Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в направлении развития творческих способностей в изобразительной деятельности. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.

Содержание

Введение стр.
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творчества способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Проблема творчества, творческих способностей в современной педагогике и психологи стр.
Понятие «творчество» и «творческих способности» стр.
Компоненты творческих способностей стр.
Развитие изобразительных способностей стр.
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей стр.
Вывод по главе I стр.
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
2.1 Развитие качеств творческого мышление стр.
2.2 Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности стр.
2.3 Условия успешного развития творческих способностей детей
Глава II Методы исследования развития творческих способностей
Методы исследования стр.
Заключение стр.
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по дошкольной педагогике (ИЗО деятельность).docx

— 89.52 Кб (Скачать)

 

 

 

 

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного  возраста

 в изобразительной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2009

 

Содержание

 

Введение                                                                                          стр.

Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творчества способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной  деятельности.

    1. Проблема творчества, творческих способностей в современной педагогике и психологи                                                          стр.
    1. Понятие «творчество» и «творческих способности»           стр.
    1. Компоненты творческих способностей                                стр.
    2. Развитие изобразительных способностей                            стр.
    3. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей                                                                      стр.

Вывод по главе I                                                                                   стр.

    1. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

2.1 Развитие качеств творческого мышление                              стр.

2.2 Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности                                                                                   стр.

2.3 Условия успешного развития  творческих способностей детей

 Глава II Методы исследования развития творческих способностей

Методы исследования                                                                          стр.

Заключение                                                                                           стр.

Приложения                                                                                          стр.

Литература                                                                                             стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Творческие способности  – далеко не новый предмет исследования. 
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Требуется от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Умственный труд почти во всех профессиях постоянно растет, и большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины. Становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью интеллекта, задачу развития творческих  способностей – одно из важнейших задач в воспитании современного человека. Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей.

Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.

Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в направлении развития творческих способностей в изобразительной деятельности. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:

- Выявление основных компонентов  творческих способностей на основе  анализа литературы.

- Определение условий,  благоприятных для развития творческих  способностей детей.

- Определение основных направлений педагогических задач по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.

- Определение эффективности  работы традиционных методик  дошкольного воспитания в отношении  развития творческих способностей  детей.

В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно- педагогического исследования. 
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме. 
2. Подбор диагностик по творческим способностям детей. 

Курсовая работа состоит  из двух глав. В первой главе выделены компоненты творческих способностей авторами А.Н. Лук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников дано определение творчество, творческая деятельность, творческие способности. Рассматривается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на проблему – развитие творческих способностей, делается попытка определить универсальные творческие способности человека. Авторы, которые изучали развитие творческих способностей в изобразительной деятельности Л. А. Вегер, Н. Г. Салмина, Е. Е, Сапогова,  Л. Г. Коротаева, Н. А.  Ветлугина, Е. И. Игнатьева, В. И. Ириенко, В. А. Крутецкий,  Ю. А. Полуянов, Е. И. Игнатьева, Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина,  Н. И. Стрелянова.

В последние годы проведены  ряд исследований творческих способностей авторами Лаврентьева Ю. Ф.  в работе «Индивидуальные особенности воображения  старшего дошкольного возраста»; Симаева «Развитие интеллектуально- творческих особенностей у одаренных дошкольников 5-6 лет»

 В главе рассматривается  вопрос об оптимальных сроках  начала развития творческих способностей  детей, данным вопросом занимались Дж. Смита,   
Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола.

 Вторая часть главы  посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей. Рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей (О.М. Дьяченко, Выготский Л. Н.), определяются основные направления и педагогические задачи по развитию творческого потенциала дошкольников.

Во второй главе осуществляется подбор диагностических методик по развитию творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии

 

    1. Понятия творчество и творческие способности

 

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет  предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в  это понятие. Очень часто в  обыденном сознании творческие способности  отождествляются со способностями  к различным видам художественной деятельности, с умением красиво  рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Творческие способности тесно связаны с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью понимается деятельность человека, в результате которой создается  новое (предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности).

При внимательно рассмотрение поведения человека, его деятельность можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Воспроизводящий вид деятельности  связан с памятью. Сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом  которой является создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом  общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.

Творческие  способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения творческой деятельности различного рода. [          ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Компоненты творческих способностей

 

Творческие способности  представляют собой сплав многих качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека на сегодняшний день остается открытым. Существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие дивергентным мышлением, при решении проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими ничего общего.

 Дивергентный способ  мышления лежит в основе творческого  мышления, которое характеризуется  следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность  высказывать максимальное количество  идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность  высказывать широкое многообразие  идей.

3. Оригинальность - способность  порождать новые нестандартные  идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность  совершенствовать свой "продукт"  или придавать ему законченный  вид. [           ]

Известный отечественный  исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и  музыкантов выделяет следующие творческие способности 

1. Способность видеть  проблему там, где её не видят  другие.

2. Способность сворачивать  мыслительные операции, заменяя  несколько понятий одним и  используя всё более ёмкие  в информационном отношении символы.

3. Способность применить  навыки, приобретённые при решении  одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать  действительность целиком, не  дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать  отдалённые понятия.

6. Способность памяти  выдавать нужную информацию в  нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать  одну из альтернатив решения  проблемы до её проверки.

9. Способность включать  вновь воспринятые сведения в  уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть  вещи такими, какие они есть, выделить  наблюдаемое из того, что привносится  интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования  идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки  деталей, к совершенствованию  первоначального замысла. [          ]

Кандидаты психологических  наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале выделили следующие универсальные  креативные способности, сложившиеся  в процессе человеческой истории..

1. Реализм воображения – образное схватывание существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое  раньше частей.

3. Надситуативно – преобразовательный  характер творческих решений  – способность при решении  проблемы не просто выбирать  из навязанных  альтернатив, а  самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно  создавать условия, в которых  предметы наиболее выпукло обнаруживают  свою скрытую в обычных ситуациях  сущность, а также способность  проследить и проанализировать  особенности "поведения" предметов  в этих условиях. [           ]

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности