Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в направлении развития творческих способностей в изобразительной деятельности. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.

Содержание

Введение стр.
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творчества способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Проблема творчества, творческих способностей в современной педагогике и психологи стр.
Понятие «творчество» и «творческих способности» стр.
Компоненты творческих способностей стр.
Развитие изобразительных способностей стр.
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей стр.
Вывод по главе I стр.
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
2.1 Развитие качеств творческого мышление стр.
2.2 Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности стр.
2.3 Условия успешного развития творческих способностей детей
Глава II Методы исследования развития творческих способностей
Методы исследования стр.
Заключение стр.
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по дошкольной педагогике (ИЗО деятельность).docx

— 89.52 Кб (Скачать)

1. Креативность рассматривается как творческий продукт, качество которого впоследствии и подвергаются оценке (Е.П. Торренс, С.В. Тейлор и др.);

2. Креативность выступает как процесс, черты которого становятся объектом оценки (Р. Арнхейм). [          ]

Авторы придерживаются первого подхода разработанные Е.П. Торренсом приводит параметры оценки продуктов детского творчества: беглость, гибкость, оригинальность.

Д. Шмуклер вводит факторную  модель детского творчества, основными  показателями которой являются «выразительное воображение» и «социальная компетенция», т.е. стремление к совершенствованию  мастерства ребенка. [          ]

 Дудецкий А. Я. предлагает оценивать особенности воображения по результатам решения задач. Он выделил такие качества воображения, как сила (яркость образов), широта (количество) и критичность (приближенность к действительности). Эти параметры, по мнению автора книги, не поддаются точной оценке. [          ]

Е.А. Лустина оценивает  результаты творческих заданий по продуктивности и оригинальности. На основании их соотношения она выделила три  вида фантазирования:

равнозначное – оба  показателя одинаковы;

содержательное – показатели оригинальности выше;

формальное – выше показатели продуктивности.

Все попытки исследователей оценить творческий продукт делит на три группы:

1. Продукт считается творческим, если он обладает социальной  значимостью и представляет особую  ценность для общества;

2. Продукт оценивается по степени его новизны для субъекта;

3. Продукт оценивается  независимо от его социальной  или индивидуальной новизны по  параметрам, позволяющим сравнивать  его с продуктами индивидов  одной группы. [          ]

Дьяченко О. М. указывает на три традиционных параметра, которые представляются ей наиболее адекватными для оценки творческих продуктов. Это количество правильных ответов, количество различных категорий ответов и оригинальность. Данные критерии,  отражают основные тенденции в развитии продуктивного воображения. Применение этих критериев является адекватным для оценки уровня развития творческих компонентов выполнения специальных заданий. Это должны быть такие задачи, которые предполагают самые разнообразные варианты решения и позволяют ребенку строить целостные образы воображения, отталкиваясь от отдельных свойств реальности. Именно тогда представляется возможным определить уровень развития творческого воображения и оценить степень сформированности его основных механизмов у детей.

 

 

Виды воображения  и особенности личности дошкольника.

Различия между детьми с преобладанием "познавательного" или "эмоционального" воображения  выявились при анализе их мотивационно-потребностной  сферы. По данным литературы (Л.А.Венгер; В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин), основные мотивы детей дошкольного возраста можно  соединить в 2 большие группы:

1) деятельностные мотивы  относятся к внешней по отношению  к ребенку действительности;

2) мотивы, относящиеся к самому себе, к построению и защите образа "я".

Об особенностях эмоциональной  сферы дошкольников можно судить, прежде всего, по характеру использования  цвета при выполнении рисунков. Для  детей с "познавательным" воображением цвет имеет меньшее значение, чем  для детей с "эмоциональным". Дети с "познавательным" воображением меньше варьируют цвета, используют цвет адекватно реальности. Дети с "эмоциональным" воображением всегда пользуются цветом, варьируют цвета не всегда в соответствии с действительностью.

Дети с преобладанием "эмоционального" воображения  больше подвержены воздействиям возникающих  в их жизни конфликтов. Описываются 3 группы детей с особой эмоциональной  реактивностью:

1) возбудимые дети;

2) тормозимые дети;

3) "реактивно-эмоциональные"  дети. [          ]

Анализ соотношения самооценки, ожидаемых оценок и уровня притязаний показывает большую неопределенность и дисгармонию оценочных структур образа "я" у детей с "эмоциональным" воображением по сравнению с детьми с "познавательным" воображением.

Дети с "эмоциональным" воображением чаще испытывают трудности в общении; они строят отношения, чаще основываясь на отношении к себе, чем на объективных достоинствах и недостатках окружающих;

У детей с "познавательным" воображением оценка окружающих более опосредована деятельностными характеристиками. Они отличаются большей устойчивостью в планировании и организации деятельности, обладают четкой последовательностью, более самостоятельны при выполнении различных заданий по сравнению с детьми с "эмоциональным" воображением.

Итак, существуют некоторые  особенности личности ребенка, с  которыми связано преобладание того, или иного вида воображения:

- устойчивость, осознанность и направленность мотивов;

- общая эмоциональность детей, определенность и гармоничность оценочных структур образа "я", специфика общения ребенка с окружающими;

- степень самостоятельности в регуляции и оценке собственной деятельности.

Выявление преобладающего типа воображения наряду с личностными  особенностями детей позволяет  наметить и осуществить индивидуальный подход к развитию воображения дошкольников. Уровень развития продуктивного  воображения определяется спецификой средств, которые исполняет ребенок  при выполнении заданий на воображение.

2.3 Условия  успешного развития творческих  способностей.

 

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. 
На основе анализа работ нескольких авторов, Дж. Смита, 
Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым шагом к успешному развитию творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, заранее окружить ребенка средой и системой отношений, которые стимулировали его самую разнообразную творческую деятельность и развивали в нем то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

.

Третий шаг, эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Процесс познания мира в дошкольном возрасте идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период ребенку необходимо больше заниматься творчеством, решать множество совершенно новых задач самостоятельно и без предварительного обучения (если взрослые позволяют ему это делать)

 Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким- либо делом, в выборе способов. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Пятое условие успешного развития творческих способностей предоставление ребенку такой свободы.

- нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам;

- нельзя думать за него, когда он сам может додуматься;

Шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.

 Создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом.

Западные психологи считают, что творчество изначально присуще ребенку  надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (педагогическая практика доказывает), если подобрать соответствующие методы обучения, дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет  представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд  частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

В данной курсовой работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому  основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие продуктивного  творческого воображения, которое  характеризуется такими качествами  как богатство продуцируемых  образов и направленность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность,  диалектичность и системность  мышления.

Дошкольный возраст имеет  богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени  необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями  являются:

1. Раннее физическое и  интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей  развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение  ребенком задач, требующих максимального  напряжения сил, когда ребенок  добирается до "потолка " своих  возможностей.

4. Предоставление ребенку  свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности  занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь ( не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая  обстановка, поощрение взрослыми  стремления ребенка к творчеству.

Создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:

1. Введение в программу  дошкольного воспитания специальных  занятий, направленных на развитие  творческого воображения и мышления  детей.

2. Введение специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи, подача детям заданий творческого характера.

3. Управление взрослыми  детской предметной и сюжетно-ролевой  игрой с целью развития в  ней воображения детей.

4. Использование специальных  игр, развивающих творческие способности  детей.

5. Работа с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М.,1979 г.
  2. Артемьева Т. И. Методический аспект проблемы способностей. М. Наука 1977
  3. Березина В. Т. , Викеньев И. А. Детство творческой личности :// Журнал Дошкольное воспитание 1960 стр. 60
  4.   Богат В. Кюкалов В. Развитие творческого мышления:// Журнал Дошкольное воспитание 1994 № 1 стр. 117-119
  5. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству – М. Знание 1981.
  6. Венгер Л. А. , Дьяченко О., Тарасова К. Дошкольное обучение: программа, направлена на развитие творческих способностей:// Журнал Дошкольное воспитание 1992 № 9, 10 стр. 28
  7. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества:// Журнал Дошкольное воспитание 1982 № 11 стр. 32-38
  8. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок -. М. Педагогика 1972
  9. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте:// Журнал Дошкольное воспитание 1997 стр. 92
  10. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольника: учеб, пособие для студентов 1998
  11. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности М. 2000
  12. Ендовицкая Т. О развитии способностей детей: // Журнал Дошкольное воспитание 1969 № 12 стр. 73
  13. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей :// Журнал Дошкольное воспитание 1967 № 12 стр. 73-75
  14. Земскова А. Роль взрослых в развитии способностей ребенка: // Журнал Дошкольное воспитание 1984 № 9 стр. 16
  15. Игнатьева Е. И. Развитие у детей способностей к рисованию:// Как рисовать и воспитывать способности у детей. - М. Академия педагогических наук РСФСР 1962
  16. Казакова  Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / М. Владос 2006
  17. Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности . – М. 1959
  18. Комарова Обучение детей технике рисования / М. Просвещение 1976
  19. Кудрявцева В., Синельникова В. Ребенок – дошкольник: новый подход к диагностике  творческих способностей: // Журнал Дошкольное воспитание 1995 № 9 стр. 52 № 10 стр. 62
  20.   Малыш и красота: О развитии художественного творчества дошкольника Н. Н. 1994
  21. Сакулина Н. П. Развитие активности и творчества в процессе обучения изобразительной деятельности: // Журнал дошкольное воспитание 169 № 5 стр. 50
  22. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / под ред. Ветлугиной М. Педагогика 1980
  23. Урмузиной Б. Г. «Природа и структура творческий потенциал ребенка - дошкольника»  2002 г.
  24. Щербаков В. С. Изобразительное искусство: обучение и творчество. М.: Просвещение 1969
  25. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М.Знание

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности