Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в направлении развития творческих способностей в изобразительной деятельности. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.

Содержание

Введение стр.
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творчества способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Проблема творчества, творческих способностей в современной педагогике и психологи стр.
Понятие «творчество» и «творческих способности» стр.
Компоненты творческих способностей стр.
Развитие изобразительных способностей стр.
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей стр.
Вывод по главе I стр.
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
2.1 Развитие качеств творческого мышление стр.
2.2 Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности стр.
2.3 Условия успешного развития творческих способностей детей
Глава II Методы исследования развития творческих способностей
Методы исследования стр.
Заключение стр.
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по дошкольной педагогике (ИЗО деятельность).docx

— 89.52 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы исследования развития творческих способностей

 

Методика" Солнце в комнате"

 

Основание: Реализация воображения.

Цель: Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал: Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция  к проведению: Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной". Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

Обработка данных: В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие  задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) - 2 балла.

3. Содержательное устранение  несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице")  - 3 балла.

 б) сложный ответ  (переделать рисунок - "Сделать  из солнышка лампу")  - 4 балла.

4. Конструктивный ответ  (отделить несоответствующий элемент  от других, сохранив его в контексте  заданной ситуации ("Картинку  сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.)   -5 баллов.

 

 

 

 

 

Методика "Складная картинка"

 

Основание: Умение видеть целое раньше частей.

Цель: Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Материал: Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

Инструкция  к проведению: Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".

Обработка данных: В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов.  Выделяются следующие уровни ответов:

1. Отсутствие ответа, непринятие  задания ("Не знаю", " Ничего  не станет", "Так не бывает") - 1 балл.

2. Ответ описательного  типа, перечисление деталей рисунка,  находящихся в поле зрения  или вне его, т.е. утеря контекста  изображения ("У утки нет  головы", "Утка сломалась", "Утка  разделилась на части" и  т. д.) - 2 балла.

3. Ответы комбинирующего  типа: сохранение целостности изображения  при сгибании рисунка, включение  нарисованного персонажа в новую  ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла. 
Ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

 

 

 

Методика "Как  спасти зайку"

 

Основание: Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель: Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Материал: Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция  к проведению: Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных: В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый  уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй  уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий  уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

 

 

 

 

 Методика "Дощечка"

 

Основание.; Детское экспериментирование.

Цель: Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

Материал: Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

Инструкция  к проведению: Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что- нибудь похожа. Попробуй это сделать".

Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает  его и спрашивает: "Что у  тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как  еще можно сложить? На что она  стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок  не остановится сам.

Обработка данных: При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Игры на развитие ассоциативности мышления

 

Игра "Что на что похоже "

 

Правила: 3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку. Отгадавший выбирает новых участников игры и предлагает следующий предмет для ассоциации.

 

"Сюрреалистическая  игра " (рисунок в несколько  рук)

 

Правила: Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи.

Второй игрок обязательно  отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и  т.д. до законченного рисунка.

 

"Волшебные  кляксы "

 

Подготовка: Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть.

Правила: Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. 
Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

 

Игра "Словоассоциации"

 

Правила: Взять любое слово. Что оно  ассоциирует. Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно  развивать что называется "на ходу". 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Игры на развитие диалектичности мышления.

 

Игра "Хорошо - Плохо"

 

Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. 

Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

 

Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению 
"положительных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления.

Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых  объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых  проявляются свойства, способствующие воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способность логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

 

Вариант 4. Выявленные противоречивые свойства  перестают вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка

Одним из возможных вариантов  игры "Хорошо - плохо" стала модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные.

Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. 
В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.

Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет выработка  у детей умения чётко формулировать  противоречие. Сначала  ребёнок подбирает  к заданным словам обратные по смыслу.

 Например, тонкий - (?) толстый  , ленивый - (?) трудолюбивый , острый - (?) тупой. 

Затем можно взять любую  пару слов, и попросить детей найти  такой объект, в котором эти  свойства присутствуют одновременно.

 На последнем этапе  развития диалектичности мышления  дети учатся разрешать противоречия, используя ТРИЗовские способы  разрешения противоречий 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Игры направленные на развитие системности  мышления

 

Игра "Теремок"

 

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Задается вопрос: «Кто-то сидит в "теремке" ?». Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина.

"Собери фигурки"

 

Материал:  набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). 
из 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина.

Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней  предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая  из фигурок где стоит, то есть рисунок  должен быть расчленён на детали.

 

"Нелепицы"

 

Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом  деле не бывает. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности