Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 20:50, курсовая работа
Цель – раскрыть роль работы со сказками в развитии речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
раскрыть понятие сказки
выявить особенности работы со сказками
научить детей работать над сочинением сказок
создание книги сказок
Введение
Раннее
выявление и эффективное
Актуальность данной проблемы
определяется также
Использование склонности
Проблема развития связной
Наиболее сложным в
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык. Именно русский язык позволяет максимально проявлять творчество в построении высказываний, употреблении метафор, использовании необычных образов в речи. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни с чем не проявляла себя с такой яркостью, как в народных сказках. Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста говорится в трудах К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского и др. Необычайная красота, яркость, образность, индивидуальная окрашенность повторного воспроизведения позволяют определять сказки в качестве одного из наиболее важных факторов развития речи детей.
На наш взгляд, одним из эффективных средств развития речи детей является обучение сочинению сказок.
Важным моментом в развитии
детей дошкольного возраста
Цель – раскрыть роль работы со сказками в развитии речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
Объектом исследования является развитие речи как процесс в дошкольном возрасте.
Предмет исследования - сочинение сказок.
Практическая значимость представленных результатов исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста.
Структура работы. Работа состоит из Введения,
теоретической и практической глав, Заключения,
Литературы и Приложения, куда вошли сказки
дошкольников.
Глава 1. Развитие речи
дошкольников как психологио-педагогическая
проблема
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе.
Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется у ребенка постепенно в процессе его роста и развития. Темп и уровень развития речи находятся в прямой зависимости
Речь имеет общественно-историческую природу. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях. Общаясь друг с другом, люди употребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общее между людьми. Речь – это процесс использования языка в целях общения людей. Речь и язык неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторический язык создавался и развивался в процессе речевого общения людей.
Характеристика видов речи.
Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Выделяют разные виды речи: Внешняя – служит общению, основной признак доступность восприятию людей (слух, зрение): а) устная – употребляются звуки, человек воспринимает слушателей , их реакцию на его слова, устная речь бывает: диалогическая - это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно (важное требование к собеседникам – умение выслушивать высказывания партнёра до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли); монологическая предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре (лекции, доклады, выступления на собраниях); б) письменная – употребляются письменные знаки, обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтёт написанное только через определённое время. 2. Внутренняя – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она не доступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения (к внутренней речи прибегают как правило, когда испытывают затруднения в процессе мышления).
Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью.
Это очень сложная задача. Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий.
В своём развитии детская речь проходит ряд этапов, качественно отличающихся друг от друга. В младенческом возрасте, на первом году жизни ребёнка, происходит подготовка к овладению родным языком. У новорождённого наблюдаются голосовые реакции в виде крика, хныканья, которыми выражаются его различные органические состояния (голод, боль, утомление). Эти голосовые реакции ещё очень далеки от звуков человеческой речи.
В дошкольной возрасте речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000—1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000—4000 слов у старшего дошкольника) идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка.
Развитие
речи происходит в процессе общения
ребёнка с окружающими, которое
становится в дошкольном возрасте богаче
и разнообразнее благодаря
На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитательном работы, ребёнок практически усваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи.
Практические речевые обобщения помогают ребёнку правильно говорить. Однако в силу чрезмерной генерализации, недостаточной дифференцированности грамматических отношений маленькие дети часто допускают характерные ошибки. Так, усвоив на третьем году жизни выражение «стучать молотком», ребёнок по аналогии с ним говорит «кушать ложечком», «вытирать тряпочком» и т. д. Лишь впоследствии в результате опыта общения с окружающими людьми он начинает дифференцировать окончание существительных в творительном падеже, учитывая их род.
Формирование чувства языка имеет очень важное значение в развитии детской речи. Оно является существенным условием правильного построения устной речи у дошкольника и создаёт необходимые предпосылки для сознательного усвоения грамматики в период школьного обучения.
В процессе развития речи ребёнок должен усвоить не только новые слова, но и их значения. Значения слов, как было уже указано, представляют собой обобщения ряда сходных предметов или явлений. Поэтому овладение значением слова является сложной задачей для дошкольника, обладающего ещё ограниченными знаниями и недостаточным умением обобщать.
Иногда случается, что ребёнок, усвоив какое-либо слово, не понимает ещё его действительного значения и истолковывает это слово по-своему, в соответствии со своим ограниченным опытом.
Вересаев описывает, как в детстве он был удивлён, когда человек, которого называли сыном кухарки, оказался большим мужчиной с рыжими усами. Он думал, что «сыном» может быть лишь маленький мальчик, придавая, таким образом, этому слову своё, особое значение.
Воспитатель должен следить за тем, чтобы, усваивая новое слово, ребёнок вместе с тем правильно понял его значение. Речь ребёнка приобретает различный характер на разных этапах дошкольного детства. Речь детей младшего дошкольного возраста имеет ещё многие черты, характерные для речи ребёнка раннего возраста.
В значительной мере сохраняется непосредственная связь детских высказываний с восприятием и действием. Малыши говорят, главным образом, о том, что они в данный момент воспринимают и делают. Так, слушая рассказ из книги с картинками, они больше ориентируются на то, что нарисовано на картинке, чем на прослушанный текст. Свои мысли младшие дошкольники обычно выражают короткими предложениями, не связывая их друг с другом. Отвечая на вопросы воспитателя, дети затрудняются в построении связного рассказа.
Звукопроизношение младшего дошкольника ещё несовершенно. Звуки р, л, ш, ж многие трёхлетки ещё не произносят или заменяют другими (например, говорят «Зеня» вместо «Женя», «лука» вместо «рука»). Слоги в словах иногда заменяются или перемещаются (например, «хасир» вместо «сахар»). Это объясняется отчасти неумением владеть своим голосовым аппаратом, отчасти недостаточным развитием речевого слуха.
Под влиянием правильно организованной воспитательной работы, повседневного общения с взрослыми, игр и специальных занятий дети переходят к более совершенным формам построения речи и овладевают правильным звукопроизнесением.
Беседы воспитателя с детьми, слушание сказок и других произведений детской литературы, разговоры детей в процессе коллективных игр и занятий являются необходимым условием развития детской речи в этом возрасте.
У
детей старшего дошкольного возраста
происходит дальнейшее развитие речи.
Значительно увеличивается
Вместе с тем обогащение опыта ребёнка, развитие его мышления влияет на изменение строения его речи, в свою очередь побуждает его овладевать новыми, более сложными формами языка.
В фразе выделяются основные и придаточные предложения. Широко используются дошкольником слова, выражающие причинные (потому что), целевые (для того чтобы), следственные (если) связи между явлениями. В отношении ребёнка к собственной речи появляются новые моменты. Старшие дошкольники не только руководствуются в практике речевого общения чувством языка, но и делают первые попытки осознать лежащие в его основе языковые обобщения.
Информация о работе Сказка в развитии речи детей дошкольного возраста