Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:20, курсовая работа
Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в направлении развития творческих способностей в изобразительной деятельности. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
Введение стр.
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творчества способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Проблема творчества, творческих способностей в современной педагогике и психологи стр.
Понятие «творчество» и «творческих способности» стр.
Компоненты творческих способностей стр.
Развитие изобразительных способностей стр.
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей стр.
Вывод по главе I стр.
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
2.1 Развитие качеств творческого мышление стр.
2.2 Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности стр.
2.3 Условия успешного развития творческих способностей детей
Глава II Методы исследования развития творческих способностей
Методы исследования стр.
Заключение стр.
Приложения
Однако возможности развития
способностей, достигнув максимума
в
"момент" созревания, не остаются
неизменными. Если эти возможности не
используются, то есть соответствующие
способности не развиваются, не функционируют,
если ребенок не занимается необходимыми
видами деятельности, то эти возможности
начинают утрачиваться, деградировать
и тем быстрее, чем слабее функционирование.
Это угасание возможностей к развитию
- необратимый процесс.
Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. Малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.
[ ]
С психологической точки
зрения дошкольное детство является
благоприятным периодом для развития
творческих способностей потому, что
в этом возрасте дети чрезвычайно
любознательны, у них есть огромное
желание познавать окружающий мир.
И родители поощряя любознательность,
сообщая детям знания, вовлекая их
в различные виды деятельности, способствуют
расширению детского опыта. А накопление
опыта и знаний - это необходимая
предпосылка для будущей
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Выводы по главе I.
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления так как развитие этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.
Большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.
Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.
Диалектичность является
необходимым качеством
Психологи, провели ряд исследований
установили, что механизм диалектического
мышления функционирует в народном и научном
творчестве. В частности анализ трудов
Выгодского показал, что выдающийся русский
психолог постоянно использовал этот
механизм в своих исследованиях.
Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;
2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;
3. Формирование умения разрешать противоречия;
И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность.
Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.
Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.
Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями.
Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:
1. Формирование умения
рассматривать любой предмет
или явление как систему
2. Развитие умения определять
функции предметов с учетом
того, что любой предмет
2.2 Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности.
Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения.
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений нового, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой творческой деятельности. Воображение помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения.
В 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Л. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые дети получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека". [ ]
Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.
Педагогический вывод, который
можно сделать из всего выше сказанного,
заключается в необходимости расширять
опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно
прочные основы для его творческой деятельности.
Чем больше ребенок видел, слышал и пережил,
чем больше он знает и усвоил, чем большим
количеством элементов действительности
он располагает в своём опыте, тем значительнее
и продуктивнее при других равных условиях,
будет деятельность его воображения. С
накопления опыта начинается воображение.
В дошкольном возрасте развитие познавательных
интересов ребенка должно идти по двум
основным направлениям:
1. Постепенно обогащение опыта ребенка,
насыщение этого опыта новыми знаниями
о различных областях действительности.
Это вызывает познавательную активность
дошкольника. Чем больше перед детьми
открываются стороны окружающей действительности,
тем шире возможности для возникновения
и закрепления у них устойчивых познавательных
интересов.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У ребенка должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Необходимо будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать нужную информацию это приводит к творческому решению задачи. А для этого необходимо практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.
Продуктивное творческое воображение характеризуется не только особенностями как оригинальность и богатством продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.
У младшего дошкольника воображение идет за предметом все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе которой могут влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий.
Огромное значение
для развития фантазии детей
имеет игра, которая является
основным видом деятельности
дошкольников. Именно в игре ребенок
делает первые шаги творческой
деятельности. Ребенок должен сначала
в игре проявлять свою
Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам хочется подчеркнуть, что эффективное развитие возможно при совместных усилиях со стороны воспитателей дошкольных учреждений, и со стороны семьи.
Недостаточная разработанность проблемы творчества является причиной сложности и неоднозначности в выборе критериев оценки творческой деятельности и уровня развития творческих процессов. Оценка продуктивного воображения должна носить комплексный характер и объединять показатель направленности на задачу с показателем креативности в процессе ее решения.
Халманн Р. полагает, что существуют различные стороны понимания природы творческих процессов, которые и являются основой критериев оценки. Под творчеством он понимал способность находить новые связи, предрасположенность к совершению и созданию нового. []
В целом все подходы к разработке критериев оценки творчества разделяют на две группы (по Ю. Дери, И.М. Розет):