Сказка в развитии речи детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель – раскрыть роль работы со сказками в развитии речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

раскрыть понятие сказки
выявить особенности работы со сказками
научить детей работать над сочинением сказок
создание книги сказок

Работа содержит 1 файл

курсовая дошфак.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Введение

      Раннее  выявление и эффективное развитие творческих способностей является одной  из наиболее важных и актуальных проблем  педагогики. Чем раньше ребенок научится нестандартно мыслить, оригинально  выражать собственные идеи, будет  способен видеть необычное в самых обыкновенных предметах и явлениях, тем успешнее станет любая его деятельность, благоприятным его психологическое развитие.

     Актуальность данной проблемы  определяется также уникальными  возможностями дошкольников в  речевом творчестве: слова и предложения не являются для них, по меткому выражению К.И. Чуковского «скроенными и сшитыми», дети «создают» родной язык, проявляя при этом много творчества. Но, как известно, примерно к шести годам ребенок усваивает большинство языковых правил и неминуемо утрачивает «врожденные» способности к словесному творчеству. Приходит время творчества не столько словесного, сколько смыслового: дети придумывают не слова или выражения, а рассказы, истории и сказки.

          Использование склонности старших  дошкольников к придумыванию различных сказок и историй составляет ресурс не только для развития речевой деятельности детей, но и имеет большое значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка.

     Проблема развития связной речи  дошкольников продолжает быть актуальной в педагогике.    Именно период с 3 до 7 лет является сензитивным к усвоению разных форм речи. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

       Наиболее сложным в педагогической  практике являются поиски содержания  и средств построения работы  по развитию связной речи.

       Огромную роль в этом призван  сыграть родной русский язык. Именно русский язык позволяет максимально проявлять творчество в построении высказываний, употреблении метафор, использовании необычных образов в речи. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни с чем не проявляла себя с такой яркостью, как в народных сказках. Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста говорится в трудах К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского и др. Необычайная красота, яркость, образность, индивидуальная окрашенность повторного воспроизведения позволяют определять сказки в качестве одного из наиболее важных факторов развития речи детей.

       На наш взгляд, одним из эффективных средств развития речи детей является обучение сочинению сказок.  

      Важным моментом в развитии  детей дошкольного возраста является  умение самостоятельно придумывать  сказки. Как показала практика, девочки  и мальчики придумывают сказки по-разному, а, соответственно и методическая работа по развитию речевого творчества посредством составления сказок также должна строится с учетом определенных особенностей. 

             Цель – раскрыть роль работы со сказками в развитии речи детей дошкольного возраста.

          Задачи:

  • раскрыть понятие сказки
  • выявить особенности работы со сказками
  • научить детей работать над сочинением сказок
  • создание книги сказок
 

             Объектом исследования является развитие речи как процесс в дошкольном возрасте.

            Предмет исследования -  сочинение сказок.

           Практическая значимость представленных результатов исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы в работе по развитию речи с  детьми дошкольного возраста.

          Структура работы. Работа состоит из Введения, теоретической и практической глав, Заключения, Литературы и Приложения, куда вошли сказки дошкольников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Развитие речи дошкольников как психологио-педагогическая проблема 

    1. Речь как психический процесс

       Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе.

      Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется у ребенка постепенно в процессе его роста и развития. Темп и уровень развития речи находятся в прямой зависимости

     Речь имеет общественно-историческую природу. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях. Общаясь друг с другом, люди употребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общее между людьми. Речь – это процесс использования языка в целях общения людей. Речь и язык неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторический язык создавался и развивался в процессе речевого общения людей.

     Характеристика видов речи.

     Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Выделяют разные виды речи: Внешняя – служит общению, основной признак доступность восприятию людей (слух, зрение): а) устная – употребляются звуки, человек воспринимает слушателей , их реакцию на его слова, устная речь бывает: диалогическая - это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно (важное требование к собеседникам – умение выслушивать высказывания партнёра до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли); монологическая предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре (лекции, доклады, выступления на собраниях); б) письменная – употребляются письменные знаки, обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтёт написанное только через определённое время. 2. Внутренняя – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она не доступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения (к внутренней речи прибегают как правило, когда испытывают затруднения в процессе мышления).

    1. Особенности развития речи
 

     Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его  взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью.

     Это очень сложная задача. Ребёнку  приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий.

          В своём развитии детская речь проходит ряд этапов, качественно отличающихся друг от друга. В младенческом возрасте, на первом году жизни ребёнка, происходит подготовка к овладению родным языком. У новорождённого наблюдаются голосовые реакции в виде крика, хныканья, которыми выражаются его различные органические состояния (голод, боль, утомление). Эти голосовые реакции ещё очень далеки от звуков человеческой речи.

     В дошкольной возрасте речь ребёнка приобретает  новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000—1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000—4000 слов у старшего дошкольника) идёт практическое овладение более  сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка.

     Развитие  речи происходит в процессе общения  ребёнка с окружающими, которое  становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным  ребёнком знаниям и участию в  различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте.

     На  протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитательном работы, ребёнок практически усваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи.

     Практические  речевые обобщения помогают ребёнку  правильно говорить. Однако в силу чрезмерной генерализации, недостаточной дифференцированности грамматических отношений маленькие дети часто допускают характерные ошибки. Так, усвоив на третьем году жизни выражение «стучать молотком», ребёнок по аналогии с ним говорит «кушать ложечком», «вытирать тряпочком» и т. д. Лишь впоследствии в результате опыта общения с окружающими людьми он начинает дифференцировать окончание существительных в творительном падеже, учитывая их род.

     Формирование  чувства языка имеет очень  важное значение в развитии детской речи. Оно является существенным условием правильного построения устной речи у дошкольника и создаёт необходимые предпосылки для сознательного усвоения грамматики в период школьного обучения.

     В процессе развития речи ребёнок должен усвоить не только новые слова, но и их значения. Значения слов, как было уже указано, представляют собой обобщения ряда сходных предметов или явлений. Поэтому овладение значением слова является сложной задачей для дошкольника, обладающего ещё ограниченными знаниями и недостаточным умением обобщать.

     Иногда  случается, что ребёнок, усвоив какое-либо слово, не понимает ещё его действительного  значения и истолковывает это  слово по-своему, в соответствии со своим ограниченным опытом.

     Вересаев  описывает, как в детстве он был  удивлён, когда человек, которого называли сыном кухарки, оказался большим мужчиной с рыжими усами. Он думал, что «сыном» может быть лишь маленький мальчик, придавая, таким образом, этому слову своё, особое значение.

     Воспитатель должен следить за тем, чтобы, усваивая новое слово, ребёнок вместе с тем правильно понял его значение. Речь ребёнка приобретает различный характер на разных этапах дошкольного детства. Речь детей младшего дошкольного возраста имеет ещё многие черты, характерные для речи ребёнка раннего возраста.

     В значительной мере сохраняется непосредственная связь детских высказываний с  восприятием и действием. Малыши говорят, главным образом, о том, что они в данный момент воспринимают и делают. Так, слушая рассказ из книги с картинками, они больше ориентируются на то, что нарисовано на картинке, чем на прослушанный текст. Свои мысли младшие дошкольники обычно выражают короткими предложениями, не связывая их друг с другом. Отвечая на вопросы воспитателя, дети затрудняются в построении связного рассказа.

     Звукопроизношение младшего дошкольника ещё несовершенно. Звуки р, л, ш, ж многие трёхлетки ещё не произносят или заменяют другими (например, говорят «Зеня» вместо «Женя», «лука» вместо «рука»). Слоги в словах иногда заменяются или перемещаются (например, «хасир» вместо «сахар»). Это объясняется отчасти неумением владеть своим голосовым аппаратом, отчасти недостаточным развитием речевого слуха.

     Под влиянием правильно организованной воспитательной работы, повседневного  общения с взрослыми, игр и  специальных занятий дети переходят к более совершенным формам построения речи и овладевают правильным звукопроизнесением.

     Беседы  воспитателя с детьми, слушание сказок и других произведений детской литературы, разговоры детей в процессе коллективных игр и занятий являются необходимым условием развития детской речи в этом возрасте.

     У детей старшего дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие речи. Значительно увеличивается словарь  ребёнка (до 3000—4000 слов). Усложняющееся  в связи с новыми видами учебных  занятий, коллективных игр, трудовых поручений общение с окружающими людьми приводит к обогащению словаря ребёнка и овладению новыми грамматическими формами родного языка.

     Вместе  с тем обогащение опыта ребёнка, развитие его мышления влияет на изменение  строения его речи, в свою очередь побуждает его овладевать новыми, более сложными формами языка.

     В фразе выделяются основные и придаточные  предложения. Широко используются дошкольником слова, выражающие причинные (потому что), целевые (для того чтобы), следственные (если) связи между явлениями. В отношении ребёнка к собственной речи появляются новые моменты. Старшие дошкольники не только руководствуются в практике речевого общения чувством языка, но и делают первые попытки осознать лежащие в его основе языковые обобщения.

Информация о работе Сказка в развитии речи детей дошкольного возраста