько
направлений: расширение кругозора, знаний
об окружающем мире и самопознание, углубление
этих знаний и развитие инструментария
получения знаний. Обогащение обучения
может быть специально направленно на
развитие творческого мышления.
За рубежом существуют и другие формы
организации. Одна из них — выделение
внутри одного класса групп с разными
уровнями умственной одаренности. Одаренные
получают возможность учиться в своем
классе, но в группе сверстников, близких
им по уровню способностей. В том случае,
когда такие учащиеся занимаются по специально
разработанной программе, эффект очень
высок. Если эти дети обучаются в группе
по той же программе, что и остальной класс,
эффект выделения в группу весьма невелик.
Обучение вместе с другими детьми, имеющими
высокий умственный уровень благоприятно
влияет на самооценку — ведь в такой ситуации
необходимо учиться с полной отдачей сил,
ощущая постоянную стимуляцию со стороны
соучеников. Что же касается очень способных
детей, которые учатся в обычных классах,
то они часто высокомерно относятся к
сверстникам, которые, по их мнению, с трудом
усваивают азбучные истины.
6 Как показали исследования, именно дети
с высоким интеллектом больше всего нуждаются
в «своем» учителе. Признанный авторитет
в вопросах образования Бенджамин Блум
выделил три типа учителей, работа с которыми
одинаково важна для развития одаренных
учащихся. Это
- учитель, вводящий ребенка в сферу учебного
предмета и создающий атмосферу эмоциональной
вовлеченности, возбуждающей интерес
к предмету
- учитель, закладывающий основы мастерства,
отрабатывающий с ребенком технику исполнения,
- учитель, выводящий на высокопрофессиональный
уровень.
Сочетание в одном человеке особенностей,
обеспечивающих развитие в одаренном
ребенке всех этих сторон, чрезвычайно
редко.
Исследования говорят, что подготовленные
учителя значимо отличаются от тех, кто
не прошел соответствующего обучения.
Они используют методы, более подходящие
для одаренных, они больше способствуют
самостоятельной работе учащихся и стимулируют
сложные познавательные процессы (обобщение,
углубленный анализ проблем, оценку информации
и т.д.). Подготовленные учителя больше
ориентируются на творчество, поощряют
учащихся к принятию риска.
Цель учителя, помочь проявлению и развитию
способностей ученика, оказать ему поддержку
и помощь.
По мнению исследователей, поведение учителя
для одаренных детей в классе, в процессе
обучения и построения своей деятельности
должно отвечать следующим характеристикам:
он разрабатывает гибкие, индивидуализированные
программы, создает теплую, эмоционально
безопасную атмосферу в классе, предоставляет
учащимся обратную связь, использует различные
стратегии обучения, уважает личность,
способствует формированию положительной
самооценки ученика, уважает его ценности,
поощряет творчество и работу воображения,
стимулирует развитие умственных процессов
высшего уровня, проявляет уважение к
индивидуальности ученика.
Одной из форм работы с одаренными детьми
является менторство (индивидуальное
руководство).
Потребность в таких взаимоотношениях
особенно велика у ребенка с высоким интеллектом,
с необычными запросами, которые трудно
удовлетворить в условиях школьного обучения.
Пока у нас при всех переменах в системе
образования, эта форма работы не используется
целенаправленно
Менторство осуществляется в нескольких
видах. Менторы могут привлекаться периодически
к работе с группой или отдельными выдающимися
учениками, для того чтобы расширить их
знания о мире профессии, специальностях,
и видах деятельности. Менторы могут систематически
работать с малой группой или одним учащимся
над проектом на протяжении какого-то
времени. Менторство приводит «к учению
с увлечением» и дает школьникам не только
знания и умения. Оно способствует формированию
положительного «образа Я» и адекватной
самооценки, развитию способностей к лидерству
и умений социального взаимодействия,
помогает устанавливать длительные дружеские
отношения со сверстниками и благоприятствует
творческим достижениям. Школьники учатся
учитывать свои не только сильные, но и
слабые стороны.
На уроке основная проблема - оптимально
загрузить умственные способности, обеспечить
безостановочное движение вперёд, поэтому
необходимо разнообразить программу с
учётом потребностей высоко одарённых
детей. Для создания программы необходимо
знать: какими чертами обладают одарённые
дети? Бабаева Ю.Д, Лейтес Н.С, Марютина
Т.М, Мелик-Пашаев А.А в основном выделяют
3 основные черты:
1. Познавательная потребность.
а) активность- ребёнок постоянно ищет
смены впечатлений, новую информацию.
Чем больше он узнаёт, тем более ему хочется
знать.
б) потребность в самом процессе умственной
деятельности
в) удовольствие от умственного напряжения
2. Интеллект. Характеризуется конкретностью
мышления и способностью к абстракциям.
а) быстрота и точность выполнения умственных
операций, обусловленных устойчивостью
внимания и прекрасной оперативной памятью.
б) сформированность навыков логического
мышления, стремление к рассуждению, обобщению,
выделению главного, классификациям.
в) богатство словаря, быстрота и оригинальность
словесных ассоциаций
3. Креативность, (творческость)
а) особый склад ума
б) установка на творческое выполнение
задания
в) развитость творческого мышления и
воображения
Креативность охватывает совокупность
мыслительных и личностных качеств, способствующих
становлению способности к творчеству.
Это способность порождать необычные
идеи, отклоняться в мышлении от традиционных
схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
При работе с одарёнными детьми:
- Прежде всего делается акцент на формирование
умения учиться.
- Регулярно предоставляется возможность
выступать в роли учителя.
- Используется большое количество творческих
заданий, ролевых тренингов, дискуссий.
- Исключается давление учителя; на занятии
- свободное общение.
- Учёба должна приносить ребёнку удовольствие
- Необходимо самостоятельное добывание
информации,
уважение желания ребёнка работать самостоятельно.
- Поощрение настойчивости, активности.
- Не снижать самооценку ученика
- Ребёнку необходимо осознавать общественную
значимость проблемы.
- Задания должны быть творческими, включающими
исследования, анализ, доказательства
и выводы по изучаемой проблеме;
- Необходимо больше практических работ,
работ со словарями, со справочной литературой.
Вывод: перед началом работы с одарёнными
детьми необходимо учитывать их психологические
особенности, уметь выявлять таких детей,
владеть приёмами работы с ними.
Правила для педагогов работающих с
одаренными детьми:
1. He занимайтесь наставлениями; помогайте
детям действовать независимо, не давайте
прямых инструкций относительно того,
чем они должны заниматься.
2. Не делайте скоропалительных выводов;
на основе тщательного наблюдения и оценки
определяйте сильные и слабые стороны
детей; не следует полагаться на то, что
они уже обладают определенными базовыми
навыками и знаниями.
3. Не сдерживайте инициативы детей и не
делайте за них то, что они могут сделать,
или могут научиться делать самостоятельно.
4. Научитесь не торопиться с вынесением
суждения.
5. Научите детей прослеживать межпредметные
связи.
6. Приучите детей к навыкам самостоятельного
решения проблем, исследования и анализа
ситуации.
7. Используйте трудные ситуации, возникшие
у детей в школе и дома, как область приложения
полученных навыков в решении задач.
8. Помогайте детям научиться управлять
процессом усвоения знаний.
9. Подходите ко всему творчески;
10. Иметь живой и активный характер;
11. Обладать чувством юмора;
12. Проявлять гибкость, быть готовым к
пересмотру своих взглядов и постоянному
самосовершенствованию;
13. Иметь творческое, возможно нетрадиционное
мировоззрение;
14. Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
И напоследок, хочу привести высказывание
Сократа: «Учитель, подготовь себе ученика,
у которого сам сможешь учиться».