Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в направлении развития творческих способностей в изобразительной деятельности. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.

Содержание

Введение стр.
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творчества способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Проблема творчества, творческих способностей в современной педагогике и психологи стр.
Понятие «творчество» и «творческих способности» стр.
Компоненты творческих способностей стр.
Развитие изобразительных способностей стр.
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей стр.
Вывод по главе I стр.
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
2.1 Развитие качеств творческого мышление стр.
2.2 Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности стр.
2.3 Условия успешного развития творческих способностей детей
Глава II Методы исследования развития творческих способностей
Методы исследования стр.
Заключение стр.
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по дошкольной педагогике (ИЗО деятельность).docx

— 89.52 Кб (Скачать)

Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются  в оригинальных и ценных продуктах  деятельности.

 Воображение тесно  связано с образным мышлением,  и оба эти процесса основываются  на образном, эстетическом восприятии. Без них невозможно осуществление  ни  одной художественно-творческой  деятельности. Воображение развивается  на основе комбинирования воспринятых  ранее образов в новые, которых  нет в действительности или  которые приобретают новый смысл,  иное содержание.

Силу творчества, его преобразующий, действенный характер Л. С. Выготский  видит в многообразии формах связи  воображения с действительностью. В своих исследованиях автор доказал, что связи воображения совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной действительности к этапу вынашивание и оформления продуктов воображения, к  воплощению их в реально существующий, который снова взаимодействует с человеком.[           ]

Старший дошкольник может  не только управлять своими действиями, но даже предвидеть результаты деятельности. Постепенно усложнять, деятельность ребенка  требует совершенствования его  речевой функции. Мыслительная деятельность не возможна без речи. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями путем обобщенных способов, которые помогают в поисковой, комбинаторной  деятельности.

Итак, развитие творчества ребенка  обеспечивают восприятие, единство воображения  и худжожественно-образного мышления, творческое воображение.

Изобразительное творчество ребенка невозможно также без  развития специальных изобразительных  способностей – чувства цвета, формы, пропорции, чувства ритма, декоративность, композиции: способности «ручной  умелости» (владение техникой).

Наиболее полно дошкольный возраст рассматривает Е. И. Игнатьева  с точки зрения совершенствования  некоторых сторон рисования в  условиях определенным образом построенного обучения: наблюдения за процессом  поэтапного создания ребенком изображения  предметов методом срезов.[       ]

Генезис изобразительной  деятельности ребенка (на материале  рисунка) наиболее полно и разносторонне  изучен В. С. Мухиной. Автор рассматривает рисование как форму усвоения ребенком социального опыта. В. С. Мухину интересует психологический аспект изобразительной деятельностью ребенка (развитие рисунка как специфического знака), изобразительные средства, которыми пользуется ребенок для выражения своего отношения к нарисованному. [          ]

Изобразительные способности  изучали также Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина,  Н. И. Стрелянова. Ими рассматривались особенности выразительных средств рисунка (своеобразие линий, форм, цвета, расположение на плоскости листа), характер создаваемый детьми образов – как реалистических, так и сказочный. [         ]

А. В. Бакушинский выделяет цвет в рисунке как одно из наиболее ярких художественно-выразительных  средств, обращает внимание на его орнаментальное значение при создании композиции узора. За основу он берет двигательные  и зрительный опыт ребенка, зависимость  развития детского творчества от развития движений и двигательных ощущений в  познании и отражении мира.[            ]

В теории изобразительной  деятельности по вопросу соотношения  цвета и формы в рисунке  сложились две тенденции.

А. В. Бакушинский, Е. А. Флерина  указывали на ведущие значение цветового  пятна в обучении  детей рисованию.

Е. И. Игнатьева, В. И. Криеенко подчеркивали роль графических средств  изображения.

 Форма является носителем содержания и выступает, как ведущий признак в изобразительной деятельности. Цвет наиболее сильно воздействует на эмоциональное восприятие ребенка. В зависимости от характера образа может доминировать то или иное средство выразительности (линейный контур или цветовое пятно). Взаимосвязь цветовых или графических образов  влияет на развитие творческой активности ребенка при условии их вариативного использования.

Как отмечают исследователи, цвет особенно привлекает внимание ребенка. В рисунке  часто используется цвет как декоративность, ребенок старается сделать изображение наряднее, ярче, при этом стремиться к контрастности цветов. Цвет вызывает у детей эмоциональное отношение к образу (добрый, злой, страшный) как реалистическому, так и сказочному.

Развитие у детей чувство  формы и пропорции формируется  в процессе рисования. Эта способность  помогает через освоение сенсорных  эталонов перейти к созданию художественного  образа. Ребенок может нарушить пропорции  частей, выделить отдельные детали, выразительные движения поворотом, наклоном фигуры. Передача движений в  рисунке сложна для дошкольника.

Сенсорные способности формируют  в разных видах детской деятельности, в том числе и изобразительной. Овладение системой сенсорных эталонов помогает ребенку реализовать свои творческие способности при изображении  предметов, явлений окружающего.

Формирования способности  зрительной оценки пропорции в изобразительной  деятельности дает ребенку возможность  увидеть эстетические свойства предмета в рисунке. В изобразительном  творчестве способность к зрительной оценки пропорций направлена часто  в сторону нарушения ребенком пропорций, которые он мотивирует характером создаваемого образа.

Развитие способности  чувства  формы, ее очертания, пропорций  характерные свойства наиболее эффективно реализуется в процессе рисования с натуры (у детей старшего дошкольного возраста). У детей появляется изобразительное отношение к различным видам изобразительной деятельности. В рисовании с натуры ребенок передает характерные признаки предмета, его очертание формы, пропорции. Движение рук приобретают уверенность, становиться более координированными, это дает возможность более свободно использовать технические приемы рисования.

 В исследованиях Р.  Г. Казакова доказана возможность  формирования у детей 6-7 лет  первоначальные способности рисования с натуры. Изменяя детское отношение к процессу рисования. Дети размышляют, планируют, находят место для изображения натуры на листе бумаги. Рисование с натуры способствует формированию пропорций, композиции. Они критически относятся к своим возможностям, вызывают сомнения, овладевают последовательностью работы: от общего (наброска) к частному (изображение характерных особенностей натуры). Дошкольники соотносят рисунок с натурой в процессе рисования, дают пропорции, характерные черты предмета, персонажа (игрушки). Дети овладевают способом обследования формы, материала, фактуры, что помогает составить более четкий образ представлений и адекватно передать  его изобразительно-выразительными средствами в графике и цвете.

Для обучения детей  сравнивать различные предметы, их форму перед рисование с натуры необходимо предоставить  возможность выбора того предмета (вазы, кувшина, цветов, игрушек)., которые дети будут рисовать. В таких условиях ребенку интересно самому сделать выбор формы предмета, он будет руководствоваться своими критериями. Личностно мотивированный выбор натуры активизирует восприятие ребенка, он быстрее схватывает очертание формы, пропорции, все, что характеризует данный объект. В результате образ, созданный ребенком, приобретает индивидуальность, художественную выразительность.

Чувство композиции в изобразительном  творчестве по отношению к дошкольникам изучена еще не достаточно.

Е. В. Шорохов дал структурный  анализ понятия «композиция» и выявил ее составные элементы:

- определение идеи;

- выбор вида искусства;

- жанра;

- разработка замысла;

- практическая деятельность по его реализации (это имеет отношение к анализу творчества художника).[          ]

 Анализ детского творчества  показывает, что композиция рисунка  анализируется ритмом, который уравновешивает  все части, предметы фигуры, цветовые  контрасты. 

В. Ф. Котляр рассматривает  чувство ритма как целостную  систему ритмической способности. Целенаправленное развитие чувства  ритма заключается в последовательном освоении  ритмических структур, что повышает качество рисунка и  ведет к появлению новых композиционных возможностей – выделение главного объекта изображения,  создание динамического  изображения в рисунке. [          ]

В процессе рисования ребенок  выполняет целый ряд действий с различными материалами, орудиями, что требует координации движений, зрительного контроля. По данным Т. Н. Дроновой, у старших дошкольников формируется следующая последовательность: от контроля по результатам, к контролю за способом действия и от него – к предпосылкам предвосхищающего контроля. Эти действия способствуют планированию детьми своих действий при создании сюжетных композиций при образно-творческом характере изобразительной деятельности старших дошкольников.

Формирование ручной умелости важный процесс для изобразительной деятельности.

Т. С. Комарова рассматривает  умения в связи с процессом создания изображения, образа и утверждает, что их нельзя сводить к простым или более сложным упражнениям. Различные навыки входящие в технику рисования, по-разному компенсируются в умения и играют важную роль в освоении изображения. «Ручная умелость» как один из компонентов изобразительной деятельности направлена в основном на формирование сенсомоторной способности к рисованию, что дает  возможность рассматривать умения в аспекте обучения детей средствам художественно- образной выразительности в разных видах деятельности.

Вопросом о соотношении «изобразительности» и «выразительности» в детских рисунках. Занималась Г. В. Лабунская, которая характеризует «изобразительность» как элементарные умения  и навыки в области реалистического рисунка, как посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон предмета или явления действительности и передача активно эмоционального отношения к нему.[          ]

В исследованиях проблемы художественного творчества Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, В. А. Езикеевой, Т. Г. Казаковой, О. С. Ушаковой  раскрыты средства  художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать художественный образ.

Н. А. Ветлугина выдвигает  показатели процесса и качества продукции  детского художественного творчества:

  1. Отношение, интересы

- искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность;

- интерес к изобразительной деятельности.

- способность «вхождения» в изображаемый образ

  1. Показатели способов творческих действий

- создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов

- дополнение, изменения, преобразование знакомого материала, нахождение оригинальных приемов изображения.

- самостоятельное нахождение  новых способов, быстрота реакций и ориентировки в новых условиях.

  1. Показатели качества результатов творчества

- нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощение художественных образов в рисунке.

Соответствии результатов творчества элементарным художественным  требованиям:

а) особенности цветовой гармонии, колорита;

б) характер линий, выразительность  формы, силуэта;

в) ритм цветовых пятен, линий, форм;

г) своеобразие композиции («смысловой центр», фризовая, горизонтальная, вертикальная)

Индивидуальный почерк это особая манера исполнения и выражения ребенка своего эмоционального отношения к образу.

Итак, развитие специальных  изобразительных способностей помогает ребенку свободно проявлять индивидуальность в творчестве. От степени развитости чувства цвета, формы, композиции зависит  процесс создания художественного  образа, его выразительность. Цветовой колорит, гармония красок, оригинальность очертаний линий, форм, силуэтов, разнообразие композиционного построения в декоративных и сюжетных работах индивидуальность детским рисункам. Творчество, можно рассматривать как универсальную способность, которая обеспечивает развитие личности ребенка. Создание благоприятных педагогических условий будет способствовать этому процессу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Проблема оптимальных сроков начала развития

творческих  способностей.

 

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет для формирование и развивать творческие способности у  детей. Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Дозревание роста количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых.  В это время происходит "дозревания"  наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших, возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. У ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности